Т. В. Княжицкая. Витражи в доме В. И. Прибыткова

Дом В. И. Прибыткова, 1900-е гг.«Чти родителей и прародителей своих
и всё сотворенное ими сохраняй и почитай.»
Дмитрий Сергеевич Лихачев. Шестая заповедь человечности.


Витражное окно дома ПрибытковаВ Санкт-Петербурге известно около 600 домов, сохранивших в своих окнах витражи. Фрагменты, а местами осколки разноцветных стекол, более 100 лет тому назад сложенные в узоры руками неизвестных мастеров, доносят до нас историческую ауру эпохи модерна. По мере удаления от бывшей столицы Российской империи витражей становится все меньше. И если в ближайших окрестностях города — в бывших царских резиденциях – вкрапления витражей еще сохранили дореволюционные постройки, то в Ленинградской области их практически нет. И причина тому не только в концентрации художников и мастерских в крупных городах, но и в том, что Ленинградская область сильно пострадала во время Второй Мировой войны.

Если в северной части Ленинградской области дачная деревянная застройка эпохи модерна не является исключительной редкостью, то для юга области сам факт присутствия деревянного дома в стиле модерн является уникальным.

Двухэтажный дачный дом в поселке Прибытково Гатчинского района был построен на рубеже XIX- начала XX века в усадьбе отставного капитана 1-го ранга Виктора Ивановича Прибыткова (1837-1910 гг.). Комплекс построек включал в себя дом, службы, парк с прудом и беседкой. В начале XX века эту территорию вместе с постройками купил немецкий уроженец, владелец чугунно-литейного завода Г. О. Бюрман. После национализации 1919 года в доме находилась школа, потом детский сад, жили дачники…

В этом здании, не сгинувшем в огне революции, не погубленном равнодушными арендаторами, уцелевшем на оккупированной врагом территории каким-то чудом сохранились витражи. Это кажется сейчас почти невероятным. Разноцветные сюжетные стекла уцелели в рамах двух окон углового помещения. Их не выковыряли детские ручонки, как это было в особняке Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, их не выбило взрывной волной, как это было с алтарным витражом в Великокняжеской Усыпальнице Петропавловского собора, их не украли в годы «застоя», как многие и многие рамы с цветными стеклами из подъездов петербургских домов. Витражи в доме Прибыткова сохранились. Конечно, с утратами: в окне с пейзажем отсутствует центральный фрагмент, — конечно, поврежденные: с выбитыми кусками стекла и покореженной проволокой оплетки.

Фрагмент витража в доме ПрибытковаФрагмент витража в доме ПрибытковаЗдание бывшей дачи Прибыткова не безнадежно. Сейчас здесь находится поселковая библиотека, ставшая местом провинциальной культуры. Вокруг него собрался круг единомышленников, местных жителей, которые мечтают возродить старую дачу, организовать музей, привлечь туристов. Понятно, что зданию необходима если не реставрация, то хотя бы ремонт. Денег у поселковой администрации, владеющей зданием, не хватает. В целом крепкий еще деревянный дом может немного подождать. Витражи ждать не могут. Одного брошенного в окно камня или ветки, оторванной ветром, будет достаточно, чтобы мы утратили еще одно или два витража эпохи модерна. В отличие от большинства петербургских витражей, расположенных во внутренних рамах окон, витражи в доме Прибыткова установлены во внешних — наружных — рамах. Отраженный солнечный свет придает им на фасадах качества непрозрачной мозаики. Эти витражи «работают» на фасаде здания, обогащая его фактуру и колористическую выразительность. И это же делает их очень уязвимыми для любого внешнего воздействия.


Фрагменты витражей сохранились в верхних частях двух окон. Мастерская, их изготовившая, не установлена. Палитра используемых стекол характерна для изделий петербургских стекольно-художественных ателье конца XIX-начала ХХ века. Сходные мотивы встречаются на лестницах петербургских доходных домов: пейзажи с деревьями, маленькие сельские домики… Изображения кораблей уникальны по своей тематике, аналогов им в петербургском и в целом – в русском витражном искусстве конца XIX-начала ХХ века — нет.

Существует легенда об участии в создании витражей дома Прибыткова знаменитого русского живописца Михаила Врубеля. Пока не обнаружены факты, подтверждающие или опровергающие ее. Для установления авторства витражей требуется дополнительное изучение архивных, литературных и иконографических материалов.

Фрагмент витража в доме ПрибытковаВитражи дома Прибыткова представляют собой пример монументально-декоративного искусства эпохи модерна с характерной для петербургского региона техникой и материалами исполнения, фрагментами иконографии.

Два прекрасных витража — образца стиля модерн — в провинциальном особняке выполнены, скорее всего, в одной из петербургских мастерских, возможно, в знаменитом ателье братьев Франк. Несомненно, что созданы они по специальному заказу, о чем говорит их морская тематика, возможно, авторские.

Они имеют несомненную культурную, историческую и художественную ценность, во-первых, как часть архитектурно-художественного облика дома Прибыткова – ценного образца деревянного модерна в Ленинградской области; во-вторых, как памятник бытовой культуры дореволюционной России, и в третьих, как произведения русского витражного искусства «серебряного века».


Даже беглый осмотр витражей показал, что находятся они в плохой сохранности. В витраже с пейзажем отсутствует центральная часть, окно с кораблями имеет многочисленные утраты цветного стекла и дефекты свинцовой проволоки. Учитывая, что витражи находятся в наружной раме, их целостность находится под угрозой не просто каждый день, а каждый час.

 

Фрагмент рамы с витражом в доме ПрибытковаФрагмент рамы с витражом в доме ПрибытковаНельзя допустить их утраты. Требуется срочный демонтаж и реставрация.

 

Конечно, эти витражи – не шедевры, это — пример массового витражного искусства конца XIX — начала XX. Это то искусство, которое сопровождало жизнь людей в наших краях каких-нибудь 100 лет назад. Сегодня от него почти ничего не осталось. Как и многие другие разноцветные окна в зданиях Петербурга и окрестностей, они находятся на грани уничтожения. Еще немного – и пополнится очередной «список утрат».

 

Небольшая группа энтузиастов ведет поиск финансирования для реставрации витражей в доме Прибыткова. Составлена предварительная смета. Сумма в 50 000 рублей на первоочередные меры, среди которых фотофиксация и обмеры, демонтаж, замена утраченных фрагментов и свинцовой протяжки, установка на место, транспортировка – «смешная» для масштабных реставрационных проектов. Ее пока нет. 

Нам важен любой опыт в поиске средств на реставрацию, прошу любые идеи и предложения посылать в почтовый ящик:
В группе «в контакте» открыто обсуждение этой темы, в альбоме размещены фотографии.

Они еще держатся, витражи в доме Прибыткова….

Окно с витражами в доме Прибыткова

 

В тексте использованы материалы статьи А. В. Бурлакова «Последние осколки разбитого модерна» 

26.09.2011, 6526 просмотров.