О. Кондратьева. "Витраж и техника кислотного травления: искусство VS наука".

Оксана Кондратьева
ВИТРАЖ И ТЕХНИКА КИСЛОТНОГО ТРАВЛЕНИЯ: ИСКУССТВО VS НАУКА
«Когда достигнут определенный уровень технических знаний,
наука и искусство сливаются в эстетику.»
Альберт Эйнштейн
[…] Среди многообразия витражных техник особую красоту витражей позволяет создать техника травления плaвиковой (фтороводородной) кислотой античного флэш-стекла (Флэш-стекло (flashed glass) – двух-, трехслойное античное стекло, состоящее из тонкого слоя (слоев) цветного стекла (flash) на толстом беcцветном или цветном стекле). Традиционно технику кислотного травления применяют в сочетании с горячими и холодными приемами обработки стекла – роспись, матирование, пескоструйная обработка и другие. Достаточно увидеть одну из лучших мировых коллекций витражей в лондонском Музее Виктории и Альберта, чтобы проследить историю и контекст применения техники вытравливания. Колористический арсенал в сочетании с текстурными вариациями техники могут продемонстрировать удивительную глубину и объемность светo-красок. При этом создается прозрачный, блестящий декор. Сталкиваясь с такими работами, возникает ощущение светящегося агата: «стиль горного хрусталя» или «светлое травление» – вот имена-характеристики техники травления флэш-стекла.
Технология кислотного травления флэш-стекла с приложением в витражах формировалась столетиями. Ее истоки уходят в позднее средневековье. […] Одним из ранних и хорошо сохранившихся до наших дней образцов применения абразивной техники на флэш-стекло является фрагмент восточного витража «Николай Блэкберн Старший и его жена Маргарет» (геральдическая композиция со львом) XV века в Церкви Всех Святых в Йорке, Англия. (Рис. 1).
[…] Новые грани техника травления приобрела с развитием современных технологий и появлением новых материалов. Сегодня амплитуда возможностей обработки стекла плавиковой кислотой для витражей – широка и многообразна. В качестве вспомогательного приема при травлении используют перекрывание, защиту отдельных участков поверхности различными резисторами (трафаретами, парафином и др.). Каждый резистор создает свой уникальный неповторимый текстурный декор. Резисторы защищают флэш-поверхность от воздействия кислоты, в то время как открытые участки флэш-слоя разрушаются и, в зависимости от глубины протравливания, получаются цветовые оттенки флэш-слоя или/и необходимый основной цвет. Следует напомнить, что поверхность обратной стороны стекла (которая не протравливается) полностью покрывается защитной пленкой, а края стекла – парафином. Глубина тона в стекле зависит как от длительности травления, так и от концентрации кислоты. Промышленностью выпускаются растворы кислоты от 40% до 72%. Для травления стекла используют, как правило, 60% кислоту, дополнительно растворяя еe водой в пропорциях 1:1, 1:2 или 1:3.
Травление плавиковой кислотой можно применять как к бесцветному, так и к цветному однослойному античному или прокатному стеклу. Однако в этом случае получается лишь контурный, рельефный рисунок без цветовых оттенков.
Наиболее простой способ травления античного флэш-стекла, выполненный в один прием, – это травление с помощью прозрачной самоклеющейся пленки. После нанесения пленки на флэш-слой, скальпелем вырезают рисунок, снимая в необходимых участках пленку для последующего протравливания открытых участков. Более сложный и кропотливый прием, трeбующий глубокого знания свойств материалов, – техника многослойного травления. Протравливая стекло на различную глубину, флэш-слой поэтапно снимается в необходимых участках путем многократного нанесения и снятия комбинированных резисторов. (Рис. 2)
Работать с плавиковой кислотой всегда было опасно из-за ее высокой токсичности, приводя, порой, к трагическим последствиям. Современные нормы безопасности относят фтороводородную кислоту ко второму классу опасности. Поэтому лаборатория для работы с плавиковой кислотой должна быть оборудована кабинетом с устройством вытяжной вентиляции. Во время работы с кислотой требуется надевать двойные резиновые перчатки; для защиты обуви и одежды рекомендуется пользоваться резиновой обувью, а также резиновым передником. Во избежание отравления кислотными парами, обязательно использование рeспиратора и шлема для защиты глаз. После травления стекло, перчатки, пинцеты, ванны промываются проточной водой, а остатки кислоты нейтрализуются бикарбонатом натрия (NaHCO3).
Непреложным остается тот факт, что работа с плавиковой кислотой требует выдержки высоких норм безoпасности труда, правил личной гигиены и охраны окружающей среды. Именно это, к сожалению, и является основной причиной редкого применения данной техники современными художниками витрaжного дела. Впрочем, такие современные художники, дизайнеры архитектурного стекла, как Браян Кларк, Гай Кемпер, Марк Ангус, Суриндa Ворбойс активно используют технику вытравливания, развивая многовековые традиции обработки стекла в сочетании с новыми приемами. (Рис. 3) Мастеров-художников по-прежнему притягивает таинственный мир, где стирается грань между наукой и искусством, где во взаимодействии света и стекла рождается архитектура света.
Лондон – Киев 2012
Статья публикуется в авторском сокращении.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Николай Блэкберн Старший и его жена Маргарет. Восточный витраж (фрагмент). Церковь Всех Святых. Йорк. Англия. XV в.
2. Vivo. Con fuoco. Оксана Кондратьева. Античное флэш-стекло. Многослойноe травлениe, пескоструйная обработка. Лондон. Великобритания. 2011 г.
3. Мать и дитя. Суринда Ворбойс. Античное флэш-стекло. Многослойноe травление, роспись, обжиг. Саффолк. Англия. 1997 г.

«Когда достигнут определенный уровень технических знаний, наука и искусство сливаются в эстетику.»

Альберт Эйнштейн

 

 

Витраж. Англия. XV век.
Витраж О.Кондратьевой в технике кислотного травления. 2011 г.
[…] Среди многообразия витражных техник особую красоту витражей позволяет создать техника травления плaвиковой (фтороводородной) кислотой античного флэш-стекла (Флэш-стекло (flashed glass) – двух-, трехслойное античное стекло, состоящее из тонкого слоя (слоев) цветного стекла (flash) на толстом беcцветном или цветном стекле). Традиционно технику кислотного травления применяют в сочетании с горячими и холодными приемами обработки стекла – роспись, матирование, пескоструйная обработка и другие. Достаточно увидеть одну из лучших мировых коллекций витражей в лондонском Музее Виктории и Альберта, чтобы проследить историю и контекст применения техники вытравливания. Колористический арсенал в сочетании с текстурными вариациями техники могут продемонстрировать удивительную глубину и объемность светo-красок. При этом создается прозрачный, блестящий декор. Сталкиваясь с такими работами, возникает ощущение светящегося агата: «стиль горного хрусталя» или «светлое травление» – вот имена-характеристики техники травления флэш-стекла.
 
Технология кислотного травления флэш-стекла с приложением в витражах формировалась столетиями. Ее истоки уходят в позднее средневековье. […] Одним из ранних и хорошо сохранившихся до наших дней образцов применения абразивной техники на флэш-стекло является фрагмент восточного витража «Николай Блэкберн Старший и его жена Маргарет» (геральдическая композиция со львом) XV века в Церкви Всех Святых в Йорке, Англия. (Рис. 1).
 
[…] Новые грани техника травления приобрела с развитием современных технологий и появлением новых материалов. Сегодня амплитуда возможностей обработки стекла плавиковой кислотой для витражей – широка и многообразна. В качестве вспомогательного приема при травлении используют перекрывание, защиту отдельных участков поверхности различными резисторами (трафаретами, парафином и др.). Каждый резистор создает свой уникальный неповторимый текстурный декор. Резисторы защищают флэш-поверхность от воздействия кислоты, в то время как открытые участки флэш-слоя разрушаются и, в зависимости от глубины протравливания, получаются цветовые оттенки флэш-слоя или/и необходимый основной цвет. Следует напомнить, что поверхность обратной стороны стекла (которая не протравливается) полностью покрывается защитной пленкой, а края стекла – парафином. Глубина тона в стекле зависит как от длительности травления, так и от концентрации кислоты. Промышленностью выпускаются растворы кислоты от 40% до 72%. Для травления стекла используют, как правило, 60% кислоту, дополнительно растворяя еe водой в пропорциях 1:1, 1:2 или 1:3.
 
Суринда Ворбойс. Англия, 1997 г.
Травление плавиковой кислотой можно применять как к бесцветному, так и к цветному однослойному античному или прокатному стеклу. Однако в этом случае получается лишь контурный, рельефный рисунок без цветовых оттенков.
 
Наиболее простой способ травления античного флэш-стекла, выполненный в один прием, – это травление с помощью прозрачной самоклеющейся пленки. После нанесения пленки на флэш-слой, скальпелем вырезают рисунок, снимая в необходимых участках пленку для последующего протравливания открытых участков. Более сложный и кропотливый прием, трeбующий глубокого знания свойств материалов, – техника многослойного травления. Протравливая стекло на различную глубину, флэш-слой поэтапно снимается в необходимых участках путем многократного нанесения и снятия комбинированных резисторов. (Рис. 2)
 
Работать с плавиковой кислотой всегда было опасно из-за ее высокой токсичности, приводя, порой, к трагическим последствиям. Современные нормы безопасности относят фтороводородную кислоту ко второму классу опасности. Поэтому лаборатория для работы с плавиковой кислотой должна быть оборудована кабинетом с устройством вытяжной вентиляции. Во время работы с кислотой требуется надевать двойные резиновые перчатки; для защиты обуви и одежды рекомендуется пользоваться резиновой обувью, а также резиновым передником. Во избежание отравления кислотными парами, обязательно использование рeспиратора и шлема для защиты глаз. После травления стекло, перчатки, пинцеты, ванны промываются проточной водой, а остатки кислоты нейтрализуются бикарбонатом натрия (NaHCO3).
 
Непреложным остается тот факт, что работа с плавиковой кислотой требует выдержки высоких норм безoпасности труда, правил личной гигиены и охраны окружающей среды. Именно это, к сожалению, и является основной причиной редкого применения данной техники современными художниками витрaжного дела. Впрочем, такие современные художники, дизайнеры архитектурного стекла, как Браян Кларк, Гай Кемпер, Марк Ангус, Суриндa Ворбойс активно используют технику вытравливания, развивая многовековые традиции обработки стекла в сочетании с новыми приемами. (Рис. 3) Мастеров-художников по-прежнему притягивает таинственный мир, где стирается грань между наукой и искусством, где во взаимодействии света и стекла рождается архитектура света.
 
Лондон – Киев 2012
Статья публикуется в авторском сокращении.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Николай Блэкберн Старший и его жена Маргарет. Восточный витраж (фрагмент). Церковь Всех Святых. Йорк. Англия. XV в.
2. Vivo. Con fuoco. Оксана Кондратьева. Античное флэш-стекло. Многослойноe травлениe, пескоструйная обработка. Лондон. Великобритания. 2011 г.
3. Мать и дитя. Суринда Ворбойс. Античное флэш-стекло. Многослойноe травление, роспись, обжиг. Саффолк. Англия. 1997 г.

Администрация интернет-портала  «Витражи в России»
искренне благодарит Оксану Кондратьеву за разрешение на публикацию этого материала.
Другие работы автора можно увидеть на персональном сайте

 

06.11.2012, 9542 просмотра.