Роман Капитонов. Витраж "Гидронавты" в Москве

Витраж «Гидронавты». Общий вид


 

Здание института океанологии в Москве

Витраж «Гидронавты»

Примером использования витражного монументального искусства в советской урбанистической архитектуре может служить витраж «Гидронавты», установленный в вестибюле Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН по адресу: Москва, Нахимовский проспект, 36.

Авторы: художники Полищук Л. Г., Щербинина С. И., 1977-1978 гг.

Витраж уникальный, при этом крайне малоизвестный. Во всяком случае, его фото или какие либо сведения в интернете отсутствуют. Известно лишь, что он упоминается в списке «Памятников монументального искусства г. Москвы, рекомендуемых к постановке на государственную охрану». Поэтому я решил частично восполнить этот пробел и отправился фотографировать.

Прежде всего, витраж поразил меня своей монументальностью. Он состоит из 90 три ряда по 30) фрагментов, смонтированных в стальной каркас. Замеренный мною фрагмент имел размеры 86х96 см., следовательно, общий размер витража 25,8 х 2,9 м. Площадь 75 м²

Сфотографировать витраж целиком не представлялось никакой возможности из-за его громадных размеров и относительно узкого пространства вестибюля, кроме того, перед ним располагались колонны, ограждения, площадка охраны. Поэтому сделав несколько отдельных снимков, всю композицию витража я собрал в фотошопе.

Судя по всему, витраж выражает идею победы человеческого разума над тайнами бездонного океана.

Интересен витражный материал. Судя по всему, это — литое стекло, однако проходящий мимо сотрудник института заявил, что это — какой-то природный минерал. Кусочки материала довольно ровно напилены. Черные сплошные участки на фото — металлическая пластина.

витражи на vitroart.ru

Роман Капитонов, сотрудник витражной мастерской Светланы Михайловой (Москва).

 

Наш комментарий: витраж «Гидронавты» — замечательная находка из разряда когда-то        известных, а ныне хорошо забытых произведений советского монументального искусства. Авторами этой стеклянной стены являются Леонид Полищук и Светлана Щербинина – успешный творческий и семейный союз, весьма известный в годы СССР. Оба они – Заслуженные художники Российской Федерации, члены-корреспонденты Российской академии художеств. В 2004 году прошла их выставка в Москве, где можно было увидеть совершенно уникальные работы не только для нашей страны, но, несомненно, уникальные в мировом масштабе.

Витраж «Пегас» в Уфе

Витражи Л. Полищук и С. Щербининой поражают экспрессивным художественным языком, мощной выразительностью формы и цвета. Одно из самых неординарных сооружение из стекла и металла, созданных художниками, находилось во дворце культуры г.Уфы. Гиганский крылатый конь «Пегас» был решен в виде огромного столба в интерьере, напоминая монументальные памятники ассирийской культуры. Также известны витраж «Победа» в доме культуры нефтяников в Уфе (1970-1973), витраж «Мир» в Запорожье (1971). Много работ было создано ими для Москвы: для института автоматики и телемеханики, для гостиницы «Интурист». Один из витражей гостиницы — «Адам и Ева» — обнаженные мужчина и женщина – словно бросали вызов советской идеологии 1970-х. Существует легенда, что витражи в «Интуристе» видела Надя Леже – спутница всемирно известного французского художника Фернана Леже. Она была в восторге от стеклянных картин советских художников, а уж она-то разбиралась в современном искусстве.

 

Это – хрестоматийные образцы витражного искусства советской эпохи. О них писали в энциклопедиях, репродукции публиковали в журналах. Очень жаль, что сегодня о них забыли.

Витраж «Гидронавты», сюжет о котором подготовил московский витражист Роман Капитонов, выполнен из литого стекла на бетонной основе. Куски стекла укладывались по заданному рисунку в деревянную опалубку и заливались бетоном. Подготовленные таким образом крупные модули монтировались в металлические рамы. Блоки литого стекла изумительно эффектны, они как будто светятся без источника света, из собственной глубины источая насыщенный волшебный свет.

Витраж Полищук и Щербининой

Тема «Витражи СССР», такая близкая нам по времени, парадоксальным образом остается вне внимания наших современников. Эта яркая и интереснейшая глава в истории отечественного искусства еще не написана. Присылайте свои материалы, фотографии, тексты, и вместе мы откроем эту забытую страницу истории русской культуры.

 

Княжицкая Татьяна

интернет-портал «Витражи в России»

13.04.2012, 6754 просмотра.