А. С. Мухин о витражах в готической архитектуре Севера

1.	Витражное окно северного нефа Новой церкви в Делфте. Исполнено в XX веке. 2.	Витражное окно Новой церкви в Делфте с изображением Вильгельма Оранского на коне. XX век.Мухин, А.С. Рецепции представлений о пространстве и времени в художественной
культуре. Италия и Нидерланды. XV век / Науч. ред. Е.Г.Соколов. – СПб.: Издательство
Санкт-Петербургского философского общества, 2009. – 185 с.
ISBN 978-5-93597-084-0

Стр. 87 – 89

<…> Больших, широких своей площадью стен в готической архитектуре Севера было явно недостаточно, поэтому основной плоскостью изображения служили пустоты оконных проемов, заполненные великолепием витражей. К сожалению, на территории современных Нидерландов и Бельгии подлинных витражных композиций сохранилось очень мало. Так, например, величественный Антверпенский собор, начатый в 1352 году и завершенный в 1521 году, украшен витражами уже следующего XVII столетия, а знаменитая усыпальница голландских королей и представителей дома Оранских – Новая церковь в Делфте – имеет витражные композиции 20-х и 30-х годов XX века. Поэтому рассмотреть хотя бы общие принципы витражной композиции, раскрывающей длительное во времени повествование придется на примере соседней Франции, с которой у Нидерландов были тесные политические, экономические и культурные связи.


Замечательнейшим памятником подобного рода являются витражи верхней церкви Сент-Шапель в Париже. Сохранились пятнадцать больших витражей XIII столетия и витраж окна-розы западного фасада, который был заменен в XV веке (321). Чтение витражей начинается с северного фасада с первого окна слева от входа. Последовательность сцен всех витражей разворачивается снизу – вверх и слева – направо по регистрам, от самой нижней части стрельчатых окон и до самого верха арочного перекрытия оконного проема (322). Согласно мнению специалистов, направление композиций можно рассматривать от северо-западного угла верхней церкви до первого узкого окна перед полукружием алтарной части – здесь представлены события библейских книг Бытие, Исход, книги Чисел и Иисуса Навина. В двух узких окнах северо-восточной части апсиды изображены сцены из книги Судей и книги пророка Исайи соответственно.

3.	Вильгельм Оранский на коне (фрагмент витражного окна).Оконный проем южного фасада. В трех восточных окнах апсиды выложены эпизоды из жизни Иоанна Богослова и Младенчества Христа левом от оси симметрии окне), Страсти Господни в центральном окне, житие Иоанна Крестителя и события книги пророка Даниила правом от оси симметрии окне). В двух оконных проемах юго-восточной части апсиды представлены сцены из книги пророка Иезекииля, книги Иеремии и Товита соответственно. Затем в больших окнах южного фасада мы видим события из книги Юдифи и книги Иова (первое южное окно), а в трех следующих окнах этого же фасада эпизоды из книги Есфири, книги Царств и историю реликвий страстей Господних. Замыкает круговой обзор витражей, от северо-западного угла церкви через восточную апсиду к юго-западному углу, окно-роза с изображением Апокалипсиса на западном фасаде.


Таким образом, все композиции существуют в программе двух хотя и различных, но взаимосвязанных циклов. Первый – исторический цикл – посвящен жизни народа Израиля. В этот цикл включена история обретения Святых реликвий, в том числе и Тернового Венца. Людовик IX и другие короли Франции словно продолжают монархическую традицию библейских царей, являясь их духовными наследниками. Второй цикл рассказывает о Младенчестве Христа, Страстях Господних, а также посвящен Иоанну Крестителю, как последнему пророку, Иоанну Богослову и ветхозаветным пророкам: Исайе, Иезекиилю, Иеремии и Даниилу (323). Объединяет эти циклы идея Монархического величия Христа, что может быть выражено благодаря» «терновому венцу“ Иисуса, как его царственному атрибуту» (324).


Путешествие по реке времени через Библейскую историю к истории Крестовых походов и самого Людовика Святого, завершающим аккордом которой становится эсхатологическое величие Апокалипсиса – длительный процесс, растягивающийся на несколько часов (325). Направление такого путешествия осуществляется по периметру нефа, что соответствует литургическому характеру церковного пространства. 
 

Оконный проем южного фасада. Сцены из книг Царств.Однако если в итальянском искусстве XV века такое движение было линейным, то в силу особенностей самой готической архитектуры Сент-Шапель направление движения должно вкупе с горизонтальным ритмом самого повествования библейской и средневековой истории дополняться композиционными вертикалями высоких стрельчатых окон, в которых эпизоды, как уже говорилось, читаются не только слева направо, но и снизу вверх. Линия такого сложного движения не является непрерывной, она расчленена на многочисленные и вполне определенные по своей геометрии части, замкнутые свинцовыми багетами. Черные свинцовые и чугунные протяжки, разбивающие живописные формы на ячейки, ведут к сложению дискретного образа всей картинной плоскости, если таковой можно считать стеклянный периметр верхней церкви.

Общая картинная плоскость многих произведений живописи северного Возрождения тоже дискретна. Даже написанный красками на деревянных панелях складень можно в какой-то степени уподобить витражу, с той лишь разницей, что в витражном искусстве свет проходит сквозь цветное стекло, насыщая ярчайшим колоритом и картинную плоскость, и атмосферу интерьера храма, а в случае с масляной живописью на деревянных досках свет отражается от белых грунтов, проходя сквозь прозрачные же слои лессировок. Обрамление композиции всего складня рамой в виде готической арки с ажурным переплетом также есть своего рода уподобление живописи красками живописи цветного, окрашенного при варке в массе витражного стекла (326) <…>.
 
 
 


 

Сцены из книги Есфири. Фрагмент витража.Фрагмент окна с историями из книг Юдифи и Иова.321 Финанс Л. Де. Сент-Шапель. Королевский дворец в Сите / Л.Де Финанс; пер. с фр. Е. Кирпичниковой. – Paris: Monum, Editions du patrimoine, 2002. – С. 40.
322 Там же. – С. 48.
323 Там же. – С. 43 – 44.
324 Лясковская О. А. Французская готика XII – XIV веков: Архитектура, скульптура, витраж. / О.А.Лясковская. – М.: Искусство, 1973. – (Из истории мирового искусства). – С. 71.
325 Иные посетители этого замечательного памятника проводят в верхней церкви 1,5 – 2 часа. Знакомство с витражами не только длительная процедура, но и утомительный процесс, связанный с рядом трудностей. Своды поднимаются на 20,5 метров, высота окон нефа – 15,5, а апсиды – 13,7 метров. В нефе с шириной в 10,7 метров угол обзора композиционных панно, расположенных на половине высоты окна, превышает 65 градусов. Это затрудняет обзор и самых верхних композиций. Автору пришлось воспользоваться полевым биноклем, чтобы увидеть непередаваемое великолепие верхних сцен. В течение 2 часов с биноклем в руках и запрокинутой головой было трудно находиться все время в состоянии напряженного внимания, опасаясь потерять малейшую деталь изображений.
326 Свет как художественно-выразительное средство различных видов живописи имеет огромное значение и для Нидерландов, и для Италии. На Севере прозрачная послойная техника масляной живописи, вероятно, генетически связана с витражом, со способностью стекла пропускать свет. На Юге, где так сильны и очевидны были воспоминания о византийских мозаиках, эта же техника имеет и второй источник – способность смальты отражать свет от поверхности тессер. О влияниях в искусстве Италии см.: Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / Кон-Винер; пер. с нем. под ред. М.М.Житомирского. – М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1936. – С. 127.
 
 
Сцена Апокалипсиса. Витраж около 1200 г.Ян ван Эйк. Благовещение. 
Текст и фотографии предоставлены автором. 

01.03.2013, 11214 просмотров.