Маяковского ул., 36-38 лит. А. Витражи
Дом Н. В. Чайковского. Левая часть, арх. Сонгайло М. А. 1908-1909; правая часть, арх. Капелинский М. Ю. (Кац -Капелинский), 1905-1906
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение КГИОП № 10-160 от 11.04.2014)
По этому адресу учтено 9 витражей, в левой и в правой парадной лицевого корпуса.
Над дверью входа в левой части здания находится фрамуга с лучковым завершением с эффектным криволинейным фацетным витражом на латунном профиле. На его фоне размещена резная женская головка, от которой расходятся два декоративных карниза. Под ними – еще два симметричных фацетных витража. Все вместе: декоративная скульптура и витражи, -- создают эффектную композицию, венчающую дверной проем.
В трех окнах лестничного объема в левой парадной сохранились витражи в духе неоклассицизма. Фрагменты витражного полотна находятся в глухих фрамугах. Рисунок одинаковый, в виде крупного стилизованного венка с красными условными цветами, перевязанного синим бантом с развевающимися концами. Сквозь венок пропущена гирлянда, концы которой перекинуты через условные держатели в боковых частях композиции. Рисунок витражного полотна имел развитие в створках окна. Цветовое решение одинаковое на всех этажах: венок и гирлянды выполнены из опалесцентных стекол голубого и синего цветов, банты – из синего опалесцентного, цветы – из розового, детали – из желтого и розового кафедрального, в качестве фона использовано голубое кафедральное и бесцветное рифленое.
Поэтажная сохранность: в окне на площадке 2-3-го этажа витражное полотно находится в боковых секциях фрамуги, на 3-4-и 4-5-ом этажах – фрамуги целиком заполнены витражом.
В правой парадной портал входа был изначально оформлен аналогично левому. На момент инвентаризации верхний фацетный витраж во фрамуге и резная женская головка отсутствуют, сохранились два малых фацетных витража на латунном профиле во фрамуге, и фацетный витраж в правой узкой створке двери.
В объеме правой лестницы витражи сохранились в 4 окнах на промежуточных площадках. В трех окнах витражи одинакового рисунка, но с разным цветом лепестков цветов: изображены водяные растения с длинными узкими листьями в характерной для стиля модерн манере. Использованы стекла: опалесцентные красные и голубые для цветов, бесцветные или голубые для фонового заполнения, цветные с фактурой «Ondoyant» для обрамления по периметру рамы.
Поэтажная сохранность: на площадке 1-2-го этажа в левой части фрамуги находится имитация с рисунком исторического витража, в правой части – частично свинцово-паечный витраж, частично – имитация. Изображены синие цветы. На площадке 2-3-го этажа витражное полотно заполняет полностью фрамугу, изображены красные цветы. В правой части выбоина. На площадке 3-4-го этажа витражное полотно сохранилось в верхней части фрамуги, в нижней секции отсутствует. Изображены голубые цветы.
На площадке 4-5-го этажа окно увеличенной высоты. В нем сохранились фрагменты витража иной иконографии – с красно-оранжевыми цветами, расположенными по периметру оконной рамы. Сохранились фрагменты в боковых секциях фрамуги и верхних секциях боковых створок. Использованы стекла: бело-красные и желто-оранжевые с градиентной окраской, зеленые кафедральные на фоне из бесцветного стекла с фактурой «Muranese».
Витражи со следами засохшей краски, местами трещины и выбоины.
Лицевой корпус этого зданию является, фактически, двумя разновременными постройками. Правая часть построена раньше, в 1905-1906 г. Вероятно, витражи в окнах левой лестницы относятся к этому же времени. Их иконография в стиле модерн совпадает с ведущим в это время направлением в архитектурной практике и декоративном искусстве С.-Петербурга.
Левая часть дома возведена в 1908-1909 г. К этому времени в столичном зодчестве уже заявили о себе ретроспективные, и в первую очередь -- классицистические тенденции. Витражи, сохранившиеся в окнах левой лестницы, соответствуют им своей иконографией в виде венков и гирлянд.
Таким образом, по этому адресу частично сохранилось два комплекса витражей, которые были созданы с шагом в 2-3 года, но тем не менее относятся к разным периодам в истории петербургской архитектуры и декоративного искусства.
Июнь 2020
Левая парадная
Фацетный витраж над дверью левого парадного входа
Витраж в окне на площадке 2-3-го этажа
Витраж в окне на площадке 3-4-го этажа
Витраж в окне 4-5-го этажа
Правая парадная
Витраж над входной дверью
Витраж на площадке 1-2-го этажа, частично заменен имитацией
Витраж на площадке 2-3-го этажа
Витраж на площадке 3-4-го этажа
Витраж на площадке 4-5-го (верхнего) этажа
Фото Е. Васильевой 2001 г.
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев 2021,
Екатерина Васильева 2001.