Витражи. Глава из книги Ли Фрост "Современная фотография". М., 2000 г.
ЧТО НЕОБХОДИМО
Камера: Любая камера, включая 35-мм. компакт-камеру.
Объектив: Любой, начиная от широкоугольного объектива с фокусным расстоянием от 28 мм до 200 мм телеобъектива. Все зависит от того, насколько велик витраж, как близко вы можете к нему подойти и какую часть его вы хотите сфотографировать.
Аксессуары: Уровень освещенности в церквах и соборах достаточно низкий, поэтому будет необходим штатив для закрепления камеры в неизменном положении при использовании длительной выдержки.
Пленка: Используйте пленку с низкой светочувствительностью (IS050-100) для съемки поразительных цветов витражей с сохранением наибольшей насыщенности.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ
Немного пасмурная погода обеспечивает наилучшие условия для съемки витражей. Это происходит потому, что контрастность света несколько ниже, чем при солнечной погоде, а посему цвет стекол выглядит более интенсивным.
Витражи, освещенные непрямым светом, дают лучшее изображение в связи с тем, что проникающий в них свет более мягкий и ровный.
Когда вы выбрали окно с интересным рисунком, установите камеру на штатив и определите, как вы хотите фотографировать витраж. Широкоугольный или стандартный объектив охватит окно целиком, а при помощи телеобъектива можно сконцентрироваться на части узора. Последний способ обычно наиболее успешен, поскольку гораздо проще можно оценить замысловатую деталь узора и великолепные цвета на фрагменте композиции.
После того как вы определили композицию, установите камеру в режим приоритета диафрагмы, уменьшите отверстие диафрагмы объектива на f/8 или f/11, затем приготовьтесь делать кадр. Выдержка должна быть достаточно длительной из-за низкого уровня освещенности, поэтому стоит использовать тросик для открытия затвора камеры.
Поскольку цветовой диапазон витражей достаточно равномерный, вы можете обнаружить, что система замера освещенности вашей камеры дает отличные результаты экспозиции без какой- либо корректировки. Если вы используете цветную диапозитивную пленку, которая предполагает высокий уровень точности экспозиции, всегда стоит расширить интервал полученного значения экспозиции на плюс-минус полступени.
Сделав первый кадр, попробуйте поэкспериментировать, например, сфотографировать другую часть окна или применить фильтры для улучшения результата. Мягкорисующий фильтр дает замечательный эффект на снимках витражей, придавая изображению легкое свечение.
ПОДСКАЗКИ
Во многих церквах и соборах разрешена фотосъемка, однако вам следует спросить разрешения на использование штатива.
Попробуйте менять фокусное расстояние объектива, фотографируя яркие фрагменты витражей.
Никогда не становитесь на церковные скамьи и не ставьте на них штатив, иначе вас могут попросить вообще прекратить съемку.
Фотографируя окна, сделайте несколько снимков цветных узоров на полу, когда свет падает через витражные стекла.