Экскурс в историю витражного искусства. Часть III.

УПАДОК И ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА В ЕВРОПЕ В XVI — СЕРЕДИНЕ ХIX ВВ.

В XVI в. триумфальное развитие живописи на стекле, после настоящего взлета в первой половине столетия, было подорвано религиозными войнами, раздиравшими Европу. Старые витражи разрушаются, заказы на новые — отсутствуют. В странах, где победила Реформация (Англия, Нидерланды), традиция религиозно-исторического витража сходит на нет, ее заменяет светский витраж, как в ратушах, так и в храмах, часто геральдического характерах. В регионах, оставшихся верными католичеству (Франция, Испания, Италия) также происходят глубокие изменения: архитектура Ренессанса, увлекшаяся античными формами, теперь не нуждается в витражах.
К XVII столетию витражное искусство в Европе уже находилось в состоянии упадка. Научная революция и рациональная философия, сформировав¬шие мировоззрение ХVII столетия, способствовали почти полному забвению этого ремесла. Изготовление многоцветных композиций из расписных стекол повсеместно прекратилось. Именно в это время были утеряны секреты мастерства, прервалась традиционная преемственность знаний в области витражного дела. Эпоха Просвещения вошла в историю как век Разума и Света, но света не божественного сияния, а научного знания. Выдвинутый в это время лозунг «Больше света», понятый буквально, привел к намеренному и це¬ленаправленному уничтожению многих готических и ренессансных витражей, которые заменялись в окнах древних храмов и ратуш обычным бесцветным стеклом.
Витраж «Аллегория искусства», XIX в., Музей декоративного искусства, ПрагаВозрождение интереса к многоцветным сияющим окнам произошло в Европе лишь в период романтизма в конце XVIII — начале XIX вв. Средневековые витражи, «открытые» романтиками, потрясли их силой своей выразительности и эмоциональным богатством. Cильное впечатление создавали не столько сами древние витражи, художественная ценность которых была признана позже, сколько сама атмосфера церковной службы в соборе, когда звуки органа составляли единое целое с колыханиями воздуха и струящимся сквозь цветные стекла светом. Восприятие музыки, цвета и света как единообразного сплава, объединенного в нерасторжимое целое пространством готического храма, предопределило в XIX столетии одно из направлений поисков художественного синтеза.
Увлечение средневековьем, возродившаяся философия неоплатонизма способствовали возрождению витражного производства. После повсеместного упадка оно оживилось в конце XVIII века первоначально в Англии. Здесь изготавливали не «классические» мозаичные витражи, а живописные на монолитном куске стекла. Живопись по стеклу стала непременным разделом всех художественных выставок. По возрожденной английской традиции расцвеченные стекла украшали дома и кареты. Однако очень часто расписанные стекла не предназначались для окон, а были станковыми картинами. Именно в Англии в области витражного ремесла возникла школа исторической живописи, работавшая над переводом на стекла шедевров мирового искусства. Считалось, что транспарантная техника может придать старой живописи дополнительные качества. Опыты с витражами имели значение и для живописи на холсте, когда на непрозрачной основе стали имитировать эффекты живописи на стекле.
В начале XIX в. во многих европейских странах предпринимались попытки производства витражей. Художники пробовали подражать старинным работам, но малоуспешно, так как старинная техника и технология их изготовления были утрачены. От тиражирования одних и тех же типов витражей с гербами мастера постепенно перешли к поиску рецептов изготовления цветного стекла и составов для росписей. Этим исканиям была посвящена вся первая половина XIX столетия. Наибольших успехов в области изготовления витражей к середине века добилась Германия ( «Заведение живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене) и Франция (Севрская мастерская). С этого времени количество витражных мастерских стремительно росло по всей Европе. Диапазон типов витражей, изготавливаемый в это время, был чрезвычайно широк. От подражания средневековым подлинникам, которое стимулировалось грандиозными реставрационными работами по восстановлению крупных готических соборов во Франции, до создания «картин на стекле», которые игнорировали деление окна перемычками переплета и отказались от свинцовых швов, отдавая предпочтение живописи по стеклу, как по холсту. Эпоха эклектики привела в декоративных искусствах к бесконечному варьированию художественных и декоративных форм и орнаментов прошлых веков. В витражном искусстве разных стран тиражируются одни и те же сюжеты: фигуры различных аллегорий среди архитектурных декораций, геральдические композиции, готические орнаменты…

11.02.2009, 7645 просмотров.