Завершается работа над уникальным ансамблем витражей в Харькове

Изображение Святого Александра на витражеХрам в ХарьковеСегодня витражное искусство в России стремительно развивается. Количество разноцветных стеклянных окон, создаваемых растущей армией художников-витражистов, постоянно увеличивается. И уже мало кого удивит художественное остекление в квартире, общественном учреждении или даже в православном храме.

Однако создание ансамблей витражей все еще является редкостью, как в связи со сложностью таких работ, так и с их высокой стоимостью.

Один из таких ансамблей вскоре будет завершен на Украине, в городе Харькове. Здесь, в церкви Святого Священномученика Александра, устанавливают последние витражи из грандиозного ансамбля, возможно, самого большого по площади и количеству цветных окон в православных храмах.

Авторами уникального витражного ансамбля являются мастера украинской художественно-монументальной мастерской Климченко. Над созданием эскизов и их воплощением в материале трудились Святослав Михайлович и Михаил Святославович Климченко, Татьяна Владимировна Дедковская. Мастерская работает с середины 1970-х годов, исполняет витражи в самых разных техниках: от Тиффани и традиционных свинцово-паечных работ до не популярной сегодня, но весьма эффектной техники литого витража. Среди заказчиков мастерской – частные лица, банки, рестораны, общественные учреждения и храмы.

 Харьковский собор священномученика Александра — новый храм, его строительство начато в 2000 году. Авторами проекта этого сооружения являются П. Чичельницкий, Ю. Шкодовский, А. Киреев. Высота храма — 58 метров, здание увенчано шестью куполами. Храмовый комплекс состоит из нижней церкви площадью в 400 м² и верхней — 800 м² Уже в ноябре 2001 г. был открыт нижний храм церкви, освященный в честь Архистратига Михаила. В 2005 году собор получил гран-при как лучшее культовое сооружение Европы 2005 года. Его фасады оформлены в духе барокко, внутри стены расписаны по мотивам религиозной живописи Виктора Васнецова.

Интерьер храма в Харькове54 разноцветных окна общей площадью 112 кв. м. создавались в течении нескольких лет. Первые фигуры из стекла были установлены еще в 2004-2005 гг. в алтарной части храма. Сейчас идет работа над созданием витражей в окнах барабана центрального купола. Все художественное остекление выполнено в технике Тиффани, детали расписаны в несколько приемов с последующим обжигом.

Грандиозный витражный ансамбль включает 12 орнаментальных окон в нижнем ярусе, 18 окон с фигурами 36 святых в среднем ярусе, 16 окон с декоративными композициями и шестикрылыми серафимами в верхнем ярусе и 8 окон с «Силами небесными» и «Архангелами» в барабане центрального купола храма.

Завершение всех работ планируется в 2010 году. Витражный ансамбль, судя по его площади, будет играть в художественном решении храма не последнее место. Когда все стены будут украшены росписью, и все витражи установлены в окна, мы получим ответ на вопрос: возможно ли сосуществование в стенах одного храма двух ансамблей изображений, каждый со своим специфическим художественным языком и средствами выражения? Этот вопрос с XIX столетия занимал историков и искусствоведов. Вот мнение одного из ученых: «Хотя прозрачные Витражи в нижней церквистекла обладают тем большими эффектом, чем менее силен внутренний свет относительно наружного, однако нельзя рассчитывать, чтобы подобный внутренний свет был достаточен для стенной живописи с историческим сюжетом; сверх того белый наружный свет, разложенный [цветными] стеклами, производит внутри здания странное и даже неожиданное действие на живопись, которая оттого становится невозможным оценить по действительному ее достоинству». (из статьи Барре-отца «La Semaine des Constr.» 1879 года)

В странах Западной Европы витражи стали неотъемлемой частью убранства католических храмов. Художественное остекление часто является основным колористическим акцентом в церквях, где стены не имеют росписей. Разноцветные блики от витражей мерцают на стенах и создают совершенно особенный эмоциональный настрой. Православные же храмы традиционно расписывают внутри, покрывая стены сюжетной и орнаментальной живописью. Каким образом будет взаимодействовать цветное освещение и колорит настенной живописи в одном храмовом интерьере можно только предполагать.

На примере Харьковского храма в ближайшее время на этот вопрос будет получен зримый ответ, а сама идея установки в православном храме витражей получит, видимо, и своих новых сторонников и новых противников.

 

 

 

Изображение серафимаВ создании сюжета использованы материалы мастерской Климченко

и официального сайта Украинской Православной Церкви

01.11.2010, 6111 просмотров.