Е. Скорик. Путешествие по витражной Литве


                                 Разноцветные узорчатые окна

                                                                     Не помогут от предательства и лжи…

                                                                     Всё что было, то давно поблёкло,

                                                                     Лишь на память эти витражи.

 

Витражи в парке Грутас, Литва.“Пролетарии всех стран» на литовских витражах.Одним из чудесных июльских дней я получила приглашение от моих друзей-художников из Вильнюса.

Удивительно, но в Литве — этой маленькой европейской стране, несмотря на желание властей как можно быстрее забыть относительно недавнее прошлое и ещё больше европеизироваться, до сих пор жив едва уловимый советский дух, который до боли знаком поколениям, родившимся и жившим во времена СССР.

Хотя витражи в Прибалтике были известны уже давно, литовская школа витража сложилась именно в годы Советской власти. У её истоков стоял Ушинскас С., а работы его учеников и последователей — Стошкуса А., Морку́наса К., Гарбаускаса А., Шатунаса К., Бружаса Б. и других мастеров, стали символами витражной Литвы. Именно тогда Литва и прославилась своими великолепными монументальными витражами, которые создавали мастера-художники, смело экспериментируя со стеклом. Во время путешествия меня не покидала надежда увидеть их работы.  

Сначала я посетила Вильнюсскую художественную академию, улицу Стиклю, славящуюся своей стеклянной мануфактурой. Далее мой путь лежал в Каунас, там, по словам старых художников,когда-то       в Церкови святого Михаила Архангела, была Художественная галерея витража и скульптуры – один из первых, если не первый музей такого рода в СССР.

Через пару часов мы приехали в Каунас. Двери церкви были закрыты и никаких упоминаний о том, что в ней находится художественная галерея, не было. Несколько минут я прибывала в растерянности, ведь мы напрасно проделали достаточно длинный путь и, похоже, что зря. Когда же мы собрались уезжать, из церкви вышел один из её служителей и сказал, что тут давно уже нет галереи витража и скульптуры, и никто не знает о дальнейшей судьбе этих произведений. Нам оставалось лишь выпить по чашке кофе и возвращаться в Вильнюс.

Хотя меня уже практически постигло разочарование, ведь пришлось проделать столько километров впустую, однако, в глубине души было какое-то предчувствие, что всё ещё впереди.

Близился конец отпуска, и я уже собиралась домой, ещё пару дней мне предстояло прибывать в Вильнюсе. Как же оказалось мало почти целого отпуска, чтобы посмотреть страну с её достопримечательностями, пусть даже и такую маленькую, как Литва!

Во время сборов домой мне, вдруг, поступило предложение от друзей по поводу поездки в Друскининкай — курортный город на юге Литвы, славящийся своими санаториями, а также парк Грутас, находящийся недалеко от этого города.

Итак, мы поехали в Друскининкай. Кстати, название города происходит от литовского слова druskа — соль. Название связано с наличием на территории города источников с солёноватой минеральной водой, которые с XX века стали привлекать всё больше отдыхающих в этот курортный город. Мы набрали минеральной воды, погуляли по берегу реки Неман. Здесь я и не ожидала увидеть витражи, но, к своему удивлению, обнаружила их в одном из строений принадлежавших санаторию. Витражи занимали значительную часть стены, однако близко к ним было не подобраться, т.к. двери в это непонятное по своему назначению здание, было закрыто на ключ. На этих витражах были изображены сказочные мотивы на тему моря. Так как к ним было не подойти, то установить время их создания и предполагаемого автора не представлялось возможным.

Герб на советском витраже. Литва.Парк Грутас. Музей советской эпохи.

Полюбовавшись на витражи, многочисленные деревянные резные скульптуры и природу города, мы поехали в парк Грутас. Первоначально он задумывался как «зловещее» напоминание жителям Литвы о Советской эпохе, однако, при его посещении, судя по реакции значительной части его посетителей, по-видимому, возникают, скорее, ностальгические чувства.

Удивительно было наблюдать, сколько различных предметов быта и памятников искусства времён Советской эпохи свезли сюда со всей Литвы. Огромное количество скульптур вождей, а также рабочих и солдат, подобных тем, которые ещё можно встретить на улицах Санкт-Петербурга и других российских городов, размещены на протяжении всего парка. В небольших деревянных зданиях представлены образцы советского интерьера, символы эпохи: флаги, награды, значки, пионерские галстуки, горны, вымпелы и многое другое. К моему большому удивлению, тут же были и небольшие кабинетные витражи с советской символикой. К сожалению, авторы этих витражей указаны не были.

Когда же мы шли по парку и наблюдали мощь и величие советских скульптур, располагавшихся по обеим сторонам дороги, то я, вдруг, заметила, что в некоторых местах, среди них, искрятся и переливаются на солнце своими цветами «обездомевшие“ витражи.

Это были целые картины из стекла, обрамленные металлическим каркасом. Странно было видеть витражи среди сосен, елей и берёз, где они были скромными и незаметными свидетелями своего времени, но когда на них попадали солнечные лучи, то они оживали, озаряя природу своим истинным светом. Витражи представляли собой абстрактные композиции или панно, состоящие из геометрических форм, при внимательном изучении которых, можно было разглядеть символы того времени.

Когда же мы собрались уходить и направились в сторону выхода, я, вдруг, увидела знакомые витражи Казиса Моркунаса, которые раньше встречала лишь в книгах о советском искусстве. Это были работы из толстого рельефного стекла, куски которого скреплялись между собой железобетонными каркасами.

“Дом» с советскими витражами в парке Грутас.

Так моя давняя мечта увидеть эти монументальные картины из стекла исполнилась.

Уезжая из Литвы, я с радостью осознавала, что маленькая часть загадки об исчезновении литовских витражей из общественных зданий и музея в Каунасе, разгадана, однако ещё много тайн таят в себе литовские витражи…

 

 

Автор текста и фотографий Екатерина Скорик

Еще больше фотографий витражей из парка Грутас

 

 

 

 

 


 

Собор Св. Михаила в Каунасе, ЛитваИнтерьер собора в КаунасеКомментарии Т. В. Княжицкой.

Екатерина проделала большой путь и большую работу. Несколько лет назад я тоже ездила в Каунас специально, чтобы увидеть витражи в «Галерее мозаики и витража», которая была очень известна в советское время. Не найдя галерею в ныне католическом храме Святого Михаила, я и предположить не могла, что витражи перемещены в Друскининкай.

 

Екатерина «открыла» для меня секрет этих произведений искусства и обнаружила их местонахождение. Конечно, не все витражи советской эпохи уместны в этом музее. Если небольшие панно на окнах еще дополняют рассказ о быте Советской Литвы, то огромные монументальные стены из цветного стекла Казимира Моркунаса под двускатной крышей выглядят по меньшей мере нелепо в избушке среди сосен. Однако, такое решение все же продлевает им жизнь, и позволяет увидеть посетителям Грутас парка былое величие монументального витражного искусства эпохи СССР.

 

 

 

 

 

 

Дорогие друзья, читатели портала «Витражи в России»! Все вы путешествуете по России и за рубеж. Наверняка многие из Вас фотографируют витражи и могут поделится своими «путевыми заметками».

Присылайте Ваши материалы для публикации.

И вместе мы узнаем все о витражах в России и за рубежом!

Интернет-портал «Витражи в России» благодарит Екатерину Скорик за предоставленный материали и напоминает всем читателям,

что этот текст и изображения охраняются «Законом об авторских правах».

Если Вы хотите скопировать часть текста или изображения, указывайте имя автора.

Ссылка на интернет-портал «Витражи в России» — обязательна.

 

30.09.2014, 6399 просмотров.