Выставка витражей Вадима Лебедева в Петербурге

Вадим Лебедев“Магнолии» В. ЛебедеваЛето 2010 года оказалось насыщено событиями, связанными с витражным искусством. В Петербурге прошло несколько мероприятий, где можно было увидеть работы современных мастеров: выставка в Михайловском саду, «Стекло и керамика в пейзаже» на Елагином острове, «Швейцарские витражи» в Государственном Эрмитаже, и наконец, персональная выставка Вадима Лебедева в Константиновском дворце в Стрельне. Показы витражей перестали быть крайне редким событием в культурной жизни Северной столицы. Все эти мероприятия способствуют популяризации витражного искусства, расширению контактов между мастерами и заказчиками, обмену опытом среди профессионалов, и главное, появлению в широких слоях населения представления о том, что такое витражи, зачем они нужны и где их можно увидеть, а при наличии средств и заказать.

23 августа 2010 года в Константиновском дворце в Стрельне недалеко от Петербурга открылась персональная выставка работ из стекла одного из самых ярких художников-витражистов нашего времени – Вадима Лебедева. Художник по профессии Вадим Лебедев работает со стеклом уже много лет. В его витражной мастерской сегодня трудится шесть человек.

На выставке в Константиновском дворце представлены работы последних лет. В них отчетливо проявились тенденции, в целом характерные для современного российского витражного искусства. Это – преобладание цветочно-растительной тематики в сюжетах, приверженность традиционной свинцово-паечной технике и особенная любовь к технике Тиффани. Создание прекрасных отвлеченных от действительности образов отличают работы российских художников по стеклу от творений их западно-европейских и американских коллег, эксперименты которых и в технике и в тематике чаще «идут в ногу» с современным искусством и бывает, случайно или осознанно, «рождают чудовищ“. Для самого Вадима Лебедева характерен, как нам кажется, романтический взгляд на мир: в созданном им сказочно-прекрасном окружении человек воспринимается как неотъемлемая часть природы.“Маки» В. Лебедева

Несмотря на отмеченную характерность работ мастера для современного этапа развития витражного искусства в России, в есть в них особенности, которые делают их уникальными произведениями искусства. Это те качества, которые во все времена выделяли шедевры из массы добротно сделанных работ, а именно: подчеркнутое внимание к деталям и максимальное выявление красоты материала, раскрытие всех возможностей, всех нюансов цвета и фактуры конкретного листа стекла. Умелое сочетание разных стекол в той или иной части композиции создает не только колористические и светотеневые эффекты, но и эмоциональную насыщенность витражей Вадима Лебедева.

Современные витражисты в подавляющем большинстве пользуются стеклом промышленного производства. Как бы широка ни была палитра цвета и фактур выпускаемых в разных странах стекол, рукотворность в них отсутствует. Лишь единицы мастеров имеют возможность, желание и опыт, чтобы самостоятельно изготовить стекло для своих работ. Вадим Лебедев пошел своим путем: он воздействует на фабричное стекло традиционными средствами, придумывает новые приемы обработки стеклянных пластин, комбинирует техники. Преображение стеклянных пластин в соответствии с конкретной задачей дает необычные эффекты. Спектр приемов в работах мастерской не ограничивается традиционной росписью, которой в совершенстве владеют мастера студии, или популярным сегодня спеканием стекла. Эксперимент – отличительная черта творческого почерка этого мастера.

Так, под впечатлением от работ Л. К. Тиффани с использование стекол «Драпировки», был создан витраж «Магнолии». Отсутствие необходимого стеклянного полотна со «складками» побудило мастера создать рельефный, почти трехмерный цветок, «случайная измятость» формы которого создана в муфельной печи из витражного стекла фабричного производства.

Крохотные тычинки цветков в витраже «Маки“ созданы в технике лэмпворк и вплавлены в сердцевину цветка, что, с одной стороны, придает фрагменту визуальную глубину, с другой – сохраняет в изображении определенную долю условности в качестве противовеса натуралистической имитации природного материала.

“Спи», витраж В. ЛебедеваМастерская Вадима Лебедева создает витражи в самых разных жанрах: натюрморты, пейзажи, стилизации в духе знаменитых художников прошлого и различных исторических эпох, стеклянные иконы и витражи для храмов, фигуративные композиции и даже портреты. Именно портретные работы мы считаем наиболее сложными в исполнении, и в целом «высшим пилотажем» для любого художника-витражиста. Изумительные портреты дочери художника (витражи «Спи» и «Флора») демонстрируют не только талант исполнителей, замечательных рисовальщиков, художников, витражистов, тонко чувствующих материал, но и приоткрывают перед нами личный мир В. Лебедева. Одухотворенный образ маленькой девочки с атрибутами детского быта и фантазий, «выдает» искренние чувства художника-отца.

Окна, двери, абажуры, светильники разных конструкций, каминные экраны, зеркала, предметы декоративно-прикладного искусства, сувениры, а также реставрационные работы и участие в выставках обеспечили мастерской репутацию профессионального, самобытного предприятия.

На выставке хорошо видно, что работы мастерской Лебедева – уже не просто витражи, хотя каждая композиция будет уместна в оконной раме. Эти работы стали самостоятельными произведениями искусства, живущими собственной жизнью в интерьере.

 

Не пропустите выставку в Константиновском дворце, созерцание витражей – это не только «пиршество для глаз», оно возвышает душу и приближает нас к тайнам бытия.

Выставка продлится до 22 сентября 2010 года.

 

До Константиновского дворца в Стрельне можно проехать от станции метро «Автово» на маршрутном такси 300, 424, 424-а; от станции метро «Ленинский проспект» на маршрутном такси 103, 420. 

Телефон для справок (812) 438-5360

 

В фотоальбоме на сайте «Витражи в России» можно увидеть другие работы мастерской Вадима Лебедева.

 

P.S. Выставка продлена до 30 октября 2010.

30.08.2010, 9475 просмотров.