Т. В. Княжицкая. Имитационные техники витражного искусства на рубеже XIX-XX вв.

Кроме классических наборной, расписной и комбинированной витражных техник, в которых было создано подавляющее большинство российских витражей в конце XIX — начале XX вв., в доходных домах С.-Петербурга встречаются и другие, о которых рекламные объявления того времени умалчивают. Это — имитации, или «подделки».

Они составляли особую группу декоративного остекления, выполненную в технике, имитирующей мозаичные, живописные или комбинированные витражи. В глазах современников, живших в конце XIX — начале XX века они имели гораздо меньшую ценность не только по стоимости, но и по художественным достоинствам, чем «классические» витражи. Их называли в то время подделками и суррогатом.

Появление «подделок» было вызвано повышенным спросом на полихромные просвечивающие изображения для окон и других предметов интерьера (ширм, каминных экранов). Потребность в таких произведениях не была удовлетворена российскими производителями, особенно в 1880-1890-е годы, когда художественно-стекольных мастерских, способных изготавливать «настоящие» витражи, насчитывались единицы. Кроме того, «настоящие» витражи были дорогим товаром, доступным лишь зажиточным людям, «подражания» же были значительно дешевле.

За границей имитационные техники были, видимо, довольно распространены. С некоторыми из них россиян знакомили периодические издания. Так, например, в 1885 году «Неделя строителя» сообщала: «В подражание живописи на стекле V. Bl?then употребляет окрашенный коллодион и желатину, которые наносят на предметы … и образуют прозрачный окрашенный слой, при этом рамки, которые в стеклянной живописи делаются из металлической фольги, получаются здесь гелиопластическим путем, или же накладываются сверх уже налитого цветного слоя, в последнем случае излишек слоя отрезается и удаляется прочь». В данном случае замене подвергались только материал, традиционные для витражей: цветное стекло и свинцовая проволока при сохранении техники сборки композиции из отдельных частей. Однако впоследствии процесс еще более упростился и привел к появлению «Диафаний», которые были наиболее известными среди имитационных техник в то время. Они представляли собой «рисунки, отпечатываемые на листах желатины, которые заклеиваются для прочности между двумя стеклянными листами. Эти украшения очень дешевы. <… > Однако … все же не более как суррогат…», — писали в издании «Промышленность и техника» в 1903 году. В C.-Петербурге склад заграничных диафаний имел Ф. Г. Рорбахер.

Другая имитационная техника, которую называлась «витрофани» широко используется и в наше время: наклеенная на стекло прозрачная основа (в то время — бумага) с нанесенным на нее цветным рисунком стала одним из основных элементов современной визуальной рекламы. «Конечно, — писал автор статьи о витражах в начале ХХ в., — с живописью на стекле эта подделка не имеет ничего общего.» Вероятно, отрицательную оценку в этих подражаниях вызывало не только отсутствие в них главных достоинств «настоящих» витражей — замечательного блеска и глубины цвета —, но и рукотворности, участия мастера в создании произведения, которое становилось продуктом исключительно механического производства, полностью лишенным уникальности.

В одном из доходных домов в Петербурге в 1992 году было обнаружено окно, декорирование способом декалькомании: оно находилось в таком плохом состоянии, что изображение на стекле совершенно не  «читалось». Декалькомания — перевод полиграфически исполненного изображения на поверхность — в конце XIX — начале XX вв. применялась не только и не столько для украшения окон, сколько для посуды, так как давала возможность дешевым и быстрым способом создавать на поверхности предмета сложные полихромные композиции.

Имитационный витраж в С.-Петербурге: 17-я линия, 28. Фото проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация 2019-2020 г.» С. Васильев. 2019 г.

Имитационный витраж в Санкт-Петербурге по адресу 17 линия, д. 28. Фото сделано С. Васильевым в рамках проекта «Инвентаризация витражей С.-Петербурга: 2019-2020 гг. Васильевский остров»

Более прочной была другая имитационная техника, описанная в 1902 году журналом «Зодчий»: «Для получения узоров поступают следующим образом: на бумагу намазывают тонким слоем клееобразное вещество, а затем по заранее определенным рисункам наносят на бумагу разноцветный порошок. Бумага с приставшим к ней порошком навивается на раскаленную стеклянную плиту, после чего бумага с клеем сгорает, а порошок разных цветов приплавляется к стеклу». Видимо так были изготовлены витражи в доходном доме на Зверинской улице, 18. Изображения гербов в окнах нанесены с обратной стороны мелкорифленого стекла и, как и в предыдущем случае, напоминают современные переводные картинки.

Еще один интересный образец имитации мозаичных витражей обнаружен в доходном доме на Съезженской улице, д.24. Способ их исполнения является уникальным — подобное декоративное оформление плоскости окна нигде более в Петербурге не обнаружено. На монолитном узорчатом стекле c обеих сторон расплавленным свинцом нанесены полосы, имитирующие свинцовую проволоку мозаичных витражей. Плоскости внутри контуров образованного рисунка окрашены прямо по фактурной поверхности стекла. Сходство с наборной техникой получается полное, «обман» раскрывается только вблизи. Такой способ нанесения изображения на оконное стекло давал широкие возможности для создания сложных композиции с большим количеством мелких деталей, но предопределил их недолговечность: сейчас все композиции находятся в крайне плохом состоянии — краска и свинцовые полосы осыпаются при малейшем к ним прикосновении или вибрации стен здания.

Имитации одних материалов другими обычно связывают с эпохой эклектики. Однако стремление к удешевлению строительных работ в среде буржуазии при желании сохранить внешнюю солидность было характерно и для периода конца ХIХ — начала ХХ вв. Передовые архитекторы и художники открывали красоту обычных и дешевых материалов (бетона, штукатурки, кирпича), но все же очень многие детали архитектурного убранства имели имитационный характер. Именно это подверг острой критике С. Маковский, который писал в 1905 году: «… возникла убогая декоративность буржуазных жилищ, приспособленных к быту средних трудовых классов, но наружно претендующих на сходство с дворцами знати; парадные подъезды с гипсовыми кариатидами, слишком просторные вестибюли и лестницы для обслуживания маленьких темных квартир, штукатурные украшения в подражание тесаному камню, лепные орнаменты, раздражающие своей неуместностью; стены, выкрашенные „под мрамор“. Дешевые имитации классических витражей — явления того же порядка.

Трудно определить, насколько имитационные техники были распространены в Петербурге конца XIX — начала XX вв.: обнаружено всего лишь несколько примеров. Неизвестно, было ли налажено изготовление таких работ в Петербурге. Вероятно, они появились в результате повышенного спроса на полихромные окна и существовали наряду с  «настоящими» витражами. Имитации витражей были распространены в этот период и в других европейских странах.

04.01.2009, 7428 просмотров.