Соляной пер., 15. Витражи и архитектурное остекление
Музей Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица, арх. Месмахер М. Е., 1885-1895
Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
В задачи инвентаризации витражей Санкт-Петербурга не входит учет предметов из музейных собраний. Однако элементы отделки, неразрывно связанные с архитектурой зданий, мы отмечаем, в связи с их значимостью для истории витражного искусства в России.
Особенно важными представляются произведения искусства в общедоступных учреждениях. Одним из таких знаковых сооружений в Санкт-Петербурге стал Музей училища А. Л. Штиглица, экспонаты которого использовались в учебных целях, и, одновременно, формировали культурные предпочтения петербургской образованной публики.
Первоначально в отделке здания находилось несколько произведений художественного стеклоделия и архитектурное стекло. Это — два витража в вестибюле, остекленный двойной купол над Большим залом и 14 «световых квадратов» из стеклянных плиток, уложенных в металлический каркас в помещении на 1-м этаже.
Два свинцово-паечных витража с росписью находятся по сторонам от главного вестибюля. Они установлены во внутренних окнах, смежных с Готическим и Древне-Римским залами. Эти витражи, а точнее обрамления для старинных стекол из коллекции музея, были заказаны в Германии, в мастерской Ф. К. Цеттлера в Мюнхене по эскизам арх. М. Е. Месмахера в 1893 г. В левом окне в центре витража находилось расписное стекло XIII в. «Моисей со скрижалями» (ныне в собрании ГЭ), а в правом было два старинных фрагмента, которые не сохранились.
Большой зал — главное парадное помещение Музея. Его прозрачный свод виден издалека в этой части города. Изнутри это — перекрытие и одновременно источник дневного света. Свод впечатлял современников грандиозностью конструкции и эффектным декоративным заполнением. Пространственная организация и оформление Большого зала созданы по образцу внутренних дворов палаццо эпохи итальянского Возрождения. Для освещения интерьера огромной площади архитектор предусмотрел световой потолок.
Это — масштабная инженерная конструкция из стекла и металла в виде двойного свода. Внутренний слой представляет собой коробовый свод, боковые части которого закрыты не вертикальными срезами-люнетами, а каждый двумя лотками сомкнутого свода. Внутренний свод состоит из двух взамосвязанных оболочек, идущих почти параллельно друг другу на небольшом расстоянии толщины стены зала. Вторая оболочка, также остекленная, носит вспомогательный характер.
Наружный свод, лежащий на стенах, в основе своей зеркальный, с высокой паддугой, которую вместо горизонтального среза-зеркала, завершает «глухое» покрытие из металла на четыре ската. Оно несколько нависает над внешней стеклянной оболочкой. Эта металлическая крыша в верхней части наружного свода привела к общему затемнению зала. На темное пятно в середине потолка обращали внимание обозреватели в XIX в. В результате иллюзия воздушности зала, его открытости для света и неба была не полной.
Сама по себе задача устройства верхнего света в помещении не была новой, и в петербургской архитектуре XIX столетия имелось достаточно примеров устройства остекленных просветов в потолках. Но стеклянная кровля в форме свода впервые была реализована именно здесь. Уникальная, не имевшая аналогов в России на тот момент металлическая конструкция была сделана частями на заводах Ф. К. Сан-Галли и смонтирована на месте. Нижний ярус в виде металлической решетчатой конструкции был остеклен одинаковыми витражными модулями. Они были созданы в комбинированной технике свинцовопаечной сборки из цветных и расписных стекол. Автором этого декоративного решения был архитектор Месмахер, а сами витражные модули заказаны в 1891 г. в мастерской Ф. К. Цетллера в Мюнхене.
Остекление наружной оболочки было осуществлено в 1891 году мастером Эбертом. Витражные модули, сделанные в Германии, были вставлены во внутренний свод мастером Языковым в 1893 г.
Стеклянный свод с ковровым орнаментом из золотых звезд стал своего рода достопримечательностью Музея. Даже на исторических черно-белых фотографиях он поражает своей грандиозностью. Этот узорчатый потолок был не только источником света и эффектным завершением зала, но и одной из самых масштабных инженерных конструкций из стекла и металла в истории российской архитектуры.
Во время Великой Отечественной войны свод был разрушен взрывной волной. Все стекло площадью 3500 кв. м. утрачено. В 1947 г. каркас свода восстановлен и остеклен бесцветным стеклом. По данным Е. Ю. Иванова в 2000 г. несколько стекол воссозданы преподавателями кафедры художественной керамики и стекла СПбГХПА И. Б. Томским и В. В. Дудиным.
В здании была использована и одна из строительных новинок конца XIX в. — «стеклянные» полы. В помещении вдоль главного фасада на 1-м этаже в полу были устроены световые проемы. Железные переплеты для них делал мастер Рейнгард. В каждый переплет уложено 25 стеклянных квадратных пластин. Эти «световые квадраты» освещали подвальное помещение. Таких «квадратов» в помещении 14, по семь штук в двух рядах. Они, несомненно, были предусмотрены архитектором заранее и органично включены в декоративный рисунок облицовки пола.
В коллекции Музея находилось собрание витражей разного времени, в том числе работы художника Владимира Дмитриевича Сверчкова. Витраж с изображением императорского германского герба был вставлен в одно из внешних окон галереи 2-го этажа Большого зала. Он отчетливо виден на черно-белой фотографии из собрания Музея. В настоящий момент витраж находится в собрании ГЭ.
Сразу после открытия Музея училища, его значение вышло за рамки обычного «учебного» музея. Здесь находилась одна из крупнейших в Европе коллекций декоративно-прикладного искусства. С первых лет существования музей был открыт для посещения бесплатно и вошел в культурную жизнь столицы как ее неотъемлемая часть.
Произведения художественного стеклоделия в здании, наряду с другими произведениями искусства, являлись образцами для изучения и копирования для студентов училища — будущих художников, и тем самым оказывали влияние на формирование специфических особенностей петербургского, и — шире — российского витражного искусства.
Октябрь 2022 г.
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Витражи в вестибюле
Второй витраж в вестибюле. Фрагмент
Большой выставочный зал
Проектные чертежи
Фотографии разных лет
Вид конструкции перекрытия снаружи
Полы с остеклением по металлическим решеткам на 1-ом этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев, Юлия Астафьева, Никита Андреев