Татьяна Княжицкая. Как мы нашли «поддельный» витраж или о пользе внимательного изучения фотографий

В процессе инвентаризации петербургских витражей я занималась описанием одного окна в доме на Петроградской стороне, а конкретно по адресу Большой пр. ПС., д. 77. Окно это было мне известно с юности, когда я со скромным фотоаппаратом «Смена-8М» фотографировала декор петербургских подъездов, в то время еще не настолько утративших очарование старины, как сегодня.

Витраж в окне петербургского доходного дома по адресу Большой пр. ПС., д. 77. Фото Т. В.Княжицкой 1992 г.

В этом доме на последнем этаже сохранилась фрамуга с витражом геометрического типа. Фрамуга находится довольно высоко, вблизи не разглядеть. Будучи еще не очень опытным специалистом в области витражного искусства, я определила этот витраж как свинцово-паечный, то есть собранный из фрагментов цветного и бесцветного стекла с помощью свинцового профиля и спаянного на стыках. Это самый древний способ создания витражей, известный еще с XII века. Петербургские витражи в конце XIX—начале ХХ века массово создавались именно в этой технике. В моей диссертации, а позже и в книге «Витражи Петербурга», изданной в 2006 году, это окно фигурировала как образец геометрического витража, выполнено в традиционной свинцово-паечной технике.

В процессе проведения переучета витражей в 2019 – 2020 гг. этот же витраж был отснят волонтером проекта Сергеем Васильевым, чьи великолепные фотографии показывают вблизи то, что человеческим глазом не увидеть на расстоянии, так как витражи находятся довольно высоко и часто освещение их не позволяет разглядеть детали.

Витражное окно в Петербурге по адресу Большой пр. ПС, д. 77. Фото С. Васильева 2020

По фотографиям Сергея я обратила внимание, что голубое стекло в шестиугольниках на средокрестиях черных линий – свинцового профиля, как я первоначально думала, имеют странный «муар», волнистый рисунок, причем с краев, а не по всему полю элемента. Этот «муар» не что иное, как имитация фактурного стекла – с выпуклым узором на поверхности. Причем нанесен рисунок местами, именно так, как видит фактуру глаз – где-то  отчетливо, а там, где световой поток выше, фактура «засвечивается», и исчезает из видимости.

Витраж начала ХХ века в имитационной технике в Петербурге по адресу Большой пр. ПС, д. 77. Фото С. Васильева 2020

Тут же стали понятны и другие «странности» этого витража. Например, что шестиугольные элементы, будь они выполнены из отдельных фрагментов стекла, потребовали бы особенной линии реза на соседних бесцветных стеклах – с внутренним углом. И сегодня витражисты избегают такого «кроя» стекла, хотя это и можно сделать, а в начале ХХ века, когда стекло резали исключительно вручную стеклорезом, не было возможности вырезать внутренний угол в стеклянной пластине.

Витраж начала ХХ века в имитационной технике в Петербурге по адресу Большой пр. ПС, д. 77. Фото С. Васильева 2020

Третий момент – если внимательно разглядывать темные прямые линии – мы увидим, что они не одинаковы по толщине, а также что их выпуклость не везде равномерна, а это значит, что они не из металлической проволоки, а нанесены на стекло каким-то объемным составом. Сверху линии окрашены черной краской, а уже следующим этапом наносилась голубая краска или пленка с печатью фактурного узора. Возможно, они сделаны способом декалькомании – это перевод полиграфически исполненного изображения на гладкую поверхность. В конце XIX — начале XX вв. он применялся не только и не столько для украшения окон, сколько для посуды, так как давал возможность дешевым и быстрым способом создавать на поверхности предмета сложные полихромные композиции.

Витраж начала ХХ века в имитационной технике в Петербурге по адресу Большой пр. ПС, д. 77. Фото С. Васильева 2020

Ну, и подтверждением догадки, что этот витраж – имитационный – стала царапина, которая проходит по голубому стеклу и части черной линии – и содранный красочный слой голубого и черного цвета неопровержимо свидетельствует о том, что витраж по сути нарисован на цельном листовом стекле.

Так, благодаря отличным фотографиям нашего времени, была расшифрована техника изготовления витража сто лет назад.

В начале ХХ века витражи из цветного стекла, собранные на свинцовый или латунный профиль стоили достаточно дорого. Поэтому в некоторых случаях домовладельцы устанавливали на лестницах более дешевые имитации, их называли тогда подделками и суррогатом. Подробности об имитационных техниках витражного искусства начала ХХ века в моей статье 2009 года.

Текст Т. В.Княжицкая

Фото Т. В.Княжицкой, 1992, Сергей Васильева, 2020

07.06.2020, 1096 просмотров.