Т. В. Княжицкая. Калейдоскопы. История чудесной игрушки

Реклама нашего интернет-магазина: Продажа авторских калейдоскопов.

Калейдоскопы не нуждаются в долгом представлении и описании. Незатейливая трубка с зеркалами и кусочками стекла, ровесница волшебного фонаря и туманных картин, и в ХХI веке вызывает интерес у людей всех возрастов независимо от их статуса и финансового положения.

Даже современные дети, пресыщенные телевизионными и компьютерными удовольствиями, любят эту игрушку. А тридцать лет назад, на заре эры компьютерных игр, калейдоскоп был предметом восхищения и любознательности всех юных зрителей, готовых разобрать каждый экземпляр на составные части, чтобы узнать, что же там внутри слагает бесчисленные яркие узоры. Еще раньше, в XIX столетии, калейдоскоп считался не ребячьей забавой, а оптическим увеселительным прибором для взрослых, помогавший коротать досуг в докинематографическую эпоху.

Когда же появились первые калейдоскопы? Вероятно, в те времена, когда мир научной мысли активно постигал науку о свете и появлялись все новые оптические приборы, то есть в XVII-XVIII вв. Распространенная ныне в Интернете и даже в сюжетах солидных телеканалов информация о том, что М. В. Ломоносов был причастен к созданию калейдоскопов, не подтверждается документами и фактами. Скорее всего, это — легенда. Версия о трех калейдоскопах, якобы созданных великим русским ученым и ныне находящихся в фондах Государственного Эрмитажа, опубликована в разных источниках, и мы решили ее проверить. За разъяснением мы обратились к сотрудникам этого крупнейшего отечественного музея, где в отделе русской культуры нам ответили, что калейдоскопов Ломоносова в Эрмитаже нет. Мы, однако, не исключаем возможности причастности Ломоносова к созданию калейдоскопа, так как гениальный русский ученый является автором множества оптических приборов, и, конечно, мог создать и «узорник», как на русский лад называли эту игрушку в России.

 Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России обнаружены нами применительно к началу XIX столетия. Они относятся к тому времени, когда этот прибор уже стал известен в Англии благодаря шотландскому физику Сэру Давиду Брюстеру, который придумал его в 1816 году и запатентовал. Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале «Благонамеренный» за 1818 год:

Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.

Известна история, как один богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп баснословных денег.

Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа - дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.

Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то  свое. Наши соотечественники также запатентовали ряд изобретений в области созданий калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960-1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.

За рубежом изготовление калейдоскопов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей калейдоскопов «Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.

Тяга к рекордам сказалась и в области создания калейдоскопов. В 2005 году в Японии на выставке «Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри калейдоскопа.

Чтобы полюбоваться яркими светящимися узорами, отдохнуть и расслабится, достаточно купить калейдоскоп и наслаждаться вместе с близкими увлекательным, никогда не повторяющимся зрелищем.

Калейдоскопы авторской работы можно приобрести в интернет-магазине  «Солнечный свет».


Для написания этой статьи были использованы следующие материалы:

  • Новый энциклопедический словарь, СПб., 1913. Т. 20. С. 469.
  • Техническая Энциклопедия. СПб., 1910. С. 86.
  • Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142-143.
  • Описание оптических увеселительных приборов. СПб., 1861. С. 64-66.

02.05.2009, 17880 просмотров.