М. Басенко. "Хочу делать витражи! С чего начать?"

Витраж компании АртВитражТрейдВитраж компании АртВитражТрейд[…]
За моими плечами семилетний опыт работы в изготовлении разных типов витражей и продаже расходных материалов для них, а также опыт моих коллег, с которыми я общаюсь. Данная статья — это исключительно мое мнение, здесь вы не найдете отрывков и абзацев из подобных статей в интернете. Как и всякое личное мнение, это статья субъективна, но я уверен она поможет тем, кому витражное направление действительно интересно. Я постарался в одном месте собрать и описать все аспекты изготовления витражей и сделать это максимально кратко.
[…] 
Главное, на старте определиться с тем, что вы хотите получить в итоге. Будет ли это вашей основной профессией, либо просто возможностью дополнительного заработка, а может быть просто хобби для души? Данное решение определит дальнейшие действия. Конечно, вы можете начать как хобби, а потом развиться и заняться этим вплотную, никто не запретит! Более того, я лично знаю людей кто именно так и сделал. Но подумать об этом однозначно стоит, а исходя из этого, решить — какой объем средств и времени вы готовы потратить на освоение витражного дела. Для тех, кто рассматривает данное направление как потенциальный бизнес сразу хочу сказать — легко не будет. Конкуренция растет с каждым годом, заказчик становится более грамотным, требовательным (что конечно плюс чем минус), спрос не стабилен, проблема кадров здесь крайне актуальна, высокие риски брака и повреждения изделия и много много других сложностей. Но!!! Если это действительно вам интересно, вы видите спрос и дело вам по силам — дерзайте! Набрать портфель заказов на год вперед только после того как вы решили стать витражистом это очень сложно, почти невозможно. Хотя у меня получилось, может повезет и вам. Может быть и другой вариант, я знаю человека, который окончив курсы по тиффани, закупил инструментов, стекла и прочих материалов более чем на 15 000$, а потом 2 года сидел практически без работы. Но это крайности. В другой статье я более подробно раскрою аспекты витражного дела как бизнеса.
 

 

Витраж компании АртВитражТрейдВитраж компании АртВитражТрейдВторое — следует понять, какие именно витражи вы хотите делать. Кому хочется для начале попроще — тот может выбрать пленочные также их называют аппликационные или накладные английские) витражи. Если вы готовы озадачиться «по полной» то начните сразу с технологии тиффани, или профильного (классического) витража, это «настоящие» витражи. Также можно заняться спеканием стекла — фьюзингом, но для этого уже нужна хоть малюсенькая, но специальная печь. Если вы занимаетесь мебелью и хотите расширить спектр предлагаемой продукции, для вас могут подойти лаковые витражи, с автоматическим нанесением полимерного витражного контура на стекло специальным станком и дальнейшей ручной заливкой разноцветными лаками.
Третий этап — теоретическая база. Почитайте как можно больше теоретической информации о витражах, истории их появления, развития с течением времени, посмотрите на фотографии старинных витражей, проштудируйте портфолио хороших витражных мастерских. Это поможет понять, насколько направление вам интересно, стоит ли копать дальше. Если пыл еще не остыл, переходим к изучению практических занятий. В интернете сейчас очень много видео уроков, а также текстовых инструкций с фотографиями, где расписан каждый этап создания витража. Есть также несколько книг посвященных данной тематике. Перелопатив пару книг, перечитав несколько статей и пересмотрев десятки видео, вы уже можете причислить себя к начинающим витражистам, поздравляю!)) Если вы же пока это не сделали, я кратко опишу возможные технологии.

Пленочный витраж. Суть технологии проста. На обычное прозрачное стекло (можно и на необычное и непрозрачное, главное чтобы одна сторона стекла была плоской) согласно эскиза наносятся цветные пленки. Для понимания куда и какой цвет наносить используется шаблон, который как правило напечатан на бумаге, и лежит под стеклом, либо может быть временно нарисован на обратной стороне стекла. Цветные пленки могут быть как однотонными, так и иметь различные цветовые эффекты (переливание, смешение цветов), а также иметь различную фактуру (под морозный узор, матовое, пескоструйное стекло и другие). Швы между пленками далее закрываются самоклеящейся витражной лентой. Она может иметь разную ширину (3, 3.5, 4.5мм и более) и цвет покрытия. Такой витраж также может комбинироваться с стеклянными каплями, деколями, стеклянными элементами с фацетированной кромкой (также их называют бевелями, бевелсами, от английского слова bevels), которые приклеиваются на стекло с помощью специального клея.


Витраж компании АртВитражТрейдВитраж компании АртВитражТрейдВитраж тиффани. Техника данного витража названа в честь Луиса Комфорта Тиффани, который первый предложил технологию соединения фрагментов витража в одно целое с помощью медной фольги. Техника возникла еще в 19 веке и изменений практически не претерпела. Суть в том, что фрагменты витража по шаблону вырезаются из специального витражного стекла толщиной 3-3,5мм. Затем каждый фрагмент дополнительно обтачивается на шлифовальной машинке, для того чтобы максимально точно соответствовать шаблону. Таким образом обрабатываются все фрагменты витража, чтобы затем их можно было выложить на шаблон как мозаику (или паззл). После этого, на торец стекла наносится медная фольга, шириной немного превышающая толщину стекла, После этого витраж выкладывается на шаблон и его фрагменты спаиваются между собой, швы окончательно спаяного витража патинируются, и витраж готов. Тиффани также может комбинироваться с различными декоративными стеклянными элементами: деколями, бевелсами, фьюзинговыми элементами, а также с росписью по стеклу.

Классический (профильный) витраж отличается от тиффани технологией скрепления стекол между собой. Для этого используются Н-образные профили, сделанные из свинца, латуни, цинка. Данная технология хорошо подходит для витражей с геометрическими эскизами преимущественно из прямых линий, такие витражи с бевелсами используются в качестве кухонных фасадов или для межкомнатных дверей.

Спекание стекла — фьюзинг. Очень интересная техника, может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими техниками. В данной технологии стекло скрепляется между собой с помощью высокотемпетарурной обработки (температура порядка 600-900 градусов Цельсия). Прозрачное стекло используется в качестве основы, а затем на него выкладывают фрагменты витража вырезанные из цветного стекла. Затем изделие помещают в специальную печь, задают программу в зависимости от типа используемого стекла, а также степени спекания которую хотят получить — легкое, среднее, полное. После цикла который может занять от 3 до 7 часов, изделие некоторое время остывает и витраж готов. Техника позволяется творить самые невероятные вещи, но необходимо совершить немалое количество пробных спеканий для получения стабильно качественного и предсказуемого результата.Также в печи возможно отекание стекла по форме — можно делать посуду, часы, предметы интерьера.
Витраж из полимерных контуров и лаков, это сравнительно молодая технология. В данном случае, контур витража наносится на стекло или зеркало специальным станком по заданному компьютером шаблону. После нанесения контур несколько часов застывает, и далее вручную сверху наносятся цветные лаки в получившиеся на стекле фрагменты витража.
[…]

Итак, вы определились с технологией. Изучили теоретический материал и готовы перейти к практике. Это — четвертый этап. Если у вас много денег и мало времени, то вы можете записаться на курсы обучения к уже работающим витражным студиям расположенным недалеко от вас. Если вы живете в отдаленном, небольшом городе это может быть проблематично. […]
 
 Поищите витражные мастерские в своем городе, пообщайтесь, возможно, вы сможете договориться. Я сказал возможно, потому что далеко не все хотят пускать посторонних к себе и делиться своими наработками, даже за деньги. Кстати о деньгах. У нас, например [автор из Ростова-на-Дону], обучение пленочной технологии занимает 1 полноценный рабочий день и стоит 3500 рублей. Обучение технике тиффани занимает от 5 до 10 дней, в зависимости от навыков обучаемого, а также степень углубления в технологию. Это может быть начальный курс, а может быть углубленный с изготовлением 3Д моделей (абажуры, светильники, предметы интерьера). Начальный курс стоит 15000 рублей, цена на углубленный курс рассчитывается индивидуально, такие курсы мы проводили достаточно редко. Удобство такого метода в том, что на подобных курсах вам расскажут и покажут каждый шаг, в процессе изготовления витража, а также дополнят комментариями, поделятся наработанными приемами, расскажут о всех тонкостях и подводных камнях (поверьте их немало). Конечно, это все можно освоить и самому. Просто это займет больше времени, а цена ваших ошибок (время, испорченные материалы, нервы) может быть сопоставима с ценой курсов. Я ни в коем случае не ратую за необходимость обучения за деньги. Сам я учился методом проб и ошибок и пленочной технике и тиффани и фьюзингу и не считал правильным да и не имел возможности платить за это. Но то что подходит одному человеку, может не подойти другому. Так что тут выбор целиком за вами. 
Витраж компании АртВитражТрейдВитраж компании АртВитражТрейдЕсли вы решитесь на обучение то рекомендую обратить внимание на следующие факторы при выборе места обучения:
— известность и репутация витражной мастерской, чем известные тем лучше,
— наличие качественного портфолио СВОИХ работ (работ именно разработанных и сделанных в данной студии, а не фотографий скачанных из интернета), если студия работает давно и имеет большое количество заказов у нее как правило большое и разнообразное портфолио (тут могут быть исключения, мы например за 7 лет работы отсняли в лучшем случае 10% своих работ, не сразу понимали как это важно),
— четкая программа обучения поможет понять чему именно и в какие сроки вы научитесь,
— уточните, кто именно будет вас обучать, намного лучше если вас закрепит за конкретным мастером который будет вашим куратором весь курс обучения, бывает когда ученика мастера «передают» друг другу как эстафетную палочку, что негативно сказывается на качестве обучения
— что вы сможете получить после обучения — будет ли это готовый витраж (или несколько), диплом на фирменном бланке свидетельствующий о получении вами поделенных знаний,комплект инструментов и материалов возможно входит в стоимость обучения или есть возможность приобрести его позже,
— когда и в каком размере необходимо оплачивать обучение, если вас попросят заплатить 100% аванс еще до приезда и начала обучения, это может быть подозрительным.
Если же вы хотите дойти до всего сами, осуществить разведку боем — дерзайте. У вас все получится. Вы уже изучили книги, просмотрели видеоуроки, почитали статьи.
Пятое — определяемся с поставщиком материалов. […] Итак, факторы для определения поставщика:
— цена! Для многих это единственный и определяющий фактор, особенно для новичков. И он безусловно важен. Выберите две-три основных позиции и сравните цены у разных поставщиков, это даст вам определенное понимание. За нашу компанию могу сказать, что мы не гонимся за сверхприбылью, мы хотим предложить нашим партнерам лучшие цены. […]
— ассортимент. Этот фактор едва не важнее чем первый, особенно если вы работаете в разных техниках. Согласитесь, очень удобно работать с одним поставщиком, который может удовлетворить все ваши потребности и поставить все необходимое. […]
— консультации по применению товаров. Это особенно оценят начинающих витражисты, но также найдут полезным и те кто уже проработал некоторое время. […]
— географический фактор. Хорошо когда вы можете приехать и приобрести все необходимое в своем городе. Это великолепно, но!., похвастаться такой возможностью могут жители немногих крупных городов где работают поставщики витражных материалов. А их не так много, в силу узкого рынка сбыта и необходимости больших материальных вложений в товары на складе (смотреть пункт ассортимент). Больше всех везет витражистам Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новосибирска. Остальным приходится либо ехать за товаром самостоятельно (что возможно далеко не всегда, да и весьма затратно) Либо необходимо заказывать материалы удаленно, осуществляя доставку транспортными компаниями. Это выбор большинства. Из этого следующий фактор:
— доставка. При удаленном заказе по большому счету не важно в каком городе вы заказываете материалы стоимость доставки будет отличаться незначительно, надо обращать внимание на вышеперечисленные факторы. а также на способы доставки применяемые у ваших поставщиков. Большинство поставщиков готовы продать вам товар, но не готовы помочь вам в организации его доставки. Их позиция — мы все собрали, присылайте транспортную компанию к нам, пускай забирают. Это неправильно, это негибко. Зачастую стоимость забора груза по городу стоит дороже, чем перевозки груза из города в в город.
[…] 

Витраж компании АртВитражТрейдВитраж компании АртВитражТрейдПрекрасно — Вы на шестой ступени. Вы уже все читали, смотрели, видели. У вас есть все необходимые материалы и теоретическая подготовка. Пора начать творить. Тут встает вопрос, а где собственное брать эскизы и как можно их обрабатывать. Может быть несколько вариантов. Если вы владеете навыками рисования, то вы без труда сможете изобразить для начала простенький витраж на куске плотной бумаги или картона в натуральный величину, это будет ваш шаблон. Также нужен эскиз — это уменьшенный макет витража раскрашенный в необходимую вам цветовую гамму, на который вы будете ориентироваться при выборе материалов. Более подробно о изготовлении шаблонов я расскажу в описании технологий, так как шаблоны для разных видов витража отличаются. Более подробно я хотел бы остановиться на эскизах. Итак, если у вас второй вариант и вы, как и я, совершенно не умеете рисовать, а витраж все таки сделать хотите, можно прибегнуть к помощи компьютера. Большинство работают с векторным редактором CorelDraw либо его бесплатным аналогом Inkscape. И по CorelDraw и по Inkscape в сети очень много уроков, поэтому подробно эти программы я не рассматриваю. В плане именно обработки эскизов витражей могу сказать что CorelDraw будет удобен в работе с прямолинейными и симметричными объектами, работа с кривыми конечно тоже возможна, но реализована несколько сложно. Второй вариант можно использовать программу GlassEye. Лицензия на GlassEeye версии Professional Sandart функционал крайне скудный) можно приобрести за 295$ на сайте разработчика www.dfly.com. И на мой взгляд она своих денег не стоит, программа сыровата и требует доработки, а разработчики уже много лет ничего в ней не меняли и судя по всему не собираются. В сети можно найти программу для взлома как как GlassEye так и CorelDraw тут вступает в дело также нравственный аспект. Каждый сам для себя решает готов он использовать пиратские программы или нет. Плюсы GlassEye — это возможность заливки фрагментов витража цветами и фактурами витражных стекол разных производителей или пленками RegaLead (стекло не всегда при этом выглядит реалистично, цвет заливаемого стекла часто существенно отличается от реального и проще выбрать подходящий оттенок из цветовой палитры); удобство рисования кривых линий в несимметричных витражах; программа делает расчет количества необходимых материалов (для стекла или пленки задается процент брака); возможность использовать эскизы витражей с уже готовыми дизайнами эскизов на различные тематики; возможность экспорта эскизов в JPEG, DWG для отправки его клиенту или последующей доработки в CorelDraw. Из минусов: очень сложно работать с симметричными геометрическими объектами, может быть проблемы с заливкой фрагментов витража. Для себя мы решили, что геометрические витражи изначально делаем в CorelDraw, витражи с множеством кривых линий обрабатываем в GlassEye.

Немаловажный момент — о технике рисунка, правилах построения композиции, цветоведении и прочих художественных аспектах витража ничего не могу вам сказать. Сам я не художник и никогда им не был,этой стороной вопроса у нас в студии занимаются художники и дизайнеры с разным опытом и образованием. Могу сказать что в нашем регионе на подобную специальность обучают в Новочеркасске в в ЮРГТУ, у нас периодически бывают студенты оттуда на практике. За 7 лет работы я конечно немного поднаторел в этих вопросах, но до высокого звания художника мне далеко, да я и не стремился никогда. Так что если вы творческая натура и чувствуете в себе таланты к рисунку и живописи — развивайте их, если нет — наймите художника или воспользуйтесь следующим советом.
Хороший способ сделать эскиз не имея особых практических навыков, это обрисовать на компьютере фото или картинку, которую вы хотите воплотить в витраже. А затем разбить ее на фрагменты прорисовывая основные линии разделяющие фрагменты картины с различными цветовыми пятнами и объектами.. Таки образом вы переводите исходное изображение в витражную технику. Хороший способ когда нарисовать «с нуля» для вас слишком сложно. Подобное можно сделать и в CorelDraw и а GlassEye.
Текст и фотографии размещены с согласия автора, сотрудника компании АртВитраж Трейд.
Статья опубликована с сокращениями, стилистика автора сохранена. 

27.05.2013, 17501 просмотр.