Т. В. Княжицкая. Стекольное производство в России и изготовление витражей на рубеже XIX-XX вв.

Уже в начале XIX века стекольная промышленность в России была наиболее развитой в петербургском регионе, а в 1880-е испытала значительный подъем в результате технического прогресса и образования в ее структуре крупных акционерных кампаний. Витражи на рубеже XIX-XX вв. изготавливали из листового оконного стекла как бесцветного, так и цветного, а также из зеркального. Причем название последнего — зеркальное — не означало, что оно предназначено исключительно для изготовления зеркал. Зеркальным в то время называли листовое, как правило, легерное стекло, т.е. правленое на толстом листе другого стекла и закаливаемое дольше обычного, оно отличалось ровностью, гладкостью поверхности и сильным блеском с обеих сторон. Такое стекло после дополнительной обработки: шлифовки, наводки и фацетировки краев, — становилось зеркалом, могло использоваться для остекления построек и для декоративных работ.
К 1900 году основной объем листового оконного стекла в России давали заводы Мальцовского Товарищества и Нечаева-Мальцева, а также группа предприятий Северного стекольно-промышленного общества в Петербурге. Кроме обычного оконного стекла, они выпускали широкий ассортимент цветного и декорированного стекла.
Зеркальное производство оказалось в России разделенным на две отрасли: собственно изготовление, которым к 1900 году занималось 5 крупных концернов: Северное стекольно-промышленное общество в Петербургской губернии, Русско-Бельгийское общество в Рязанской губернии, Московское общество в Калужской губернии, заводы Амелунга в Лифляндии и «Роккало-Коскис» в Финляндии, — и отделка, осуществляемая еще на 10 фабриках, крупнейшие из которых были петербургское предприятие братьев Оффенбахер и московская стеклоотделочная фабрика Мартина Бера.
При фабриках основывали отделочные и художественные мастерские, где и изготавливали витражи. Первоначально они работали на импортном сырье, с помощью иностранных мастеров: французских, бельгийских и австрийских.
Склады товаров также поставляли материалы для различных видов стекольных работ, в том числе для художественного остекления построек, мебельных витражей и т.д. В Петербурге среди них в конце XIX — начале ХХ были: склад И. И. Цейшке (1890-1897), Седова (1890), Парвиайнена и К° (1895-1896), склад С. Д. Руссова стекол фирмы Тюрнера. Одним из крупных поставщиков художественных стекол в 1898-1902 гг. был С. М. Линднер — представитель мюнхенской мастерской Ф. К. Цеттлера, с 1902 г. возглавивший Торговый Дом, предлагавший строительные и отделочные материалы зарубежного производства. Мастерские при таких складах выполняли самые разнообразные работы — от остекления построек до изготовления витражей.
Некоторые русские заводы (Кованько, Бъерклунда, Эберта) так и не стали специально заниматься изготовлением художественной продукции, выпуская листовое и зеркальное стекла различных видов, в основном поставляя материал для простых видов остекления и выполняя такие операции, как гравирование, травление стекла, которые могли приближаться к художественным работам и стать разновидностью витражной продукции (например, травление или гравирование на цветном и бесцветном оконном стекле).
Большинство петербургских витражных мастерских существовали практически автономно, лишь используя материал «материнского» завода (группы предприятий, склада). Такой принцип был характерен и для массового изготовления витражей в европейских странах. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890-1917) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Хотя наряду с ними свою продукцию предлагали представительства заграничных ателье, количество последних было крайне незначительным.
Если в 1880-1890-е гг. в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х гг. в России, прежде всего в столице, стала формироваться собственная кадровая база, подготовка которой была организована в 1895 в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.
Таким образом, к началу ХХ века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков-домовладельцев. Применение витражей в столичных зданиях в начале ХХ столетия приобрело массовый характер, множество примеров сохранилось и в архитектуре других городов страны. В 1890-1910-е гг. полихромные окна можно было встретить практически во всех видах архитектурных сооружений, независимо от их назначения и интерпретации фасадного декора.

04.01.2009, 6829 просмотров.