Валентин Задорожный - украинский советский художник-монументалист.

Витраж «Монисто» В. ЗадорожногоВитражи 1950-1990-х — огромный и нигде не зафиксированный корпус произведений искусства, рассредоточенный по территории когда-то  огромного, а ныне не существующего государственного образования — СССР. В 1950-е витраж как вид монументально-декоративного творчества был принят в «семью советских искусств» и появился практически во всех республиках страны. Художники-монументалисты работали в то время с разными материалами, и смело осваивали технику старинного классического и только появившегося литого витража.


Благодаря системе заказов через Художественный фонд художники перемещались по стране, выполняя творческие задания в разных уголках страны. А мастера из республик получили возможность обучения в лучших художественных учебных заведениях страны, и, возвращаясь на родину, применяли полученные навыки и знания. Так появились совершенно непохожие друг на друга работы, в которых приемы народного искусства, традиционные для каждого региона исторические сюжеты переплелись с тематической и стилистической заданностью официальной линии советского искусства.


Сегодня мы знакомим вас с творчеством художника Валентина Задорожного (1921-1988). В 1974 году в сборнике «Советское монументальное искусство» о нем вышла статья, которую мы публикуем на сайте. Пробираясь через типичный для эпохи скучный и невыразительный язык, сдобренный штампами из официальной прессы и постановлений правительства и партии, внимательный читатель увидит главное, что хотел сказать автор: искусство Валентина Задорожного значительно и оригинально, темы его работ по-философски масштабны, символичны по форме, осмыслены в деталях, а взгляд на историю и современность чист и искренен.


Кто же он, «советский художник монументалист с интересом к народному (украинскому) искусству» по определению того времени или «украинский шестидесятник» в терминологии нашей эпохи? Думается, что-то  и другое — всего лишь слова, своего рода штамп в личном деле Художника, причисляющий его к определенному историческому периоду, к группе людей с одинаковыми ценностями.


Творчество Валентина Задорожного многообразно: станковые картины, монументальные панно, рельефы. Мы постарались собрать материал о его витражах и показать их как творчество одного Мастера в системе координат советского искусства, но вне идеологии, навязанной государством.


Мы собрали информацию о витражах В. Задорожного и предлагаем посмотреть на них и по достоинству оценить творчество этого художника советской эпохи.
1.   триптих-витраж «Т. Г. Шевченко и народ» в вестибюле главного здания Киевского университета (1969).
2.   витраж «Наша песня — наша слава», 150 кв. м., в городском Дворце культуры им. Г. И. Петровского в Кременчуге (1972).
3.   Витраж «Монисто» в культурно-бытовом центре села Калита Киевской области, 74 кв. м. (1973)
4.   Витраж «Космическая баллада» в доме культуры в городе Павлограде Днепропетровской области.

Некоторые фотографии, найденный в разных источниках можно увидеть в альбоме витражей советской эпохи в нашей группе в контакте.


К сожалению, удалось найти иллюстрации не всех витражей В. Задорожного. Кто располагает информацией и фотографиями других стеклянных работ этого художника, просим связаться с нами по адресу электронной почты tan@vitroart.ru.

05.12.2013, 4632 просмотра.