Мойки р. наб., 94. Витражи

Юсуповский дворец, арх. Валлен-Деламот Ж.-Б., XVIII в.; арх. Монигетти И. А., 1858-1860, перестройка, арх. А. А. Степанов, 1891-1899, отделка интерьеров

Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

По два парных витража находится в помещениях Секретарской и Бильярдной (другие названия – «Турецкий кабинет», «Диванная»).

В «Турецком кабинете» находится два прямоугольных одностворчатых окна (размер каждого 3,1 х 1,45 м) с витражами, выполненными в комбинированной технике: использовано цветное и бесцветное стекло с росписью, сборка произведена на свинцовый профиль с поверхностным золочением. Дата создания и мастерская, выполнившая витражи, не определены.

Витражи установлены в дубовые рамы и укреплены при помощи дубового штапика и гвоздей. По горизонтали витражное полотно усилено пятью связями из стальных прутьев. Они крепятся к оплетке витража жестяными хомутиками, а к дубовой раме – шурупами. Дубовые рамы укреплены латунными уголками на шурупах.

На каждом витраже изображен пейзаж, заключенный в раму из условной архитектурной декорации. Зритель словно остановился на террасе с балюстрадой и видит туманный ландшафт через арку. Через перила балюстрады свешиваются гроздья цветов – гортензий, ирисов, сирени, роз.

Создатель витражей использовал различные оптические и живописные приемы, чтобы отчетливо отделить архитектурную часть сюжета от цветов на балюстраде, жестко и лаконично проработанный передний план – от мягко написанного, словно тающего в дымке, пейзажа вдали.

Детали изображенной архитектурной рамы выполнены из желтого стекла с условно прорисованными деталями: каннелюрами колонн, рисунками, имитирующими каменную резьбу на капителях и на арочном завершении. Каменная кладка и опоры балюстрады уведены в тень, тем самым свешивающиеся через перила цветы выглядит более выпукло, они словно приближены к зрителю. Стекла нарезаны фигурно, роспись произведена плотным красочным слоем со светотеневой моделировкой объема и жесткой графической прорисовкой деталей растений. Пейзаж среднего плана – с высокими деревьями: в левом витраже – группа хвойных, в правом – ствол лиственного дерева. Кроны трактованы обобщенно, порода дерева угадывается по характерным признакам расположения веток и изгибам стволов.

Пейзаж в левом окне изображает группу сосен на берегу водоема, очертания которого едва прочитываются на стекле. На ближнем берегу угадываются изображения животных, дальний берег лишь слегка намечен кустами, отраженными гладью воды. В правом окне пейзаж виден яснее: на ближнем берегу – каменные домики с двускатными крышами, маленькая церковь с колокольней. На дальнем берегу различим городской силуэт с высокой белой башней, большим числом построек. Замыкает пейзаж большая гора на дальнем плане.

Пейзажная часть написана почти монохромно, ближний план – легкая зарисовка с использованием теплых тонов, дальний – почти акварельная, без деталей, в холодных тонах. Благодаря этому приему достигается визуальная глубина пространства. Эта часть витража трактуется как картина на полотне, собранном из одинаковых прямоугольных стекол.

Эти витражи необычны для Петербурга. Нет сомнений, что они имеют заграничное происхождение. Многоплановость композиции, сочетание декоративного и пейзажного начала, разнообразие использованных живописных приемов, общая эффектность – все говорит о том, что это работы высокого уровня исполнения и большой стоимости. Скорее всего, их датировка относится к концу XIX в. Интересно, что свинцовый профиль в этих витражах был позолочен. Золочение воссоздано в ходе последних реставрационных работ в 2016 г.

В «Секретарской» два парных витража были установлены во второй половине XIX в. Это – единственные находящиеся в Петербурге работы французской фирмы Ш. Шампинелли (Ch.Champagneulle).

Одностворчатые окна с глухой фрамугой (размер каждого 1,45 х 3,24 м) находятся во внутренней стене между «Секретарской» и световым двориком. Витражи в них выполнены в комбинированной технике: бесцветное стекло расписано красками с многократным обжигом и собрано на свинцовый профиль. Поле остекления набрано из одинаковых по размеру квадратов кафедрального стекла с бугристой поверхностью.

Витражное полотно установлено в стальную рамку, которая укреплена в дубовой раме окна и с лицевой стороны обнесена дубовым штапиком. С внутренней стороны стальная рамка фиксируется в дубовой раме стальными пластинами на винтах. По середине окна по вертикали проходит стальной Н-образный профиль для усиления. Кроме того, каждый витраж в створке имеет по три «ветровых стержня» – горизонтальных стальных прутка в качестве усилителей. Они припаяны к свинцовой оплетке проволокой в форме колец[i], а концы крепятся к стальному каркасу на винтах. Усилители проходят за линиями свинцовой протяжки и не видны из интерьера «Секретарской».

На левом окне восходящее солнце освещает своими лучами пейзаж с двумя крупными попугаями на переднем плане и несколькими птицами вдалеке. Перед глазами зрителей находятся заросли водяных растений со стеблями камыша и мелкими болотными цветами. Внизу слева стоит подпись мастерской: «Ch. Champagneulle. Fils. de. Paris». Она перевернута и читается со стороны помещения «Секретарской» зеркально. Во фрамуге свисающие ветви лиан с сидящими на них птицами изображены на фоне облачного неба.

На правом окне множество птиц сидят на ветвях и порхает в воздухе. Внизу на камнях среди травы изображены три птицы, слева – болотные ирисы с желтыми цветами и стебли рогоза, на заднем плане – водоем. На фрамуге, на фоне облачного неба нарисована ветка с цветами сакуры.

Витражи «Секретарской» – своего рода обман зрения. Будто в петербургский дворец перенесли не произведение искусства, а фрагмент из иной реальности: где-то там на краю водоема среди вишневых деревьев стоит японский дом. Зрителю предложена игра – почувствовать свое присутствие в этом доме, в другой стране, в иной природной и культурной среде через созерцание пейзажа в витражном окне. Ветви сакуры с нежными цветами так близко, будто касаются стекла, под окном – прибрежные камни и хрупкие водяные растения, замыкают перспективу холмы далекого берега, истаявшие в солнечном мареве, и очень много птиц, приветствующих зарю.

Японское искусство было одним из источников европейского модерна, оно находилось на пике моды в конце XIX в., когда были созданы эти расписные окна.

Эти уникальные произведения искусства неоднократно реставрировались: в советское время с воспроизведением утраченных фрагментов в технике масляной росписи, в 1995 г. – художником-реставратором С. А. Хваловым, последний раз – в 2016 г. работы произведены ООО «Возрождение Петербурга». Мастерская художника-витражиста А. И. Яковлева занималась воссозданием утраченных и заменой переписанных ранее фрагментов, частичной заменой свинцового профиля. На витражах в Турецком кабинете воссоздано масляное золочение свинцового профиля. Оригинальная фурнитура также была отреставрирована.

Октябрь 2020


[i] Проект на реставрацию и ремонт интерьеров помещений половины старого князя и вестибюля парадного входа объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94 лит. А. Раздел II. Комплексные научные исследования. Т. 5. Кн. 2. Технологические рекомендациям по реставрации витражей в оконных заполнениях Бильярдной (Турецкой) и в Секретарской. СПб., 2016. С. 28.


Турецкий кабинет. Фото 2020

Левое окно

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Правое окно

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в Юсуповском дворце в Петербурге. На. р. Мойки, 94. Фото 2020

Витражи Турецкого кабинета в процессе реставрации 2016 г. Фото предоставлены П. Г. Щедриным

А. Яковлев и В. Панасенко за рестсаврацией витражей из Юсуповского дворца. Фото 2016 г. Предоставлено П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Фрагмент позолоченого свинцового профиля

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Реставрация витражей Турецкого кабинета в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлены П. Г. Щедриным

Демонтированный свинцовый профиль

Процесс реставрации витражей конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлено П. Г. Щедриным

Витражи "Секретарской". Фото 2020

Витражи конца XIX в. в Секретарской комнате в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Левое окно

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Фрагмент с подписью мастерской Шампинелли

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Правое окно

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Витражи конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2020

Фотографии процесса реставрации 2016 г. Предоставлены П. Г. Щедриным

Обратная сторона окна, виден крепеж в дубовой раме при помощи стальных пластин

Процесс реставрации витражей конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлено П. Г. Щедриным

Процесс реставрации витражей конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлено П. Г. Щедриным

Обратная сторона витража. Видны вертикальная тяга и три горизонтальных усилителя рамы

Процесс реставрации витражей конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлено П. Г. Щедриным

Концы горизонтальных усилителей крепятся винтами к вертикальной тяге

Процесс реставрации витражей конца XIX в. в "Секретарской" в Юсуповском дворце. Фото 2016. Предоставлено П. Г. Щедриным

Текст Татьяны Княжицкой

Фотографии Сергея Васильева

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2021»

Благодарим за предоставленные материалы по реставрации витражей

П. Г. Щедрина – технического директора ООО «Возрождение» и художника-витражиста С. А. Хвалова.