Большая Морская ул., 59 лит. А. Витражи
Особняк Г. П. Митусова (Э. Ф. Юнкера), 2-я пол. XVIII в.; арх. Кольман А. К., 1848; надстройка арх. Гун А. Л., 1879-1880
Объект культурного наследия регионального значения (Распоряжение КГИОП № 10-22 от 21.07.2009)
Высокие оконные проемы, пронизывающие весь объем главной лестницы – главное ее украшение. Это эффектная и «говорящая» деталь, которая задает стиль интерьерам: неоренессанс убедительно предъявляет себя в отделке – от лепки на плафонах и резных атлантов темного дерева, до мраморных каминов и решеток лестничного ограждения. От первоначальной отделки до наших дней сохранилось немного. Чудо, что сохранились витражи. В советское и в постсоветское время в здании находились различные организации, доступ в которые был затруднен. Видимо, в этом и кроется причина сохранности витражей.
Два парных витражных окна на лестнице состоят из трех рам каждое. Они воспринимаются как единый ансамбль. Витражное полотно набрано из круглых рюмочных плиток бесцветного стекла, с выпуклым центром – там виден след от отделенной незаглаженной «ножки». Этот нюанс характерен для витражей, созданных ранее начала ХХ века, так как в это время следы от ножки на рюмочных плитках было принято сошлифовывать и сводить на нет. Стекла с остатками «ножки» можно увидеть на подлинных витражах эпохи Возрождения и в неоренессансных подражаниях XIX века.
Бесцветные витражные полотна обрамляют по периметру цветные орнаментальные полосы с желтыми треугольниками и зеленой круглой сердцевиной (это тоже рюмочные плитки), и красными ромбами. Орнаментальные пояс обведен с двух сторон полосой синего стекла.
За витражным полотном видны горизонтальные связи – ветровые стержни, которые было принято устанавливать в оконный проем со стороны улицы для защиты стеклянной поверхности от ветровой нагрузки и деформации.
По публикациям Е. Ю. Иванова известно, что в 1992-е верхняя левая фрамуга в правом окне отсутствовала, в нижней левой секции того же окна имелась большая пробоина. В настоящий момент витражи не имеют видимых утрат. На них заметны следы грубой реставрации, незначительное число стекол заменено на поздние с поверхностным окрашиванием. Некоторые секции с витражным полотном имеют деформацию плоскости, свинцовый профиль местами отходит от стекол.
Все стекла в этих витражах, кроме уже упомянутых, – кафедральные цветные. Тот факт, что в них нет фактурных стекол, кабошонов, которые были бы уместны в мелких деталях, использование круглых «рюмочных» стекол с выпуклой, незаглаженной «ножкой» – говорит о том, что они выполнены в XIX веке или даже ранее. Вопрос об их авторстве остается открытым и требует изучения документальных источников.
В дверях трех помещений на втором этаже сохранилось оригинальное толстое матовое стекло.
В здании находится Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.
Март 2023
Из книги "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район". СПб., 2024
Двери с матовыми стеклами на 2-ом этаже
Текст: Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев