В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге проходит выставка «Рериховский век»

Проект посвящен первому подведению итогов столетнего периода деятельности этой уникальной семьи – «Рериховского века» – на ниве мировой культуры. В тематических блоках выставки показан весь спектр жизни и творчества семьи Рерихов в области науки и искусства, философии и литературы, педагогики и просветительства, общественных инициатив и сохранения мирового культурного наследия. Представлен богатый биографический материал, причём многие экспонаты — впервые. Все предыдущие выставки, посвящённые творчеству Рерихов, представляли лишь отдельные грани сложного и многообразного наследия этой семьи, чаще всего это были художественные выставки Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха.

Открытие экспозиции было приурочено к празднованию 75-летия подписания в Вашингтоне Пакта Рериха (первого международного Договора об охране научных и художественный учреждений и исторических памятников) – 15 апреля 1935 г.

Живопись подлинная и на постерах, фотографии, книги, документы, огромное количество текстовой информации захватывает зрителя, не давая отвлечься от темы выставки ни на минуту.

Один из экспонатов выставки, расположенный на втором этаже арт-объект «Витражи счастья» (автор Екатерина Юферева). Вот информация о ней из официальных источников: «Интерактивная объемно-пространственная композиция для экспонирования восьми витражей и оснащенная встроенной внутренней декоративной подсветкой. Композиция состоит из деревянной каркасной конструкции с буддийскими молитвенными барабанами, которые посетители выставки могут вращать. Витражи воссозданы по эскизам Николая Рериха, выполненным для Буддийского Храма в Санкт-Петербурге. Некоторые из подлинных витражей можно увидеть в самом Дацане, расположенном на Приморском проспекте. Усилиями организаторов выставки утраченные витражи были восстановлены специально для экспозиции“. В реальности вместо воссозданных витражей посетители любуются их изображениями на непрозрачной основе, что сказывается не столько на идейном замысле этого арт-объекта, сколько на его выразительности и эффектности.“Витражи счастья»

Рядом на стенде расположена информация о буддийском храме, выдержку из которого мы приводим: «На витражах вокруг светового фонаря (сохранились) изображены традиционные буддийские символы: „Восемь счастливых знаков“. Основой для эскизов послужили, очевидно, рисунки бурятских художников, которые Николай Константинович затем искусно стилизовал в духе модерна».

Других материалов о творчестве представителей семьи Рерих в области витража на выставке нет. Известно, что Николай Константинович обращался к витражному искусству в своем творчестве. Работы, выполненные по его эскизам, ныне хранятся в музеях Европы и Америки. Н. К. Рерих никогда особенно не выделял витражное искусство как, например, мозаичное, которому посвящены проникновенные строки в его литературном наследии (см. например, статью «Мозаика»). Однако деятельность Н. К. Рериха в качестве секретаря Обществе Поощрения Художников и на посту директора «Рисовальной школы для вольноприходящих» (ныне С.-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), была направлена на воспитание и художественное образование русских художников, многие из которых впоследствии трудились на ниве декоративно-прикладного искусства.

Выставка «Рериховский век» многомерна и грандиозна. Одного посещения явно не хватит, чтобы освоить весь представленный материал. Не пропустите этот масштабный проект.

Выставка продлится до 15 мая 2010 года.

В подготовке этого сюжета использованы материалы сайта «Рериховский век».

03.05.2010, 5350 просмотров.