Создатели. Биографии. Витражи. Юрий и Лариса Утенковы.

Сегодня в рубрике «Создатели. Биографии. Витражи» мы публикуем материал Юрия Утенкова о витражах советской эпохи и о технологии их сборки на полимерцементе.

Витраж на полимерцементе, 2011.Советские витражи на полимерцементеГерои нашей публикации – еще один творческий и семейный союз: Юрий и Лариса Утенковы, ныне проживающие в городе Воронеж. Свой путь в искусстве витража они начали в Харькове в 1970-е годы. Заметки и воспоминания Юрия Утенкова, любезно предоставленные в распоряжение интернет-портала «Витражи в России» — бесценное свидетельство эпохи, которая уже стала достоянием истории. Простой и понятный текст «до краев» наполнен информацией, которую не найдешь ни в одной книге. Сквозь него проглядывают эмоции и трудности, радости и нечаянные открытия конкретных живых людей. Юрий пишет о краске, материалах, инструментах. Это те мелочи, которых полно в практике любого художника. Мельчайшие повседневные детали становятся тем фоном, который дает нам, сегодняшним, возможность представить обстановку мастерской 1970-1980-х. Это те самые мелочи, без которых невозможен любой творческий процесс, и которых так не хватает для создания полноценной картины прошлого.

 

Витражи – это конечный результат долгого творческого процесса. Без знания подробностей создания произведения искусства невозможно объективно оценить результат труда художника. Заметки создателей дают возможность заглянуть «на кухню» художника-витражиста советской эпохи, и понять, почему витражи эпохи СССР именно такие, какие они есть, и чем обусловлены особенности их цветовой гаммы, конструкции, художественного образа. Советские витражи постепенно реабилитируются в глазах наших современников, для которых долгое время это искусство имело штамп идеологизированного, неинтересного явления и даже «антискусства». Медленно происходит осознание, что несмотря на скудость материальной базы и жесткие рамки идеологической программы, витражи этого времени создавались в творческой атмосфере, живые люди вкладывали в них свои человеческие чувства, совершенствовали свое мастерство, придумывали новые приемы и технологии, и зачастую это приводило к выдающимся результатам.

Витражи эпохи СССР – плоды своего времени, их достоинства, как и недостатки, обусловлены как политическими, так и технологическими, и разными другими условиями и обстоятельствами второй половины ХХ века. И это интереснейший материал, который еще порадует нас удивительными открытиями.

Что осталось нам от прекрасных витражей дореволюционной России? Около сотни разноцветных окон разной степени сохранности, столько же черно-белых фотографий. Мы не знаем, кто и как делал витражи, неизвестного, какие материалы, инструменты, приспособления использовались в мастерских того времени. Витражи дореволюционной эпохи для нас — иллюстрация в альбоме утраченных сокровищ России. Мы не чувствуем эпоху, их создавшую, за ними не видны люди — создатели. И это печальное обстоятельство уже не изменить, это навсегда останется так, потому что нет живых свидетелей того времени. 

Благодаря заметкам мастеров, живших в эпоху СССР и продолжающих трудится в наших дни, благодаря Наталье и Владимиру Куликовым, Юрию и Ларисе Утенковым и другим, советские витражи предстают перед нами как сложное, многогранное, объемное явление, которое можно рассматривать как сквозь условия и условности времени, так и через личное творчество их создателей.

Юрий и Лариса Утенковы (Воронеж). Наши современники, с 1970-х годов работают в различных техниках монументального искусства, в том числе – в области витражного дела. Юрий Утенков — автор небольшого эссе о витражах на полимерцементе, опубликованного на нашем портале. Из краткой биографии художников, опубликованной ниже, мы видим, что оба они получили серьёзную профессиональную подготовку, много работали, заслужили разные звания. Должности Юрия Утенкова говорят о том, что он обладает не только художественным, но и педагогическим, и организаторским даром. Его заслуги признаны, достижения очевидны.

 

Юрий Утенков.Юрий Утенков

Родился в г. Сызрани Куйбышевской области.

1966 – окончил Ташкентское художественное училище им. П. П. Бенькова, живописно-педагогическое отделение.

1974 – окончил Харьковский художественной-промышленный институт, отделение монументально-декоративной живописи.

1977 – художник-монументалист ХХПК художественного фонда УССР.

1980 – художник творческого объединения «Художественный фонд» Воронежского союза художников России.

1982 – член союза художников СССР.

1986 – главный художник Воронежского творческо-производственного комбината ХФ РСФСР.

1993-1998 – председатель Правления Воронежской организации союза художников России. Делегат VI и VII съездов союза художников РСФСР и VII съезда Союза художников СССР.

1999 – заслуженный художник России.

Участник художественных выставок с 1973 года.

Работает в области монументально-декоративного искусства, станковой живописи и графики.

 

 

 

Лариса Утенкова 

Лариса Утенкова

Родилась в г. Ташкент.

1966 – окончила Ташкентское художественное училище им. П. П. Бенькова.

1971 – окончила Харьковский художественно-промышленный институт, факультет «Интерьер и оборудование».

1971-1977 – работала по распределению во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ХФ ВНИИТЭ), имеет публикации.

1977 – художник-монументалист ХХПК художественного фонда УССР.

1980 – художник творческого объединения «Художественный фонд» Воронежского союза художников России.

Член союза художников России с 1990 года. Участник художественных выставок с 1983 года. Работает в области художественного проектирования и монументально-декоративного искусства.

 

 

 

 

Благодарим Юрия Утенкова за предоставленные материалы. Фотографии витражей Ю. и Л. Утенковых опубликованы в фотоальбоме «Витражи СССР» и «Современные витражи»

25.02.2014, 4513 просмотров.