Юрий Утенков. Витражи СССР: полимерцемент.

Краска ВА-27АПолимерцемент. Это слово вошло в наш обиход в 1970-х, с появлением замечательного клея и краски. Клей, который не пачкался и не давал желтых разводов на фотографиях в документах, назывался поливинилацетатным или просто клей ПВА. Краска, в основу которой вошла все та же эмульсия, была ВА-27А. Первые партии в 3-х килограммовых банках Днепропетровского химкомбината появились в продаже города Харькова. Нашему восторгу не было предела, краска хорошо ложилась на бумагу, картон, дерево, металл и была укрывистой — в два слоя создавала идеально ровную поверхность, была вынослива и не обратима к влаге. В общем, получили то, что надо. Но всему этому предшествовали события, которые объективно должны были произойти.

К нам, на II курс отделения монументально-декоративной живописи, пришел молодой преподаватель — Быков Евгений Иванович, выпускник Ленинградского института им. И. Е. Репина монументальной мастерской А.А. Мыльникова. Через год мы с Евгением Ивановичем поехали в Ленинград, познакомиться с учебным процессом в северной столице. Нам было все интересно, мы посетили лабораторию, где изучали различные грунты для холста, и все было поставлено на научную основу. Возглавлял эту таинственную мастерскую художник по фамилии Девятов. Там мы впервые услышали о поливинилацетатной эмульсии, как альтернативе столярному, казеиновому и прочим клеям. Это было зимой 1972 года.

 

Витраж «Энергия», 1976

Употребление в качестве связующей шинки смеси эмульсии ПВА цемента и песка, (три компонента, рецепт ниже) мы увидели у Е. И. Быкова в созданных им витражах в Харькове. До этого мы в институте проходили и выполняли работу в материале, со свинцовой протяжкой, знакомы были и с алюминиевым профилем, делали фрагменты витражей, заливая основу пластмассой и бетоном. Но полимерцементная шинка давала большие возможности: она могла быть очень широкой, и тонкой «рисующей»,можно было скреплять стекла в несколько слоев, добиваясь нужного звучания тона или цвета (цветовая палитра в то время была очень скудной). Но все цветные стекла накладывались на основу из витринного стекла толщиной в 6 мм. Это был существенный недостаток, так как увеличивал вес произведения в 2 раза как минимум. Впоследствии нам удалось избавиться от этого недостатка.

 

Со временем обнаружилась еще одна проблема этой технологии, отслоение цветного слоя витража от «витринной» основы. Как бы хорошо не было обезжирено стекло, если оно работало на дневной свет, то солнце делало свою разрушительную работу, (клей со временем терял свои свойства) и этот факт мы имели возможность наблюдать уже через 5-7 лет.

 

Реставрация витража на полимерцементе.

Однако есть примеры и долгожительства среди этих витражей. Удивляюсь своему первому самостоятельному витражу «Энергия», который мы сделали после окончания института с Игорем Моргуновым в этой «губительной» технологии в 1976 году. До сих пор он стоит без потерь в электротехническом корпусе политехнического института . Харьков), и ведь площадь его не малая, около 50 кв. м. Думаю, его сохранности помогла его ориентация, окна эти выходят на север и солнце просто никогда не попадает на витраж.

 

Я не оставлял попыток сделать витраж «чистым», без витринной основы. И даже имел устные сообщения от своего товарища, Сережи Егорова, что такие попытки имеют материальное воплощение, который мне и показал осколки витража на школьной двери, где было видно, что полимерная шинка держит стекло с двух сторон, как и свинцовая протяжка. Но кто это сделал и главное — как, было не известно. Ясно одно: дверь в школе — не место для витражей. Факт увиденного фрагмента придал нам силы и уверенность в наших поисках. С 1996 года все витражи с полимерцементной шинкой мы делали двусторонними, без стекла-основы.

 

Напишу, как произошло одно наше «открытие». Мы заливали витраж по очереди с каждой стороны, подкладывали кальку, еще чего-то     . В общем, мучились долго, пока не произошло одно событие, схожее с яблоком Ньютона: капли раствора упали на полихлорвиниловую пленку и утром отскочили очень проворно. Это надо было просто заметить и этим вооружиться. Что мы и сделали.

А через 10 лет появилась американская техника Тиффани, с большой (лет на 100) задержкой в России. Удобная в работе, очень эффектная, срок службы металла в таких витражах, конечно же, дольше, чем полимерцемента (где рекорд 25-35 лет), но и в два раза, а то и больше, дороже.

реставрация витража времен СССР

Реставрация витража на полимерцементе

И под конец рецепт полимерцемента:

 

1 часть цемента + 3 песка (песок просеянный), перемешивается сухая смесь. Клей ПВА (эмульсия) добавляется до рабочей консистенции здесь уже имеют значение опыт, квалификация, секреты каждого, особенно каким инструментом наносить приготовленную массу). Наш учитель, Евгений Иванович Быков, делал это с помощью резиновых груш и стеклянных пипеток, груша №     6 (заправочная) и №     3 (рабочая). Пипетки использовал обычные глазные в качестве наконечника.

 

 

Фотографии с процесса реставрации витража после 25 летнего пребывания в сыром не отапливаемом помещении и выстоявшем. Это — витраж с закреплением на основу, которой является 5-миллиметровое узорчатое стекло для лучшего рассеивания света.

 

 

 

А это наша «коллекция» стеклорезов советского периода. Здесь есть и спиленный самый дешевый за 70 копеек (№    3), есть и редкий заграничный из ЧССР (№    6), и китайская подделка под «немцев» (№    7), и алмазный стеклорез (№    10), что годится только для стекольщиков, но продавался в ювелирном магазине, и наконец, как сейчас бы сказали бренд того времени: под №    9 стеклорез на заказ. Стоил тогда немало -10 рублей (стипендия — 40 руб.), продавал его на Благовещенском рынке города Харькова тот, кто и делал на заводе из нержавейки, мужичок — умелые руки, каких в нашей России и на Украине всегда было немало. Он же продавал и ролики, как говорил «закаленные» с двойным пробегом по 1 рублю за штуку. обычном за 70 копеек было три колесика). Пробег никто не проверял, мужичку верили, платили рубль за штуку и были счастливы взаимно.

 

Стеклорезы художников Утенковых.

Так стремительно бежит время. Сегодня мы, выпускники начала 1970-х – уже старшее поколение. За это время сделано немало, что-то    сохранилось, многое исчезло, и остались только фотографии.

 

Текст и фотографии предоставлены интернет-сайту «Витражи в России»

Юрием Утенковым, размещены с согласия автора.

Другие фотографии витражей, созданных Юрием и Ларисой Утенковыми можно посмотреть в фотогалерее сайта.

19.02.2014, 6214 просмотров.