Т. В. Княжицкая "Владимир Гришаев - первый витражист в Чувашии"

 

Правильная ссылка при цитировании этой статьи: Княжицкая Т. В. Владимир Гришаев — первый витражист Чувашии. / Электронное издание «Культура и искусство» №    2 (26), 2015. С. 187-197. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14033.

Портрет Владимира Гришаева

 

Владимир Федорович Гришаев (1951-1999) – советский художник-монументалист и книжный график, первый витражист в Чувашии. Создал около полусотни витражей для десятков зданий в Чебоксарах. Рано ушедший из жизни Художник.

Разные жанры искусства в творчестве мастеров эпохи СССР трудно рассматривать по отдельности. Люди, избравшие искусство своей профессией, были в советское время «многостаночниками», нередко приближаясь в своем универсализме к мастерам эпохи Возрождения. Поэтому говорить о витражах Владимира Гришаева в «отрыве» от его графического и живописного наследия – трудно, но возможно, учитывая большой объем созданного им именно в витраже.

Витраж был настоящей страстью Владимира Гришаева. Со стеклом он работал на протяжении двадцати лет – в 1980-1990-е – в самое «трудное» время для советского художника, целиком зависящего от системы заказов, распределяемых через Художественный фонд, организацию, именно в это время агонировавшую вместе с другими институтами советской жизни. Несмотря на все сложности и трудности по получению заказов, отнимающие время и силы, Владимир Гришаев много создал в области витражного искусства. Его работы находятся в ключевых общественных сооружениях Чебоксар: в музеях, дворце бракосочетаний, городской администрации, учебных заведениях. Можно сказать, что витражи Владимира Гришаева сопровождали жителя столицы республики Чувашия от рождения: освещая жизнь цветными стеклами от детского сада и школы до дворца бракосочетаний, административных и культурных учреждений, где проходил вектор культурной и общественной жизни республики.

Дипломная работа В. Гришаева, 1973Витражи Владимира Гришаева разнообразны по своим художественным решениям, уместны в интерьерах. Если говорить протокольным языком справочника, можно заметить, что их эволюция соответствует периодизации советского искусства витража, от хрестоматийно-позитивных фигур 1970-х до орнаментальных и абстрактных, навеянных первыми шагами компьютерной графики в СССР в 1980-е, и снова образные, духовной тематической направленности в 1990-е.
Биография и творческий путь Владимира Гришаева характерны для советского времени и уникальны неповторимостью человеческой судьбы. Этот художник — из той армии мастеров, кто создавал витражное искусство СССР, и прекрасные работы которого незаслуженно забыты сегодня.


А Стошкус. Витраж 1969-1970Владимир Гришаев родился 4 марта 1951 года в городе Сызрань Самарской области в семье рабочих. Рисовал с детства. В 1968 году поступил на художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им И. Я. Яковлева. Во время дипломной практики в 1973 году побывал в Вильнюсском художественном институте, где стажировался у знаменитого мастера литовского витража Альгимантаса Стошкуса. Практические советы и навыки работы знаменитого литовского мастера были весьма существенным моментом в биографии молодого художника, ведь литовские витражи были «пионерами»: они задавали тон витражному искусству в СССР, во всех союзных республиках.


Первый известный нам витраж Владимира Гришаева, своего рода «точка отсчета» – его дипломная работа как выпускника-монументалиста. В эскизе чувствуется влияние Стошкуса, и в трактовке человеческой фигуры, и в композиционном построении. Именно в это время А. Стошкус завершил работу над огромным витражом «К солнцу» (1970) для ленинского мемориального комплекса в Ульяновске. Вероятно, именно она произвела наибольшее впечатление на молодого художника во время его практики в Литве. В дальнейшем Владимир Гришаев выработал свой собственный почерк, характерный для советской эпохи и в то же время уникальный для этого мастера.


Завершив обучение, Владимир Гришаев много и жадно работал, участвовал в республиканских, всероссийских и международных выставках, полностью отдавая себя любимому делу. Он числился на Чувашском творческом производственном комбинате Художественного Фонда СССР. Только так в те годы и мог существовать художник, получая заказы на оформление интерьеров общественных сооружений, ведь частного заказчика еще не было как класса. Витраж, мозаика, фреска, любые техники стеновой росписи – художники брались за все, и Владимир Гришаев – не исключение. Помимо монументальных работ мастер достиг интересных результатов в живописи, графике, занимаясь ими в свободное время, как хобби. Многие из этих его работ заслуженно находятся в собрании Чувашского государственного художественного музея.


Витражи В. Гришаева, для ПТУ №    1 в Чебоксарах. Не сохранились.В поиске идей и вдохновения он старался при любой возможности путешествовать и посетил завидно много стран, недоступных большинству его сограждан в годы СССР: Германия, Болгария, Япония, круиз по Средиземному морю, посещал творческие дачи, где собирались художники, в Старой Ладоге и на Байкале. В последние годы жизни преподавал в художественном училище.


Одной из первых самостоятельных его работ в витраже стал большой комплекс цветных окон для профессионального технического училища №    1 в Чебоксарах (1977-1978). Десять витражей под названием «Юность» не сохранились, мы знаем о них по фотографиям, черно-белым и цветным, пожелтевшим от времени. Тема витражного комплекса – «гимн молодости», как сказали бы в те годы, — изображения юношей и девушек в принятом в 1970-е упрощенно-обобщенном ключе, с символами труда и науки, которые служили как для украшения интерьера, так и для агитации студентов. Несомненный талант графика сочетается в них с декоративностью, камерностью.

 

О цветовом решении судить трудно по потерявшим цвет фотографиям, но возможно, зная палитру стекол, которая была доступна в то время для создания витражей. Промышленность выпускала весьма ограниченный ассортимент исходного для всех советских витражистов материала – цветного листового стекла. Мастера пользовались тем, что удалось «достать», и многие витражи тех времен похожи друг на друга как близнецы именно из-за четырехцветья Проект витражей для Чебоксар, В. Гришаева, 1970-е.доступного однотонного стекла: красный, желтый, зеленый и синий, так называемые «сигнальные» цвета, которые заводы производили для светофоров, определяли цветовое решение витражей по всему Советскому Союзу. Но найти даже это стекло в продаже стоило неимоверных усилий. Попытки разнообразить имеющуюся скудную палитру стекол в советское время предпринимали многие художники, и Владимир Гришаев тоже проводил свои собственные эксперименты, в которых ему помогала сестра-химик. После приобретения стекла, наступал черед поисков проволоки, которой в классической технике паечного витража соединяются между собой стекла. Проволоку с профилем под стеклянную пластинку мастера изготавливали обычно сами, используя сделанные своими руками приспособления. По собственным чертежам Владимира Гришаева небольшой станочек для этой цели был изготовлен на заводе в Сызрани – помогли родители, там работавшие. Запасы свинца в плитках он хранил на балконе в свой собственной квартире. Все эти неимоверные усилия незнакомы поколению витражистов начала ХХI века, без труда покупающих все необходимое для творчества в специализированных магазинах или через Интернет. 


Эскизы витражей В. Гришаева «Вселенная», 1970-еВ газетной заметке 1991 года о Владимире Гришаеве в деталях описан трудный процесс создания монументального произведения в те годы [1]: «Если основной труд художника-станковиста представляют замысел и его художественное воплощение в образах, то у художника-монументалиста после этого начинается тернистый путь выполнения работы в материале. Размечтается художник сделать многоцветный витраж, в сложную композицию введет персонажей, а стекло возможно достать только трех цветов, и то, если самому поехать на завод за сотни километров. Там грузить и отправлять, здесь получать… И приходится художнику, не решившемуся делать лица своих персонажей ни синего, ни красного цвета, менять изображение на геометрический орнамент, пытаясь через него передать те же первоначальные замыслы. Потом начинается поиск свинца, которого нет в продаже, брусков для рам, изготовление их и сборка». А когда работа завершена «вместо восторга художник чувствует безмерную усталость, клянется больше никогда не браться за подобное дело, запирается в мастерской, и наслаждается легкими штрихами по бумаге, создавая очередную серию „Что было тогда, когда ничего не было“. Образы набегают, будят мысль, а она сводится к новому грандиозному замыслу. Подворачивается подходящий объект – и опять начинается борьба желаемого с возможным…».


В. Гришаев, витраж «Икар», 1988.В 1980 году для того же профтехучилища №    1 Владимир создал еще один большой комплекс витражей «Вселенная», предназначенный для холла. Они интересны необычно найденным местом в пространстве интерьера: эти витражи выглядят как большие подсвеченные витрины, размещенные не в окнах, как это было принято на протяжении многих веков, а в межоконных простенках. Искусственная подсветка, впервые в советском витражном искусстве использованная в витражах станции метро Новослободская в Москве, значительно расширила сферу применения витражных композиций. Владимир Гришаев своими стеклянными работами погружает зрителя в фантастические космические пейзажи, превратив унылый холл ПТУ в эмоциональное зрелищное пространство.


Тему человека в его взаимосвязи с космосом и вселенной Владимир Гришаев разрабатывал на протяжении всей жизни. Одна из ключевых работ в этой области – эскиз витража для чебоксарского аэропорта 1981-1982 гг. Проект, оставшийся к сожалению, по неизвестным нам причинам не осуществленным, представляет огромную световую стену для двухэтажного зала аэропорта. Легкость, воздушность, стремительность в абстрактной композиции с удивительной ясностью выражает идею проникновения человека в воздушные просторы планеты. Своеобразным фрагментом этого большого замысла стал витраж «Икар» (1988 г.) в фойе Чувашского межотраслевого территориального центра научно-технической информации и пропаганды. Он – уникален для советского витражного искусства и характерен для работ Владимира Гришаева: полоски цветных однотонных стекол создают крупную пространственную композицию, в которой линейная графика контуров создает третье измерение.


Витраж В. Гришаева «Торжественный», 1992.Пожалуй, самые эффектные витражи Владимир Гришаев создал для дворца бракосочетания в Чебоксарах в 1992 году. Официально и нарядно оформлена световая стена в зале «Торжественный»: государственный триколор, въющийся затейливыми лентами, эффектно отражается в зеркальном потолке, добавляя вертикальной динамики всему помещению.


Эта работа выполнена в технике так называемого «торцевого» или «слоистого» витража, которая значительно отличается от традиционного способа создания стеклянной плоскости. Из заметок, сохранившихся в семье художника известно, что Владимир Гришаев планировал создавать работы из объемного литого стекла. С этой эффектной техникой он познакомился в Литве в 1970, когда стажировался у витражиста Альгимантиса Стошкуса, признанного мастера литого витража. Глыбы литого стекла, изнутри горящие глубоким цветом, привлекали своей декоративностью, эффектностью, рельефным характером поверхности. Однако у Владимира Гришаева не было возможности освоить эту технологию просто из-за отсутствия подходящего материала. В начале 1990-х он освоил другую технику, в то время уже известную по работам некоторых мастеров в СССР. Она заключается в использовании листового стекла, пластины которого складываются в блоки, и монтируются на пластцементе или другом связующем растворе торцевой стороной к зрителю. Такие витражи получили название «торцевых» или «слоистых». Стеклянные блоки, сложенные из множества стеклянных листов с открытым, блестящим срезом, обладают богатой гаммой оттенков, и, кроме того, их гофрированная поверхность замечательно проявляет оптические свойства стекла, его способность преломлять, пропускать и отражать свет.


Витраж В. Гришаева «Золотая осень», 1992.Витражи во дворце бракосочетаний выгодно отличаются от плоских витражей именно своей «живой» поверхностью, которая меняет оттенок не только в зависимости от освещения снаружи и внутри помещения, но и результате перемещения зрителя в пространстве.


Вероятно «пробой» этой техники, новой для Владимира Гришаева, стало небольшое панно «Дождь», ныне хранящееся в семье художника. Работа собрана из обычного бесцветного стекла, однако внимательный глаз художника подобрал множество оттенков сближенных тонов на срезе стекла, которые в массе дают изображение струящихся по окну потоков воды.


Витражи В. Гришаева в Чебоксарах, 1990е.Второй комплекс витражей во дворце бракосочетаний для зала «Золотая осень» выполнен в традиционной технике паечного витража, но и здесь плоские стеклянные панели создают объемную композицию вдоль изогнутой стены помещения. За работы во дворце бракосочетаний г. Чебоксары Владимир Гришаев в составе авторского коллектива с архитекторами Т. В. Ижановой и М. Т. Сусловым был выдвинут на соискание Государственной премии Чувашской Республики.
Витражи Владимира Гришаева 1990-х напоминают чувашские орнаменты. Обращаясь к национальным традициям своей республики, художник нашел им нужную меру и форму соотношения с современностью. Геометрические простые линии, яркие цвета, характерные для народного творчества, оказались уместны и в искусстве переходного периода, когда на смену ценностям советского общества шла идеология капитализма.


Многие художники в этот период не смогли приспособится к новым условиям жизни и занялись другими, более прозаическими и выгодными делами. Владимир Гришаев остался художником. И компьютерно-пиксельная графика, которой он увлекся в это трудное переходное время, не увела его в область чистой декоративности, от гуманистической тематики. Орнаментальные витражи 1990-х: в детском саду на ул. Афанасьева, во дворце пионеров и школьников, в здании городской администрации, – стали данью своему времени.


Витражи В. Гришаева в Чебоксарах.Последние витражи, выполненные Владимиром Гришаевым посвящены небесному воинству. Диптих «Битва Архангела Михаила с дьяволом»1991 года открывает новое измерение его творчества, в котором художник не успел себя реализовать в полной мере.


Наследие Владимира Гришаева, рассыпанное по разным общественным сооружениям Чебоксар, незаметно исчезает, повторяя судьбу многих витражей советской эпохи, которые не стали объектом изучения маститых искусствоведов, за которыми не закреплен статус «памятников». Близкие родственники художника фиксируют даты утрат, но не находят следов исчезнувших работ…


Витражи Владимира Гришаева в отдельно взятом городе большой страны сегодня представляют для нас несомненную ценность, как проявление духовной жизни талантливого человека – представителя своей эпохи, творчество которого определялось обстоятельствам времени его жизни.


В 1990-е о художнике было сделано две телевизионные передачи. Словно предвидя будущее, он говорит о том, что неразумно отбрасывать опыт прошлого, отказываться от разработанных технологий искусства, созданных предшественниками. Опыт витражистов советской эпохи сегодня не известен молодым художникам, а значит, не востребован. И снова, как в начале ХХ века «порвалась связь времен», и современное поколение ориентируется на западно-европейские и американские достижения, игнорируя опыт отечественных мастеров.


Витраж в Чебоксарах, музей боевой славы, 1990-е. В. ГришаевПредвзятое отношение ко многим явлениям советского времени, в том числе к монументальному искусству, приводит сегодня к бездумному и равнодушному уничтожению не просто устаревшей отделки интерьеров и фасадов, а настоящих произведений искусства, которые составляют отечественный художественный фонд. К большому сожалению, первые витражи в Чувашии разделяют судьбу многих значительных памятников монументального искусства бывшего СССР.

 

Все иллюстративные и биографические материалы для статьи предоставлены родственниками художника — З.В. Гришаевой и М.В. Гришаевой.
Благодарим Александра Демьянова, любезно предоставившего фотографии витражей В. Гришаева.

24.02.2015, 6767 просмотров.