Исаакиевская пл., 4. Витраж "Воскресение Христово" и декоративное остекление

Исаакиевская пл., 4

Исаакиевский Собор, Арх. О. Монферран, 1818-1858

Объект культурного наследия федерального значения

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Огромное алтарное окно в Исаакиевском соборе с изображением Воскресшего Иисуса Христа – один из самых старых и, несомненно, самый известный витраж не только в Петербурге, но и в России.

Фигура Христа на витраже изображена облаченной в пурпурную тогу с каймой, расшитой золотым орнаментом, жемчугами и драгоценными камнями. Иисус представлен стоящим на облаках. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – хоругвь с золотым орнаментированным древком, увенчанным крестом и бело-красным знаменем.

Площадь витража 28,5 кв. м. На момент создания это произведение искусства считалось самой большой картиной на стекле в Европе. Но для русской культуры его значение не исчерпывается размером. Этот витраж стал первым стеклянным образом, установленным в православном храме. Поместить витраж – принадлежность католической церкви – в будущем кафедральном соборе России рекомендовал архитектор Лео фон Кленце, автор первоначального проекта убранства храма. Идею одобрил император Николай I и поддержал арх. О. Монферран. Святейший Синод обсудил иконографию образа и внес коррективы. Организацией изготовления витража занимался сам Лео фон Кленце, он же разработал для него металлическую раму. Стеклянная часть была создана к 1843 году в Германии, в Мюнхене на придворном предприятии «Заведение живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре. Эскизный рисунок разработал художественный руководитель мастерской, немецкий живописец Генрих Мария фон Хесс. Один из лучших витражистов Германии Максимилиан Эммануэль Айнмиллер руководил росписью стекол и сборкой модулей. Работа над заказом продолжалась два с половиной года. Осенью 1844 года витраж привезли морем в Петербург и установили в соборе для демонстрации императору Николаю I, а затем вновь сложили в ящики. В 1847 г. он был окончательно установлен в алтаре, где и находится до сих пор.

Это окно с изображением Спасителя стало ключевым произведением в истории витражного искусства в нашей стране, точкой отсчета, которая, с одной стороны, запустила создание прозрачных картин на Императорском Стеклянном заводе, и, с другой стороны, узаконила существование витражей в православных храмах[1].

Витраж выполнен из бесцветных и цветных стекол. Практически все стекла, кроме нимба, имеют нацвет. Шлифовкой одного слоя мастера получали тоновую растяжку – эффект плавного перехода одного цвета в другой. Для изображения деталей использовалась двусторонняя роспись с лицевой и обратной стороны стекол, ручная гравировка, шлифовка. Все детали соединены на свинцовую протяжку. 26 витражных модулей установлены в металлическую раму, изготовленную на заводе Берда в С.-Петербурге.

Витраж неоднократно реставрировался: впервые в 1865 году. В 1872 г. установлена искусственная подсветка в виде особого «газоприводного снаряда» за витражом, так как из-за недостаточного освещения его было плохо видно из помещения. Во время Великой Отечественной войны витраж утратил значительную часть площади от артобстрелов: были полностью выбиты 8 модулей (15 кв. м.)  витражной картины[2]. В январе 1951 г. витраж пострадал от пожара[3]. Ценное произведение искусства восстанавливали в 1957 году специалисты экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной под руководством Е. В. Поповой при участии сотрудников Технологического института имени Ленсовета, Государственного оптического института и других организаций.

Во время последней реставрации 1998 года[4], витраж был впервые полностью демонтирован. Все утраты компенсированы, уточнен рисунок облаков и плаща Христа по фотодокументам начала ХХ века, все элементы укреплены специальной мастикой. Работы по металлу выполняла фирма «Пикалов и сын», со стеклом работала витражная мастерская «Солнечный лев». В реставрации принимали участие Е. Ю. Иванов, В. В. Панасенко, С. А. Султановский, Л. Ю. Шашерина, А. И. Яковлев, А. Бориков. В общей сложности было склеено около 30 м. треснувших стекол, новая свинцовая протяжка ручной работы заменила старую оплетку примерно на 40%, воссоздано около 9 кв.м. витражного полотна, из них около 7,5 кв.м. – стекла с росписью[5]. Впоследствии между внутренней рамой с цветными стеклами и наружным высокопрочным остеклением установлены алюминиевые конструкции с переходными мостиками для обслуживания витража.

Кроме витража в храме имеются и другие окна с декоративным остеклением. Это шесть полуциркульных оконных проемов-люнетов в рукавах трансепта. Они находятся над главным антаблементом под сводами между столбами. Остекление в них – матовое стекло с травленым узором в виде повторяющегося мотива креста.  Дата их появления в храме не установлена, вероятно, это произошло во второй половине XIX в. По типу это муслиновые стекла, которые вошли в обиход в Петербурге в конце XIX столетия. Раппорт узора в них, по сравнению с сохранившимися примерами в массовой застройке, преувеличенно большой, а узор очень простой, без деталей. Если фигура креста в орнаменте объясняется назначением здания, то его укрупненный размер обусловлен масштабом сооружения и размещением стекол в окнах на большой высоте, при которой мелкий узор не будет виден посетителям. Стекла установлены в переплеты из желтого металла, в них имеются форточки.

Два окна, справа и слева от иконостаса, имеют декоративное остекление всей своей площади. Окна полуциркульные, трехчастные. Правое окно не удалось сфотографировать из-за реставрационных работ. В левом окне имеются две форточки в центральной части и по одной в боковой.

Все остальные окна имеют иное решение: центральная часть в них занята живописью, остеклены только боковые части. Конструкция этих боковых просветов аналогична вышеописанным.

Направо от иконостаса между столбами по южной стороне храма – «Иисус Христос в доме Марфы» В. К. Шебуева, по сторонам два просвета с узорчатыми муслиновыми стеклами; между юго-западными столбами «Иаков благословляет детей», автор А. Штейбен, с аналогичными окнами-просветами с муслиновыми стеклами по сторонам от живописи.

Налево от иконостаса в полуциркульном люнете между столбами по северной стороне храма между двумя просветами расположена картина «Иисус Христос благословляет детей» В. К. Шебуева, далее к западу –  «Ангел, истребляющий первенцев египетских», автор Н. М. Алексеев[6].

Справка написана по фотографии общего вида и документальным материалам, так как разрешение на осмотр витража и декоративного остекления в рукавах трансепта с близкого расстояния не было дано дирекцией Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».


[1] Княжицкая Т. В. Алтарный образ Исаакиевского собора и его значение для истории русского искусства // Художественное стекло и витраж: журнал. М., 2010. № 5. С. 5-7.

[2] Историческая справка о витраже в большом алтаре Исаакиевского собора. Д. 59. Н-1095. Рисунок витража с показанием разрушений причиненных во время войны. 1954 г.

[3] Специальные научно-реставрационные производственные мастерские архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. Отчет по реставрации музея "Исаакиевский собор" с 1945 по 1954 год включительно. СПб., 1958. Архив КГИОП. П. 59. Н-1046. С. 59;

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной с целью уточнения сведений об объекте культурного наследия федерального значения "Собор", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Собор Исаакиевский", расположенном по адресу: С.-Петербург, Исаакиевская пл., д. 4. лит. А, включенном в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. СПБ., 2015. Архив КГИОП. П. 59, Н-14728. С. 70

[4] Иванов Е.Ю. Отчёт о реставрации запрестольного образа-витража «Воскресший Христос», в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. СПб., 1998.

[5] Иванов Е.Ю. Отчёт о реставрации запрестольного образа-витража «Воскресший Христос», в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. СПб., 1998. С. 20.

[6] Названия сюжетов приведены по «Схеме расположения живописи, мозаики и внутренней скульптуры Исаакиевского собора» на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», дата обращения 10.07.2021.

Витраж "Воскресение Христово" в главном алтаре Исаакиевского собора

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Витраж "Воскресение Христово" в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Фото 2021

Полуциркульный просвет справа от алтаря по южной стороне

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульный люнет направо от иконостаса между столбами по южной стороне храма. Картина «Иисус Христос в доме Марфы» В. К. Шебуева

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульный люнет по южной стороне храма между юго-западными столбами с картиной «Иаков благословляет детей», автор А. Штейбен

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульный люнет налево от иконостаса по северной стороне собора с картиной «Иисус Христос благословляет детей» В. К. Шебуева

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульный люнет по северной стороне собора с картиной «Ангел, истребляющий первенцев египетских», автор Н. М. Алексеев

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Текст Татьяны Княжицкой

Фотографии волонтеров проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация»