Соляной пер., 15. Витражи и архитектурное остекление

Музей Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица, арх. Месмахер М. Е., 1885-1895

Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

В задачи инвентаризации витражей С.-Петербурга не входит учет витражей в собраниях музеев. Однако элементы отделки, неразрывно связанные с архитектурой зданий, мы отмечаем, в связи с их значимостью для исторического процесса развития витражного искусства в России.

Особенно важными представляются произведения искусства в общественных сооружениях, поскольку их доступность способствовала воспитанию художественного вкуса как рядовых горожан, так и профессионалов-художников в области витражного искусства. Одним из таких знаковых сооружений в С.-Петербурге является Музей училища А. Л. Штиглица, экспонаты которого использовались в учебных целях, и, одновременно, формировали культурные предпочтения петербургской образованной публики.

Первоначально в отделке здания находилось несколько произведений художественного стеклоделия и архитектурное стекло. Это – два витража в вестибюле, остекленный двойной купол над Большим залом и 14 «световых квадратов» из стеклянных плиток, уложенных в металлический каркас в помещении на 1-ом этаже.

Два свинцово-паечных витража с росписью находятся по сторонам от главного вестибюля. Они установлены во внутренних окнах, смежных с Готическим и Древне-Римским залами. Эти витражи, а точнее обрамления для старинных витражей из коллекции музея, были заказаны в Германии, в мастерской Ф. К. Цеттлера по эскизам арх. М. Е. Месмахера в 1893 году [1]. В левом окне в центре витража находилось расписное стекло XIII века «Моисей со скрижалями» (ныне в собрании ГЭ) [2], а в правом было два старинных фрагмента, которые не сохранились.

Большой зал – главное парадное помещение Музея. Его стеклянный свод виден издалека в этой части города. Из пространства интерьера его перекрытие, одновременно являющееся источником света, впечатляет грандиозностью конструкции и эффектным декоративным заполнением. Пространственная организация и оформление этого помещения созданы по образцу внутренних дворов палаццо эпохи итальянского Возрождения. Для освещения интерьера огромной площади архитектор предусмотрел световой потолок. Это – масштабная инженерная конструкция из стекла и металла в виде двойного свода. Внутренний слой представляет собой коробовый свод, боковые части которого закрыты не вертикальными срезами-люнетами, а каждый двумя лотками сомкнутого свода. Внутренний свод состоит из двух взамосвязанных оболочек, идущих почти параллельно друг другу на небольшом расстоянии толщины стены зала. Вторая оболочка, также остекленная, носит вспомогательный характер.

Наружный свод, лежащий на стенах, в основе своей зеркальный, с высокой паддугой, которую вместо горизонтального среза-зеркала, завершает «глухое» покрытие из металла на четыре ската. Оно несколько нависает над внешней стеклянной оболочкой. Эта металлическая крыша в верхней части наружного свода привела к общему затемнению зала. На темное пятно в середине потолка обращали внимание обозреватели в XIX в. В результате иллюзия воздушности зала, его полной открытости для света и неба была не полной.

Сама по себе задача устройства верхнего света в помещении не была новой, и в петербургской архитектуре XIX столетия имелось достаточно примеров устройства остекленных просветов в потолках. Но стеклянная кровля в форме свода впервые была реализована именно здесь. Уникальная, не имевшая аналогов в России на тот момент металлическая конструкция была сделана частями на заводах Ф. К. Сан-Галли и полностью смонтирована на месте [3]. Нижний ярус в виде металлической решетчатой конструкции был остеклен одинаковыми витражными модулями. Они были созданы в комбинированной технике свинцово-паечной сборки из цветных и расписных стекол. Автором этого декоративного решения был архитектор Месмахер [4], а сами витражные модули заказаны в 1891 году в мастерской Ф. К. Цетллера в Мюнхене [5].

Остекление наружной оболочки было осуществлено в 1891 году мастером Эбертом [6].  Тогда же были заказаны витражные модули в Германии. В 1893 году они были вставлены во внутренний свод мастером Языковым [7].

Стеклянный свод с ковровым орнаментом из золотых звезд стал своего рода достопримечательностью Музея. Даже на исторических черно-белых фотографиях он поражает своей грандиозностью. Этот узорчатый потолок был не только источником света и эффектным завершением зала, но и одной из самых масштабных инженерных конструкций из металла и стекла в истории российской архитектуры.

В 1946 году, во время II Мировой войны свод был разрушен взрывной волной. Все стекло площадью 3500 кв. м. утрачено [8]. В 1947 году каркас свода восстановлен и остеклен бесцветным стеклом [9]. По данным Е. Ю. Иванова в 2000 г. несколько стекол воссозданы преподавателями кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА И. Б. Томским и В. В. Дудиным [10].

В здании была использована и одна из строительных новинок конца XIX века – «стеклянные» полы. В помещении вдоль главного фасада на 1-ом этаже в полу были устроены световые проемы. Железные переплеты для них делал мастер Рейнгард. В каждый переплет уложено 25 стеклянных квадратных пластин. Эти «световые квадраты» освещали подвальное помещение. Таких «квадратов» в помещении 14, по семь штук в двух рядах. Они, несомненно, были предусмотрены архитектором заранее и органично включены в рисунок покрытия пола.

В коллекции Музея изначально находилось собрание витражей разного времени, в том числе работы художника Владимира Дмитриевича Сверчкова. Витраж с изображением императорского германского герба был вставлен в одно из внешних окон галереи 2-го этажа Большого зала. Он отчетливо виден на черно-белой фотографии из собрания Музея. В настоящий момент витраж находится в собрании ГЭ.

Сразу после открытия Музея училища, его значение вышло за рамки обычного «учебного» музея. Здесь находилась одна из крупнейших в Европе коллекций декоративно-прикладного искусства. С первых лет существования музей был бесплатно открыт для посещения и вошел в культурную жизнь столицы как ее неотъемлемая часть. Произведения художественного стеклоделия в здании, наряду с другими произведениями искусства, являлись образцами для изучения и копирования для студентов училища – будущих художников, и тем самым оказывали влияние на формирование специфических особенностей петербургского, и – шире – российского витражного искусства.

Октябрь 2022 г.


Витражи в вестибюле

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Второй витраж в вестибюле. Фрагмент

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Витражи в здании Музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2020-х

Большой выставочный зал

Проектные чертежи

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. XIX в.

Фотографии разных лет

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Вид конструкции перекрытия снаружи

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Стеклянно-металлические своды здания музея училища барона Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. 2020-е гг.

Полы с остеклением по металлическим решеткам на 1-ом этаже

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Полы со стеклом в металлической раме в Музее училища Штиглица в Петербурге по адресу Соляной пер., 15. Фото 2022

Текст: Татьяна Княжицкая

Фото: Сергей Васильев, Юлия Астафьева, Никита Андреев

Из книги "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация"