Грутас-парк в Литве парк тоталитаризма или музей быта ушедшей эпохи?

Павильон с витражами К. Моркунаса

 

Советские витражи в большинстве своем повторяют судьбу наследия эпохи модерна: их безжалостно выносят на помойки при обновлениях интерьеров по всей территории бывшего Советского Союза. В некоторых странах, когда-то   бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, к этой общей тенденции добавляется идеологический аспект: памятники монументального искусства сознательно уничтожаются не просто по ненадобности, а как свидетельства тоталитарного режима.


Статья о витражах бывшей Советской Литвы, опубликованная на портале «Витражи в России», написана Екатериной Скорик по следам ее летнего путешествия. В Грутас-парке под Друскининкай Екатерина увидела множество витражей советской эпохи. Часть из них когда-то   находилась в знаменитой «Галерее витража и мозаики» в Каунасе, а теперь доживает свой век в деревянных строениях «парка тоталитаризма».

 

 

Этот частный парк-музей был основан в 2001 году литовским предпринимателем Малинаускас. Сюда привезли все, что напоминало независимым литовцам ненавистный Советский Союз: монументы и бюсты бывших вождей, мозаики, витражи… Все эти свидетельства «эпохи угнетения», как сейчас в Литве принято именовать советский период, были демонтированы после обретения Литвой независимости в 1990 году. Сами литовцы громко называют этот парк «тоталитарным Диснейлендом». Его территория обнесена колючей проволокой, по периметру стоят смотровые вышки, как в концентрационных лагерях. Текст на официальном сайте парка гласит: «Экспозиция предназначена для того, чтобы население Литвы, прибывающие в страну гости и туристы, а также будущие поколения имели возможность увидеть обнаженную советскую идеологию, на протяжении многих десятилетий подавлявшую и ранившую дух нашего народа». И остальное в том же ключе.

Витраж К. Моркунаса «Борьба», 1972Витражи Литвы

 

Оставим эти громкие фразы на совести создателей парка.

Посмотрим непредвзято на витражи.

В избушке посреди леса доживают свой век работы из стекла Казимираса Моркунаса – одного из самых знаменитых художников советской эпохи, родоначальника советских литых витражей. Большие витражные композиции когда-то   были смысловым центром Мемориала Советской армии в Крижкалнисе, и напоминали о героической защите этого места в годы Второй Мировой войны от фашистских захватчиков. Эта огромная стена из цветного стекла была создана в 1972 году. В мощных образах раскрыт сюжет освободительной борьбы против фашизма. Убедительно и эмоционально показаны напряжение боя и радость от встречи героев. Сюжет работы далек от идеологической пропаганды и говорит на художественном языке об общечеловеческих ценностях: противостояния насилию и жестокости, защите материнства и детства…

 

Мемориал ныне взорван, скульптура «Мать Крижкальниса» и потрясающие монументальные витражи перевезены в Грутас-парк. Согласитесь, это сюжет хорошо знаком нашим соотечественникам: взрываем, силами энтузиастов спасаем то, что можно вынести, и храним это спасенное в музее… Именно так было частично сохранено в первые годы советской власти убранство многих храмов: церкви взрывали, иконостасы, утварь и витражи незаметно прятали в музеи.

 

Витраж «Эгле-королева ужей»В отдельном парковом павильоне находятся витражи того же автора с сюжетами из литовской народной сказки «Эгле – королева ужей». Уж они-то в чем «провинились» перед современными литовцами? Скорее всего, они были демонтированы из здания лечебницы в Друскиненкай во время ее реконструкции и вывезены «с глаз долой» в Грутас-парк. Все-таки их автор – Казимирас Моркунас – известный и уважаемый в Литве человек. Он успешно трудился до недавнего времени и до самой смерти в январе этого года создавал первоклассные витражи. 

 

Его витраж «Праздник», созданный в советские годы, до сих пор находится в холле здания Литовского Сейма. Площадь этой стеклянной стены 180 кв. м., и это один из самых больших, а возможно, и самый большой по площади витраж Литвы. На нем мы видим все те же вечные темы: труд и творчество, детство и материнство. Этот витраж советской эпохи находится в самом сердце современной Литвы. Именно этот факт противоречит всем трескучим фразам об «идеологической враждебности» советского искусства и является доказательством высокой ценности художественных произведений того времени.

 

Витраж К. Моркунаса «Праздник»

А Грутас-парк, как бы ни называли его сейчас в Литве, выглядит, скорее, как музей быта ушедшей эпохи. И эта его миссия гораздо достойнее, чем «разоблачение идеологизированной советской пропагандистской культуры и механизма геноцида литовского народа».

 

Витражи Средневековья, Возрождения, Ар Нуво и любой другой эпохи создавались в соответствии со вкусами своего времени, и отражали идеологию господствующего класса. Это – историческая данность, которая не является критерием оценки. В этом свете создание Грутас-парка, какими бы словами сегодня оно не было прикрыто – это попытка сохранить наследие советской эпохи, хотя бы до того момента, когда появится возможность его объективной оценки.

 

 

 

 

Фотография витража К. Моркунаса «Праздник» из здания Литовского Сейма с сайта http://www3.lrs.lt/ru/Seimo_rumai_ru.htm.

При перепечатке любых материалов ссылка на интернет-портал «Витражи в России» обязательна.

09.10.2014, 3349 просмотров.