В. Афанасьев. Валентин Задорожный. / Советское монументальное искусство. 1974. М., 1976.

Витраж «Монисто» В. Задорожного. 1973 г.Широкое и заслуженное признание Валентин Федосеевич Задорожный приобрел своими станковыми работами — тематическими полотнами, которые по окончании Киевского художественного института (1951 г.) он регулярно выставлял на республиканских и всесоюзных художественных выставках. Его уход во второй половине 60-х годов в монументальную живопись для многих казался только данью моде, чем-то     не совсем органичным и быстро проходящим… А между тем, оглядываясь теперь на пройденный художником путь, нетрудно уловить логическую закономерность такого перехода. От картины к картине неуклонно нарастало стремление к оригинальному творческому решению большой философской темы, к размышлению. И путь к этому художник находил через обобщенность формы, ее монументализацию, через глубокую и выверенную осмысленность каждой детали, символико-метафорическую ее значительность.

Быстрому самоопределению Задорожного-монументалиста способствовали: возникший интерес к традициям народного творчества и общий подъем монументально-декоративного искусства, совпадающий с новыми поисками в архитектуре. Эти явления влекли за собой заметное обновление изобразительных и выразительных средств. В искусство входили желанная широта видения, не предвзятая чистота и искренность отношения к событиям современности.

Первой заметной монументально-декоративной работой Задорожного был своеобразный триптих-витраж «Т. Г. Шевченко и народ» (1969) в вестибюле главного здания Киевского университета. При вполне понятной робости и поисковости этой работы она все же позволила художнику предметно почувствовать большие идейно-выразительные возможности монументального произведения. Витраж жил в конкретном пространстве, в постоянно меняющейся жизненной обстановке. Подлинной творческой задачей художника стало комплексное монументальное оформление городского Дворца культуры им. Г. И. Петровского в Кременчуге (1972). В построенном по типовому проекту здании он выполнил большой (150 кв. м) витраж «Наша песня — наша слава» и соразмерный ему рельеф на боковом фасаде, которые как бы увязаны между собой декоративной алюминиевой решеткой над входом. Главным компонентом оформления является витраж, сюжеты, цветовая гамма и ритмика которого пронизаны песенно-романтическим настроением. В зависимости от освещения он воспринимается то плоскостно-декоративным ковром, то напевно-торжественным повествованием о героическом прошлом украинского народа, то величественной цветовой симфонией. Тонко увязанный с цветовой гаммой облицовочных и декоративных материалов, витраж приобретает качество органичной составной части интерьера.

Рельеф «Свадебное празднество» своим содержанием перекликается с витражом, но стилистически мало согласуется с ним. Здесь иной общий орнаментальный рисунок, другая масштабность и характер обобщения. Если упомянутая декоративная решетка как бы повторяет графический узор витража, то с тектоническим строем рельефа она ее имеет нужной переклички.

Пространственное мышление художника интересно проявилось и в комплексном монументально-декоративном административного и культурно-бытового центра села Калита Киевской области.

Довольно невыразительная стандартная архитектура посредством ряда пластических мотивов оказалась включенной в эстетически организованное пространство. Это напоминающая стилизованный колос стела «Росток», которую в первую очередь замечает зритель, приближаясь к центру; потом в поле зрения попадает большая, свободно стоящая орнаментальная стела «Цветы памяти». Для увязки этих пространственных компонентов со зданием автор у самого входа поместил большой рельеф, напоминающий лепестки расцветшей розы ( «Лепестки»).

Витраж «Монисто» В. Задорожного.Через геометрически правильную решетку рамы на большом световом проеме виднеется сложный орнаментальный рисунок витража. Им декорирована световая стена кафе. Как и витраж в Кременчуге, он раскрывает мотивы украинских народных песен. Каждый мотив очерчен широкой контурной линией, по которой идут надписи-цитаты из соответствующей сюжету народной песни. Тематическая определенность позволяет рассматривать каждый сюжет, что, однако, не мешает общему приподнято-эмоциональному декоративному звучанию произведения, названного автором «Монисто» (74 кв. м, литое стекло, цемент).

Среди других произведений в данном полифункциональном здании - мозаичное панно (смальта) в комнате бракосочетаний на тему украинской народной песни «Ой ти зоря моя вечерняя …», роспись поливинилацетатными красками «Калиновая свирель», орнаментально-декоративные росписи в гостинице, орнаментальная и подкрашенная стела «Зимняя сказка» в фойе.

Работа в Калите знаменует принципиально важный сдвиг в творчестве Задорожного-монументалиста. Здесь он выступил как организатор и творец своеобразного эстетического силового поля довольно широкого радиуса действия.

В следующей работе — монументально-декоративном оформлении дома культуры в городе Павлограде Днепропетровской области — проявились новые черты в творчестве художника. Во всех элементах комплекса иная, чем раньше, сюжетно-тематическая основа и, соответственно, другая образная трактовка и эмоциональная окрашенность.

На глухой стене построенного по стандартному проекту здания художник выполнил рельеф «Гимн труду» (285 кв. м, бетон), который просматривается с большого расстояния. В единую композицию при помощи символико — орнаментальных вставок, разграничительных линий и плоскостей объединены разномасштабно трактованные сюжеты на темы труда, науки, космоса, отдыха. Доминирует вытянутая по вертикали фигура женщины олицетворение Отчизны. Рельеф несколько жестковат по ритму, что придает изображению пластическую строгость и цельность.

Витраж «Космическая баллада» расположен вертикальным прямоугольником у выступа лестничной клетки. При вечернем освещении он вырисовывается в темноте металлически звонким, призрачно-голубоватым пятном и виден издалека. В отличие от других комплексных работ художника витраж здесь не занимает доминирующего положения, являясь важным, но все же дополнительным эмоционально-образным компонентом общей композиции.

В интерьере определяющее значение имеют рельеф «Рабочий хорал» фойе первого этажа), выполненный в технике чеканки по алюминию, и орнаментально-тематическая роспись «Рождение технической мысли» большом танцевальном зале второго этажа). Рельеф удивительно гармонирует с белизной стены и колонн, выделяясь в то же время серебристо-металлической «струящейся» фактурой и усиливая ощущение чистоты и праздничности. Динамическая композиция росписи с преобладанием круглящихся элементов и сочетанием различных красно-коричневых и фиолетово-голубых оттенков, не вступая в противоречие с функциональным назначением данного помещения,
ненавязчиво вносит в общее праздничное настроение вполне ощутимый элемент серьезности.

Перед комнатами для занятий кружков художественной самодеятельности на свободно стоящих колоннах размещена оригинальная резьба по красному дереву «Мелодии дружбы»: в орнаментальную вязь тактично включены сюжетные мотивы — изображения представителей разных народов.

Таким образом, комплекс в Павлограде представляет собой тематически емкое, сюжетно и технически разнообразное и по-своему цельное произведение. Его содержание и основные параметры определены полифункциональностью объекта, пониманием всего комплекса как единого эстетического пространственного объекта.

Монументальное искусство В. Задорожного — значительная и оригинальная страница современного украинского искусства. Вместе с тем, думается, художник еще не достиг кульминации своего творчества. Ему присущи постоянная неудовлетворенность достигнутым, постоянные поиски нового.

 

22.11.2013, 4497 просмотров.