Т. В. Княжицкая "Три поколения витражей в здании Русского Географического Общества". Журнал «Художественное стекло и витраж». Вып. 7., М., 2013.

Витраж «Медный всадник». Начало ХХ векаВитражи в России – сравнительно молодой вид искусства. Его возраст – всего около 200 лет. Этот срок –весьма небольшой отрезок в мировой истории витражей, насчитывающей более тысячи лет. Уникальна и трагична история существования витражей в нашей стране. Появившись в начале XIX столетия, это хрупкое и рафинированное искусство только через столетие — к началу ХХ века — стало востребовано и поучило массовое распространение в крупных городах. Начавшийся его расцвет был прерван первой мировой войной. В советское время к витражам долгое время относились пренебрежительно, ведь за ними тянулась «аура» принадлежности к религиозному культу и, одновременно, к буржуазному быту. Они сознательно уничтожались, изучением сохранившегося наследия никто не занимался. В научных трудах утвердилось мнение, что искусство витража практически не существовало в дореволюционной России, и не проявило себя в достойных вниманиях работах. Время показало, что это не так.

Витражный столб «Пегас» в Уфе.Только в 1950-е отношение к этому виду художественного творчества изменилось, и витражи были приняты в «семью» советских искусств. Начался новый период в их истории. Витражи в СССР сознательно создавались как новое, экспериментальное искусство, практически с «чистого листа», без опоры на традиции предшествующего времени. Новые «большие» темы, новые материалы и многочисленные эксперименты определили иной по сравнению с «капиталистическими» предшественниками облик витражей советской эпохи, их роднил со «старыми» только общий материал — стекло. Существуя в монументальном жанре, это искусство оставило огромное количество ярких, интереснейших памятников по всему Советском Союзу. Сегодня эти витражи в большинстве своем повторяют судьбу своих предшественников — прекрасного наследия эпохи эклектики и модерна. Витражи советского периода игнорируются, к ним зачастую относятся как к идеологизированному, неинтересному, недостойному внимания явлению.

 

Цельный взгляд на двухсотлетнюю историю витражного искусства в нашей стране до сих пор не сформирован. Цепочки фактов, разрозненные имена, сведения по технологии рано или поздно «улягутся» в общую картину. Для этого нужно время. Время, чтобы прошлое отошло на расстояние, избавившись от эмоций современников, неизбежно окрашивающих любые оценки и суждения опытом личных переживаний. Нужно время, чтобы написать, сравнить, сопоставить витражи разных художников, разных эпох, в разных зданиях и городах по всей России. И тогда умозрительное «древо» развития витражного искусства в нашей стране покроется «листвой» многочисленных фактов, на нем появятся «плоды» объективных суждений и оценок, и витражи России получат свою настоящую оценку и займут свое место в общечеловеческой культуре.

 

Проект витража в РГО. Автр — Г.В.БарановскийОдно из сооружений, интересных своими витражами, находится в Петербурге по адресу переулок Гривцова, дом 10-А. – здание Российского Географического Общества. На протяжении 100 лет здесь сменилось три «поколения» витражей, которые отражают три основных этапа в истории витражного искусства нашей страны. С одной стороны, они интересны нам как квинтэссенция выразительных средств каждой эпохи. С другой, все они обладают ярко выраженной индивидуальностью, каждое имеет свою «изюминку».

 

Здание Российского Географического Общества (РГО) было построено в 1908 году известным петербургским зодчим – гражданским инженером Гавриилом Васильевичем Барановским. Здание строилось специально для Русского Географического Общества и никогда не меняло своего назначения и владельца. В нем много интересного как с точки зрения внутреннего оборудования и реликвий, здесь находящихся, так и связанного с деятельностью людей, причастны к его деятельности.

 

Но мы будем говорить только о витражах. Они предназначались для больших окон на парадной лестнице. Ныне существующее поколение витражей – третье по счету, считая от даты постройки. Первое – большое витражное окно, спроектированное лично зодчим Гаврилой Васильевичем Барановским – не было воплощено в материале и осталось лишь на бумаге в виде проектного рисунка. Второе создано в 1970-е годы петербургским художником, тогда еще начинающим витражистом, а ныне мэтром художественного стеклоделия Аркадием Михайловичем Натаревичем. Третье, ныне существующее поколение разноцветных окон создано недавно, в 2010, когда вице-президентом РГО стал Сергей Шойгу, и эта общественная организация получила новый статус, а вместе с ним и финансирование, необходимое для реставрационных работ.

 

Витраж в РГО 1970-х.Архитектор Гавриил Васильевич Барановский (1860-1920 гг.) ко времени постройки этого здания уже был известен многими выдающимися постройками. Личность яркая и неординарная, он оставил след в истории русской архитектуры и своими научными трудами и организацией издания многотомной  «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века“». Он был смелым инженером, для замыслов которого характерны неожиданные приемы. Его творческой манере присущи укрупненные детали, а мастерство декоратора отличает чуткость и внимание к деталям. В проектом рисунке витража для лестницы РГО все эти качества проявились в полной мере. Изображение земного шара в лестничном окне третьего этажа символизирует основную идею создания РГО, его миссию – сбор и распространение географических сведений о России. Рисунок витража имеет декоративный характер и напоминает «медальоны» в интерьерах классицизма. Традиционный прием эпохи классицизма, растиражированный в декоративном и прикладном искусстве русского ампира, оказался уместен в строгом неоклассицистическом интерьере. О принадлежности этого окна эпохе технического прогресса свидетельствует новаторский прием, предложенный автором: глобус в окне был задуман трехмерным, выступающим своей полусферой за плоскость окна, внутрь помещения. Подобного решения оконного витража не было в русской архитектуре ни до, ни после того. И сегодня нам не известно ни одного объемного оконного витража такого рода. Нет сомнений в том, что такая конструкция могла быть воплощена в стекле и металле в 1910-е годы. Шарообразные элементы из стекла и металла были реализованы в небольших выставочных павильонах, на здании Торгового Дома братьев Зингер на Невском проспекте. Витраж Барановского мог быть выполнен при соответствующей проработке технической и художественной стороны проекта. Так могло появиться на свет уникальное произведение витражного искусства, в котором традиция и современность обрели бы единство в совершенно новом качестве. Однако проект не был реализован и остался лишь рисунком на листке пожелтевшей бумаги. Причины этого нам неизвестны. Рисунок перечеркнут, возможно, рукой самого архитектора.

 

Витраж в РГО 2010 г.С момента постройки в 1908 г. и до 1970-х годов окна лестницы здания оставались пустыми. В 1977-1979 гг. Году ленинградский художник Аркадий Михайлович Натаревич при ремонте здания выполнил витражи в уникальной авторской технике. Малый ассортимент цветных стекол, выпускавшихся промышленностью в советское время, заставлял мастеров-витражистов искать собственные способы окраски обыкновенного оконного стекла. Одна из удач А. Натаревича и его ноу-хау – окраска стекла солями металлов. Этот способ традиционно использовался для декорирования изделий из фарфора и керамики. Его применение на плоском стекле дало интересный «акварельный» эффект плавного перетекания нежных цветовых оттенков. Впервые этот способ А. Натаревич применил на витражах в РГО. «Цветы и птицы» так можно назвать эту композицию. Сине-зеленый колорит оконной плоскости тактично «вписался» в строгий неоклассицистический интерьер, одновременно скрывая неприглядный внутренний двор. Темные линии контуров рисунка на этих витражах не имитируют традиционную пайку, а лишь намекают на нее, намекая на древнюю технику этого искусства. Возможно, эти работы, ныне уже не существующие, и не были совершенными, но находились в ряду первых ленинградских витражей. А сам Аркадий Михайлович стал одним из тех мастеров, чье творчество cформировало феномен ленинградской школы витражного искусства.

 

К 2010 году лестницу РГО украсили новые витражи, выполненные в петербургской мастерской Алексея Яковлева. Среди нескольких декоративных композиций одна является ключевой: она расположена в верхнем окне. В отличие от замысла Г. В. Барановского и работ А. М. Натаревича, эти витражи не являются новаторскими. Техника их традиционна: кусочки стекла, нарезанные в соответствии с эскизом, собираются в единое стеклянное полотно при помощи свинцовой проволоки, отдельные детали расписаны специальной краской с последующим обжигом. Композиционное решение основного витража – две полулежащие фигуры, поддерживающие медальон, в богатой архитектурной раме – восходит к эпохе Возрождения. Сюжет трактован применительно к географии России: женские фигуры олицетворяют Европу и Азию, в медальоне написана дата основания РГО – 1845 год, всю композицию венчает символ российского государства – двуглавый орел. Подобные витражи известны с XVI века, они впервые появились в Италии в эпоху Возрождения. Расписные окна с изображением пышных архитектурных рам украшали богатые особняки и общественные учреждения во многих европейских городах в разные исторические периоды. Были они в России в XIX столетии. Один из таких витражей до сих пор находится в здании Общества Поощрения Художеств в Петербурге на Большой Морской ул., 38. По своему аллегорическому содержанию такая композиция идеально подходит для сооружения общественного назначения, где ныне находится петербургское отделение Союза Художников. Витраж в РГО очень на него похож. И эта перекличка не случайна. Российское географическое Общество, получившее в начале XXI века новый импульс в своей жизни, на сегодняшний момент является одной из самых значительных и старейших общественных организаций России.

 

Фрагмент современного витража в окне РГО.В нижней части большого окна, где когда-то  архитектор Барановский планировал разместить стеклянную полусферу глобуса, ныне находится изображение земного шара, как напоминание о нереализованном замысле петербургского зодчего.

Современное витражное искусство в России в целом имеет ретроспективный характер, в большинстве своем интерпретируя образы, созданные в предшествующие эпохи. И ныне существующее стеклянное полотно в здании РГО является характерным для современного этапа развития витражного искусства в России.

Три поколения витражей в одном здании – свидетели трех периодов в русской художественной культуре. Каждое — символ эпохи. Все вместе – единая нить в истории витражного искусства в России.

18.11.2013, 5594 просмотра.