Об утрате витража в Петербурге в доме по адресу Боровая ул., 9.
13 февраля 2024 года утрачены декоративные стекла во фрамуге окна в парадной дома по Боровой ул., 9.
Боровая ул., 9. Фото С. В. Васильева, 2020 г. и сообщества «Сохраним витражи в Семенцах», 2024 г.
Фотограф Сергей Васильев от общественной инициативы «Витражи Петербурга. Инвентаризация» сделал фотографии этого окна в 2020 году. Тогда, четыре года назад, это было единственное окно с уцелевшими от начала ХХ века декоративными стеклами в этой парадной. Окно находится на верхнем, 5-ом этаже, оно учтено в информационной базе «Витражи Петербурга. Инвентаризация».
Боровая ул., 9. Фото С. В. Васильева, 2020 г.
На стеклах верхней – фрамужной – части окна изображены цветущие растения с изогнутыми стеблями. В створках находился другой рисунок – в виде розеток из растительных элементов. Стилистика этого витражного окна – переходная, от эклектики, царившей в петербургской архитектуре и декоративном искусстве в XIX веке, к модерну. Само здание, построенное в 1900 году по проекту техника М. А. Андреева, характерно для зодчества периода историзма как по декору фасадов, так и по внутренней отделке. Стиль модерн робко явил себя только в витраже: в крупных цветах с раскинутыми роскошными листьями, раскованной композиции, еще не вполне освободившейся от условностей искусства историзма. Стебли растений повторяют абрис оконных секций, формируя эффектный силуэт, проступающий на фоне неба. Легкие и воздушные рисунки покрывали и стекла в створках. К 2020 году они сохранились только в двух верхних секциях, но по фотографиям 1990-х из архива журналиста и краеведа Константина Севастьянова известно, что такие декоративные стекла были и в других секциях окна.
Боровая ул., 9. Фото из архива Константина Севастьянова, 1990-е гг.
В начале ХХ века подобный тип оформления оконных стекол был распространен в петербургской архитектуре. «Рисунчатые» окна предлагали как витражные мастерские, так и мебельные магазины. Створки шкафов, буфетов, оконные рамы, дверные полотна повсеместно украшали стеклами с травлением или пескоструйной обработкой. По заказам узоры создавали профессиональные архитекторы и художники. Одновременно с этим существовал большой выбор типовой продукции, которую делали по шаблонам. Шаблоны продавали и даже сдавали в аренду.
Эти стекла стали настолько распространенным явлением, что горожане перестали их воспринимать как ценность. К сожалению, именно это и сыграло свою роковую роль. «Туманные картины», как поэтично называли это остекление в эпоху «серебряного века» русской культуры, исчезли: сперва из поля общественного внимания, а затем — из реального мира. Стекла не щадили при ремонтах и часто даже не отмывали от следов побелки и краски. Окна меняли на стеклопакеты, старые рамы с уже плохо заметными линиями рисунков на стеклах выносили на помойки. Витражей в пространстве петербургских домов оставалось все меньше.
То, что сохранилось, фиксировали на фотопленку краеведы – Евгений Иванов, Константин Севастьянов, Татьяна Княжицкая, Сергей Васильев и другие.
Фрагмент витража из окна на 5-ом этаже по адресу Боровая ул., 9. Фото С. В.Васильева, 2020 г.
К 2020-му году подобных стекол – травленых и пескоструйных – в городе осталось совсем немного: десятки, вряд ли сотни. Поэтому так важно, так принципиально важно их сохранить. Это – не случайные стекла со случайным рисунком. Это – целый пласт петербургской культуры, который остался в городе в ничтожно малом числе артефактов – окон, фрамуг, дверных створок. «Туманные картины» – глава в истории витражного искусства России, которое находится в одном ряду с такими явлениями как фарфор императорского завода, мозаика и майолика на фасадах и в интерьерах петербургских зданий, как «оград узор чугунный, как знаменитые дворы-колодцы, набережные Невы и Медный Всадник, — всё вместе — культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга.
Не будем забывать, что декоративная отделка исторических зданий: печи-камины, решетки лестничных ограждений, зонтики и навесы, флагштоки, облицовка полов и так далее – неотделимы от архитектуры. Дома проектировались зодчими как целое, как синтетическое единство, в котором важна каждая деталь, каждый нюанс. С уничтожением архитектурных деталей город теряет частицы сложившейся архитектурной среды — «городской природы», созданной руками людей, живших до нас.
Нет точной информации, как произошел инцидент на Боровой улице, 9: было ли это намеренным вандализмом или случайной оплошностью. В любом случае, разрушение витражного окна на Боровой, 9 – горькая утрата. Такой рисунок на стекле оставался в Петербурге в единственном экземпляре. Можно (и нужно) воссоздать, сделать новодел, технология пескоструйной обработки используется в наше время. Есть фотографии утраченных фрагментов в высоком разрешении.
Я и другие градозащитники готовы оказать консультационную и организационную помощь в воссоздании утраченных стекол.
Фото К. К. Севастьянова 1990-х гг.,
С. В. Васильева 2020 г.,
сообщества «Сохраним витражи в Семенцах» 2024 г.
Текст Татьяны Княжицкой