И пусть смеются в Ватикане или «загадка Бертини»

В галереях ВатиканаСегодня мы публикуем исследование Сергея Апрышко о витраже, который находится в Ватикане. Это место – сокровищница мирового искусства, здесь столько шедевров, что хватило бы на музейные коллекции не одной европейской страны. И лишь малую часть этого художественного богатства видят туристы.

Витраж Бертини в Ватикане

Конечно, среди массы первоклассных памятников человеческой культуры есть здесь и витражи. Один из них стоит в галерее, прямо на проходе, в богатой резной раме. Бесконечным потоком течет мимо него людская река. Рядом с этим витражом нет табличек и для большинства туристов он остается одним из анонимных шедевров Ватикана.

Для тех же, кто причастен к городу-государству – сердцу католицизма – для «своих», этот предмет здесь уместен и его история очевидна точно также, как для нас трон Петра I уместен в Эрмитаже, а шапка Мономаха – в Оружейной палате Московского Кремля. Для иностранцев эти предметы, не будучи включенными в их информационное поле, обезличены, это – просто работа искусных ремесленников. Так и для большинства посетителей Ватикана, витраж с изображением «Мадонны с младенцем» остается «вещью в себе». Но для нас с сегодняшнего дня это произведение станет частью конкретного исторического сюжета.

Сергей Апрышко, наш соотечественник, художник-витражист, оказался пытливым и въедливым исследователем. Он раскрыл для нас «загадку» Ватиканского витража. Наверняка для итальянских искусствоведов эта информация лежит на поверхности и уже точно не является тайной, точно также как для нас история витража, например, Исаакиевского собора.

Пускай смеются над нашими «исследованиями» в Ватикане, но с этого дня витраж Бертини находится в нашем российском информационном пространстве. И пройдет совсем немного времени, и сведения о нем распространятся по Рунету, появятся в многочисленных статьях блоггеров и в путеводителях по Ватикану на русском языке. И наши российские туристы, гуляя по галереям Ватикана, увидев этот витраж, остановятся, будучи «вооружены» знанием о нем.

Блестящая статья Сергея Апрышко рассказывает о материях истории искусства живым нескучным языком. В отличие от большинства научных трудов, написанных маститыми учеными, где читатель видит только результат проделанного исследования, в статье Сергея Апрышко показан механизм работы исследователя, движение его мысли. И сам процесс решения поставленной задачи оказывается в изложении автора не менее интересным, чем ответы на поставленные вопросы.

Итак, читайте эту захватывающую историю, и, скорее, раскройте тайну Ватиканского витража вместе с Сергеем Апрышко!

18.10.2014, 3416 просмотров.