Екатерина Ермолаева. Витражи Англиканской церкви в Петербурге живы!

Зал в Английской церкви на Английской наб., 56 в Санкт-Петербурге. Фото Ирины Ендошиной, 2019

В здании на Английской набережной, дом 56 в Санкт-Петербурге еще в XIX веке расположился уникальный комплекс витражей, созданных фирмой «HEATON, BUTLER & BAYNE». На сегодняшний момент они находятся в бывшем церковном зале, большинство сложены в две «стопки», некоторые расположились у ниши органа. Качественных фотографий у нас не получилось из-за нехватки света и… страха – передвигать витражи, словно перелистывая их, подсвечивать центр композиции фонариками было просто небезопасно.

Один из витражей в Английской церкви. Фото Валентины Летовой. 2019

Посетить здание мы смогли благодаря PR-отделу театра. На фото Денис Власов, начальник управления имущественного комплекса театра Мюзик-Холл.

Экскурсия в Английской церкви. Фото PR отдела Мюзик-холла, 2019

В двух словах их история выглядит так:
При реконструкции здания Дж. Кваренги в 1870-х годах гражданский инженер Ф.К. Болтенгаген изменил систему освещения церковного зала: вместо двух рядов окон (отчего здание с набережной казалось трехэтажным) сделал один, значительно увеличив размеры оконных проемов. И разместил в них витражи. Вместо традиционного для эпохи классицизма дневного света пространство заполнилось светом цветным. В интерьере возникли и другие яркие цветовые акценты – мозаичные панно и росписи на стенах. В отличие от витражей, они сохранились на своих местах и сохранились на удивление хорошо!

Один из витражей в Английской церкви. Фото PR отдела Мюзик-холла, 2019

Перестройка здания была связана не только с необходимостью ремонта, но и с фактом приобретения витражей! Образы апостолов и английский святых прекрасно описаны Т.А. Соловьевой: «они [витражи – Е.Е.] имеют прямоугольную форму. В центре каждой композиции находится изображение святого или святой, заключенное в раму с полуциркульным верхом из прозрачного стекла, покрытую золотистым цветочным узором. Два угла над ней заполняет стилизованный растительный орнамент. Вверху каждого витража помещено изображение шестикрылого серафима (или херувима). Основная цветовая гамма главных фигур витража – красная, синяя, желтая». (С. 242). Судя по секире, мы увидели святого апостола Матфея. В 1890-х гг. были подарены еще два витража с изображением святого Георгия и святой Елизаветы, преподносящей хлеб детям (они сохранили дарственные надписи в нижней части композиции и перекликаются с композицией мозаик, установленных в храме в те же годы). Для их установки были пробиты два окна на южной стене зала. (С. 243.)

Один из витражей в Английской церкви Санкт-Петербурга, фото PR отдела Мюзик-холла, 2019

8 из 15 витражей были отреставрированы в конце 1990-х гг. петербургскими мастерами С.А. Хваловым, Н.М. Гончаровой и В.Н. Лебедевым. На 2016 год состояние их признано удовлетворительным, хотя произведения и требуют очистки от загрязнений. С 2016 года здание находится в оперативном управлении Мюзик-холла (планируется создание нового открытого культурного пространства – Концертного зала), разработан проект реставрации и приспособления здания, прошедший ГИКЭ в 2018 году. В соответствии с ним витражи должны занять свое историческое место.

Сложенные у стены витражи в Английской церкви в Петербурге. Фото Ирины Ендошиной, 2019

Подробности здесь:
•   История здания: Соловьева Т. А. Английская набережная. – СПб., 2004. – С. 236-245
•   Наиболее подробное описание самих витражей: Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга (период до 1917 года). – СПб, 2001 – С 140-146.
•   Данные историко-культурной экспертизы проекта работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (включая фотофиксацию 2018 года, старинные фото каждого витража и вида церковного зала)
•   Проект приспособления на сайте архитектурного бюро «Традиция»

Текст подготовлен Екатериной Ермолаевой.

Фотографии PR центра Мюзик-холла,

Екатерины Ермолаевой, Валентины Летовой, Ирины Ендошиной, Сергея Хвалова.

Все материалы размещены с разрешения правообладателей.


Витраж «Святой Иоанн» из Английской цекв. 1870-е гг. Фото Сергея Хвалова. 1990-е гг.

Историческая справка

Витражи для Англиканской церкви – это целый ансамбль из разноцветных окон, каждое размером 3,2 х 1,4 метра. Они относятся к типу комбинированных витражей, выполненных в свинцово-паечной технике с дополнением росписью. Применена богатая палитра цветных кафедральных стекол, роспись, техника серебряного травления, дающая изумительный эффект золотого свечения.

Витраж «Святой Георгий» из Английской церкви в С.-Петербурге, 1890-е гг. Фото Сергея Хвалова, 1990-е гг.

Этот ансамбль – единственный в России образец английского витражного искусства, его создатель фирма «Heaton Butler & Bayne». Окна ее производства можно увидеть до сих пор в различных странах мира: от Бразилии до Дании, от Канады до Японии. Витражи для Англиканской церкви создавались с интервалом в 20 лет в 1870-1890-е гг. В трактовке сюжетов и необычайной декоративной живописности наблюдается смешение позднего викторианского стиля конца XIX века и раннего модерна.

Фрагмент витража из Английской церкви в С.-Петербурге. XIX в. Фото Сергея Хвалова, 1990-х гг.

Атрибуция витражей Англиканской церкви произведена в 2000 г. исследователем Т. М. Шульгиной, ее статья опубликована в издании «Дизайн и строительство», № 9, 2000 г.

Татьяна Княжицкая

26.12.2019, 2121 просмотр.