А. Арцыбушев. "Витражи"

Витраж А. АрцыбашеваВитраж А. АрцыбашеваДавайте откроем интернет и полистаем самых рьяных мастеров – в рекламе. Ведь принцип прост – самые неуклюжие в первых рядах должны толкаться. Другова пути для них нет. Путь не нов, но иногда приносит результат. Клиент неразборчивый, рынок не сканирует, а потребляет, то что прямо к носу на лопате… Да и цены заманчивы! Потом правда, он поймет, что указанная цена – есть только цена работы и НЕ включает цену стекла, монтажа, доставки и прочего. Но это будет потом, а сейчас клиент поленится ехать в другую мастерскую и будет «утрамбован»! А уже после, начнется томительное «выскуливание» дополнительных средств – стекло подорожало и еще множество придумок… Но это все придется пройти потом, а пока мы разглядываем сайты. Даже с учетом доводки фотошопом — так себе работки… Крупными планами балуют редко, а что там вдали и не разглядишь. Что-то, яркенькое! Пойдем теперь по списку, да всё тоже – безрадостно. Для тощих кошельков. Но не картинки будем разглядывать, а поищем сайты с персоналиями, да с адресами, ведь не девочке с ресепшина, Вы собираетесь свои деньги вручить. А имени хозяина нет. Сразу, настораживает! Может быть прячется от старых клиентов и вывеску сменил. Дальше смешнее — тут не только имени, даже адреса нет, один телефон сотовый. Зато есть заманочка — приезд бесплатный. И еще одна — бесплатный эскиз! Этакий кусочек сыра… Правда такой сморщенный, что даже непритязательная мышь побрезгует. Приедут к Вам с прекрасными фотографиями, либо с нашими, либо от Михайловой. Вот тут Вы можете порезвиться и выбрать самый сложный. Пусть выкручиваются…. Где потом искать визитера? На кухне у него в квартире, или в хлеву в своей деревне под Пензой, иль в сараюшке, на даче? Или он просто «маклак» (базарный перекупщик)? Вот они то — чаще всего с авансами и исчезают. Ухитряются, даже целые поселки околпачивают!
А как взглянуть на течение работы? В Пензу ехать? Мы, обязательно демонстрируем процесс, потому, как, не дай бог, что-то     — не попало в масть и пока не поздно можно изменить. А тут как быть — что привезли, то и хавай!? Скольких клиентов наказали за леность их! Именных сайтов – хватит пальцев для пересчета. Но это всегда человек ответственный, раз рискует именем своим.

 

А, какие словеса хвалебные в свою честь! – Мы самые лучшие… VIP… Эксклюзив… Элитные! Работки, вот только плохенькие-плохенькие. Прямо, детсад какой-то! Мудрый и неленивый клиент обязательно прокатится по мастерским. Ощупает каждый образец, ведь витраж, как алмаз, несет на себе ауру своих изготовителей. От веселых и сытых исполнителей одна. И уж точно иная, от хмурых и злобных от бескормицы работников, что при помощи веревочной петли и палки, да слова матерного – ваяют «нетленку». Да еще, расскажет в подробностях, где и как его встречали, что показали и у кого он, в портфолио наши работы видел. И как они выкручивались из той поганой ситуации. Многие клиенты, обогатили эту книгу рассказами – такие «отмазки», такие перлы, такие находки!! Наши работы мало кем могут быть повторены. Да, тот, кто это может, занят своей тематикой. А пионерские повторы больше похожи на витражную порнографию. Ну, повторил, ну малую денежку заработал, так зачем ты это убожество себе на сайт вешаешь? Нет глупости горше, яко глупость — говаривал мой любимый классик.

 

Пионеры придумывают массу витражных баек. Вот несколько. Витраж должен быть прозрачным. Стоит за этим, нежелание возится с непрозрачными стеклами, которые не положишь на картон, как прозрачный и видя линию на картоне — режешь. От лени всё, от лени! Но рассказ одного клиента, которому «впарили» колотый в нескольких местах витраж меня поразил. При этом убедили его, что это шарм древности. Ох, дурят вашего брата, эти пионеры… Скучно было им тащить свой потолок на переделку! Да еще архитекторы свои байки добавляют. Боятся, что введя мощную ДОМИНАНТУ, как витраж, не справятся они со всем пространством. И тут замкнутый круг! Архитектору в России так мало платят в сравнении с Европой, что для него витраж лишняя головная чесотка. Нарисуй, найди, проследи! Сколько хлопот. За малую долю! Ведь серенькую архитектурную задумку можно закидать цветными подушками и прочими тряпками на окнах, которые по цене не дешевле витража. Полистайте «гламурные» журналы — архитектуры нет, одно тряпье! И еще байка — от потолочного витража, света должно быть, как от люстры! А у них совсем функция иная — ИНТИМ! А не занятие точной механикой…. И почему то в прихожей норовят приткнуть этакую красоту? Ну, с кухней и ванной, я могу согласится, но релаксировать при натягивании сапог…? Очень интимный процесс!
Витраж А. АрцыбашеваВитраж А. АрцыбашеваВот так незаметно подошли к потолочным витражам и куполам. Задачи сложнейшие, и решения нестандартные. Разновидностей потолочных решений — масса. Правда клиент выбирает стандартное, как правило. По незнанию считает, что рама должна быть из стали, а её без засветок невозможно сделать. Редки изыски, а мы на них способны. Благо, профиль для них, мы тянем и гнем сами. Латунный, а не стальной крашенный или алюминиевый. Краска сильно безобразит, дезгармонична она стеклянной ткани витража. Несомненно, сталь, мы тоже используем как несущую конструкцию, но она декорируется латунью. Это наше изобретение, как и множество иных технологических ходов. Механическая мастерская в составе наших мастерских даёт нам эту возможность и потому мы охотно берется за нестандартные задачи. Конечно, если клиент понимает и оплачивает, те сложности, которые он нам создает. Ведь не случайно наша мастерская зовется Монументально-Декоративной, в состав ее входят и витражи, и мозаика, и металл художественный. Ничего подобного в мире нет. Как по разнообразию техник, так и по качеству исполнения. Иные пытаются субподрядом компенсировать. Получается корова под седлом. Потому, как хозяин должен наблюдать за течением всех работ! Дабы не краснеть за чужое свинство.
Затронули по ходу дела, латунный профиль, без которого просто не возможны ни потолочные витражи, ни купольные, да и большую площадь без профиля не исполнить. Юморные пионеры ухитряются обойтись без него, даже при трехметровой площади витража. Поставить его можно, только ни в коем случае дверью не хлопайте — обязательно выпадет от удара воздуха. Профиль обязателен по периметру витража, даже если он предназначен для двери, под штапик. Сразу Вы и внимания не обратите, а через год, два, образуются пылевые карманы, и пыль оттуда никаким пылесосом не достать. Достоинство профиля еще в том, что ему можно задать самые разнообразные оттенки, под Вашу фурнитуру. Можно применить медный, бронзовый или мельхиоровый профиль. На любой вкус и функцию, а функций множество…. Вот поэтому мы изготавливаем 74 типоразмера профилей, при помощи которых мы можем так много. Для витража тиффани оптимальны размеры деления 1.0 х0.5 метра для вертикального витража и 0.4 х0.4 метра, для горизонтального. В этом случае они готовы выдерживать удар кулаком, средней силы, или локтя. И совершенно безопасны. От очень сильного удара они могут треснуть или раскрошится, но не превратится в гильотину. При малых детях в доме, это весьма существенно. А секрет прост, хорошо подогнанные друг к другу стекла, при нажиме, создают упор краями и чем плотней подгонка, тем скорей наступает упор, тем крепче полотно витража. Однако прямоугольные рисунки имеют другую особенность — вырываться из фойла и выпадать, а посему надо стремится, к глубокому заходу стекла в стекло и под разными углами. По этой причине прямые витражи выходят в производстве дорогими и рисковыми, а это наш заказчик понимает с трудом. Ведь, в самом деле – на эскизе сплошные, (но идеальные) квадратики. А сколько за этим труда, мы знаем! Но, не он!

Витражи А. АрцыбушеваВитражи А. АрцыбушеваОчень сильно на восприятие работы влияет чистота пайки. Казалось, чего там сложного? Но именно этому, дольше всего приходится учить исполнителя. Шершавая или горбылями, пайка обесценит все труды на подгонке стекол. «Перистальтика» пайки недопустима, кроме тех мест, где она несет графическую нагрузку (например – кора дерева). Много копий пришлось поломать с любителями «перистальтики». С пеной у рта они доказывали, что халтурная подгонка стекол — первопричина кривой, глистообразной пайки — выглядит очень «живенько»! Приходилось парировать — Если нет хорошей графики, то кривая пайка — то же не графика! (Вот Вам еще одна байка). Самые сложные работы, это орнаменты и в них то, малейшее вихлянии графики – разрушитель всей идеи орнамента. Приглядитесь в интернетных картинках к орнаментальным потугам наших коллег… Не то, что симметрии не увидите, но и закругления спилены как попало! И, невольная догадка сразу – как мало платили тому бедолаге, что он даже не напрягся, а может и не умеет вовсе? А может быть его и не учил никто, а поставили к столу — Делай! И вот он и пилит стеклорезом до половины стекла, в надежде, что оно надежно обломится, да подглядывает за соседом — таким же неумехой. Вот за эту работу и платят ему копейки. Круг замкнулся — начали с художника — неумехи, кончили таким же исполнителем, да присовокупить сюда самое дешевое, строительное стекло, никакой апломб не поднимет такую мастерскую на гребень. До кризиса еще как-то    держались на копеечных клиентах, а теперь клиенты, больше озабочены, как бы пузичко погреть в Анталии, до витража ли им? И очень близок призрак тачки рыночной, и сколь низко не опускай ценовую планку — ничего не доспеешь! Соотношение, цена – качество, тоже опускаются! Ведь, так?
А жизнь берет своё, и мастерскую надо оплачивать, и энергию то же, а привычная Италия или Турция — манит! Печальный, но закономерный финал… В жирные годы бицепсы наращивают, а не теперь когда сцепляются два исполнителя из-за последнего куска стекла… На стекло тратиться надо было, копить на черный день, а не выдирать доходы из дела, что бы красотами любоваться – Италия и по телевизору неплохо выглядит и с вороватыми Чипполинами общаться не надо. И на дороге экономия!

Дрессура исполнителя – забота ежедневная…. Кот из дома – мыши в пляс! Пришлось нам на четыре дня к заказчику съездить…от чего уехали, к тому и приехали. И вывод был на лицо – хочешь дохода, сиди безвылазно…. Постулат этот, оправдал себя полностью! Да, Париж и Милан нам пока не светят — работы много! Но перепоручить мастерскую – прямой путь к разорению. Как их там не называй – Директорами, Менеджерами или Секретарями-Консультантами, они все равно наемная сила, думающая о чем угодно, но не о процветании дела. Дело надо знать на всю глубину, а знание вершков — приводят к бедственным последствиям. За примерами далеко не пойдем… Менеджеры одной, в прошлом, известной мастерской, оценили на взгляд фацетный витраж в 250 000. Радостный клиент, тот час отсчитал им аванс, ведь в другой мастерской ему предложили заплатить за ту же работу 750 000 рублей. Профит, явный! Через час, эти «тютехи», навели справки, узнали цены, подытожили и поняли, что денег, ими названных, хватит только на заказ стекла. Скандал! Клиенту, которого так порадовали цены, много будет чего сказать, на призыв доплатить еще две трети….! И тут можно говорить и о работе, и о профиле, и о монтаже… выслушать этот поток им придется! Вернуть аванс, который их так порадовал платят им от заказа процент) и получить еще порцию оплеух от хозяина! Ну, а клиент, убедившись в правильности первоначальной оценки, пойдет назад, потому, как там сделают сами, без всякого субподряда. И у него уже не будет никаких иллюзий! Ведь цена обоснованная! А Вам, коллеги, нужны такие менеджеры?! Нам — нет! Мы, уж, как-нибудь  , сами! Без всех этих менеджерских глупостей и без халтуры, на сторону, из хозяйского стекла, вашими же работниками, что процветают под полой у менеджера, пока нет хозяйского глаза!
Витражи А. АрцыбушеваВитражи А. АрцыбушеваНаша мастерская привлекает к себе внимание коллег со всего мира. Немцы, французы, костариканцы, китайцы, американцы, ну и ближние страны не оставляют без внимания. Вопрос читается по глазам – если у вас на сайте такие работы, так вам это заказывают? Но, в нашей стране, это стоит безумных денег… — И в нашей столько же! — Да, но только у меня никто не покупает…! А я училась … у этого… и у этого (перечисляет имена итальянских и немецких ремесленников — которые и живы тем, что учениками).Потом смотрим сайт гостьи и понятно всё…! Больше 200 баксов за это платить зазорно. И потом долгие разговоры о том, как из 200 баксов сделать 20 000. Всё выслушав и посмотрев образцы, дама говорит — Да..а..а!! И в глазах её тоска, что нет у неё впереди требуемых 30 лет практики, и 30 специальностей за спиной. Вот такова цена за картинки на нашем сайте! А если сложить опыт и таланты каждого…? То, ого! Коллег, это очень раздражает! Что, девочки после Строгановки, что деревенский паренек начитавшийся пустых книжек про витражи, думают одинаково — Эко, все просто! Да, просто по книжкам, но писаны они такими же пионерами. Но при этом они хотят сделать витраж своей профессией, а это, как вытекает из всего, выше сказанного – весьма не просто. А еще надо наработать десятки ноу-хау, которые я опустил, приберегая для своих учеников, то все это вырастает в проблему, из которой только носик доходов показался! Размышлизмы: — Вот, я сейчас наделаю, чего-нибудь    простенького (светильничков, подсвечников, зайчиков, собачек, тигряток и т.п.), и по всем салонам…, а может своё место куплю на ВДНХ! Торговать буду!
Все это было на моих глазах, все это прогарно! Благое желание пристроить все осколки, которыми забиты углы мастерской, превратив в дешевые поделки-фанаберии! Пустые хлопоты, потому как таких же находчивых, в Москве – несколько сотен…, а может тысяч! И никто, из них, не хочет ежедневно и главное — плодотворно работать. Вот и вся недолга! Сам переболел этими примитивными надеждами и видел множество потуг у своих коллег. И на своем мастер – классе предостерегаю учеников от этих потуг. Так же, как и от коммерческих выставок. Они нужны (скорее доходны), только устроителям. Витражистам, они несут только расходы, погибшие работы в толчее и убитое время. Создают публику там скучающие пенсионеры, перекупщики, да бедолаги витражисты — посмотреть, где какая «рыба» и почем! Проку, с тех выставок – ноль. Потерь — тысячи! Пора с устроителей брать мзду, а не платить им! Простейшая догма – клиент в поисках роскоши, не пойдет на выставки эти! Дел у него много!! Скорее архитектора озадачит.

Витражи А. АрцыбушеваНичего не доспеть таким манером! Путь один. Суровый! Нарабатывать образцы и искать свои стили, может через повторы чужих удач, но искать!! Очень обидно за коллег, когда о них рассказывают — Достали из грязного угла еще более грязный образец, кошмарного исполнения…! А ведь так в 90% московских мастерских. Вы надеетесь продаться? Так покажите товар! А размахивание руками и словесами – стоят мало и не убедительны, если Вы стоите посреди грязного подвала, а кругом окружение, достойное помойки! При том — жалобы — Нет работы…! Значит, времени много — так употребите его с пользой! Если Вы не апологет нынешних мод в искусстве — помойных инсталляций!? На них, первопроходец, ухитрился таки, барыша поиметь, но дальше пружина хлопает, и всех, кто голову за ним сунул, прихлопывает, как в мышеловке. Смешны потуги Пузенкова и прочих, стать вторым Ворхалом, Мурром, и т.д. А раскрашенными экранами, хоть, всю площадь завесь, цена им — ишачий хвост. Ну, а если не можете своего слова молвить – тогда в Вашем распоряжении весь пласт прошлой культуры с его дивными авторами, обходившимся без «крыс на подносе», как в фельетоне 1911 года, у Аверченко. А создавшим дивные стили, коим числа нет!
Да, и штука в том, что клиент, не Ворхала просит, а готику, классику, да заплеванный всеми худвузами — модерн. И ответ то прост – Модерн, самый человечный стиль! Вот за него и платят! А сине-розовые морды Мерлин пусть музеи хранят. А, мы вернемся к проблеме важнейшей – как продаться? Если кой-кого коробит от этих словес, пусть найдет другие, созвучные его душе! Смысл их будет тот же! Что может быть оскорбительнее для художника, чем заполнять мастерскую изо дня в день холстами, претерпевая лишения и не знать радости, что кто то, их купил, и они приносят кому-то    радость…, а неблагодарные потомки сделают из всех этих потуг веселый костер. За что, их еще и оштрафуют.! Но, витражи, как известно не горючи, и посему у родственников были бы более серьезные проблемы. Витраж, вставши с похмела, не сваяешь, это не «фузу», вчерашнюю, взбодрить, да широкой кистью по пыльному холсту… Дороги витражи, а потому делают их только на заказ. Никому и никогда не нужны Ваши изделия, сделанные в других размерах, в иных колерах и не с тем рисунком. Раздаются иногда звонки – Готовые витражи продаете? После пояснений, клиент сам понимает, что «готовых», ему не нужно. Вольно, им! В Европах, по жадности, стенки украшают фотографиями (как в наших избах, в старину), но иногда приходит каприз повесить витражик на стену (худшего места для этого придумать сложно), и под эту блажь делаются туры витражистов в заштатные галереи Франции, Германии и т.д. В заштатные же городки. Собрав все своё наработанное, наши девчонки и ребята тащатся, в какой ни будь Авиньён, трепыхая витражами по нашим колдобинам. Несколько границ, на каждой «шмон»! Разверни, покажи! Морока! В итоге добрались. Наутро, «галерист», созвав активную прослойку из школьников — торжественно открывает шоу…. На этом всё! Никто в галерею не заходит. Но, если под закрытие, забрела престарелая пара, то истомленные художники готовы выпрыгнуть из одежд. И иногда чудо свершается – старички выбрали витражик и после долгих торгов, уносят его, отдав две сотни франков…! Все!! Выставка завершена. Везти своё, непроданное стекло опять через границы…? Гори оно огнем! И счастливый галерист получает безвозмездно, кучу русских скороделок. А наши вояжеры подсчитывают убытки и расходы. Вот такой культурный обмен!! Зато Авийон поглядели из окон галереи. И разного, всякого из окна автобуса. Этакая, Имитация Кипучей Деятельности. Сокращенно «ИКД“. И, потом, с гордой ноткой в голосе – Я, во Франции выставлялась! Там, в музеях мои работы!! Врут и не краснеют! То, не музеи, а всего то — галереи провинциальные! Имитаторы! О подобном вояже, мне поведал один из последователей Яковлева. Он возил туда их всей вотагой. И адрес дал электронный той галереи. Вот только их работ на нем не было. Устыдился галерейщик! Вот чего в среде русских художников с избытком – спеси — а Вы надеялись, что — таланта? Это от бога, а не от Суриковки или Строгановки! А вот, спесь то, от них!
Витражи А. АрцыбушеваНо у нас, за это не платят, вот за работу – платят. А иной раз, премируют, от восторга! Впервые мы оторопели…? Но, это стало происходить, все чаше и чаше. И логика привела к таким выводам … Во время торга с клиентом, мы уступаем охотно, но с потерей сложности. И глядя на кастрированный эскиз, понимаем, что такую радость, придется прятать, и о показе на сайте не может быть и речи! Что это для нас значит? Без радости опубликования своих трудов, остается барыш, с успехом пропадающий в недрах унитаза! И всё! В размышление о сём прискорбии – решаем делать по максиму! И, я еще раз повторяю – благослови Боже нашего заказчика, имеющего глаза! Для которого радость обладания нашим витражом — выше меркантильных дум! Нижайший им поклон! И долгих лет! Вот такая, дуратская логика, с точки зрения коллег. Всегда в жизни встаёт вопрос, с какой проекции, ты рассматриваешь тот или этот процесс, с точки завтрашнего горизонта, с точки сегодняшней ненасытности или вообще — с лягушачьей проекции? И ответ на него, ведет тебя — или к выкрутасам со строительным стеклом, или к жесткой позиции – получи, за что заплатил, или в нашу “ дурь»! Так, этой «дурью», мы десятый год страдаем, и оставлять не собираемся! Отнюдь!
Художник, творец – понятия, подлежащие доказанию, а худвузы выводят в свет — эмбрион и потому он лишь — выпускник, выкормыш и т.д. Жуткое количество художников, выпархивающих из своих пенатов ежегодно, наводит на мысль – сколько народа не желает работать руками? И еще одна – так почему, они с неохотой грызут свой «гранит»? Ведь, так повелось на Руси — показывать Диплом, а куда смешней смотреть вкладыш в него! А, дипломами у нас в переходах торгуют. А, остановился, я на этом аспекте, по вполне реальной причине – много лет не можем найти помощника, хотя бы на техническую часть. По готовому эскизу не могут отрисовать картон. Подобрать палитру или расписать стекла на картоне, тоже не могут! Елене все приходится переделывать, а ей бы с эскизами в срок управится. И когда помощника тычут носом в его же бяку, у него такие доводы – Вот, мне бы холст побольше и флейц пошире… Я бы показал (показала)! Так зачем, слезно просилась на работу? Или предполагала, что витражи «квачами» рисуют? Это, мамочка моя, дома, дома, а тут конкретные задачи и сроки тоже конкретные, да и деньги то же. Множество их прошло через нашу мастерскую, и ни у кого зубов, стертых о гранит, увидеть не удалось. Верхоплавки! Вот и ответ нашелся – почему коллеги наши все на один манер и почему такая простота — что по поговорке – хуже воровства! Потому ли, что учителя таковы? Доупрощались! Дообобщались! Вместо Атлантов в «Эрмитаже», балки бетонные поставили бы! И слово подобрали бы красивое – конструктивизм! В искусстве ныне без вербальности не обойтись. Под каждой работой на выставке, надо сочинение вешать — что хотел сказать автор, какое у него тяжелое детство было в деревне, поэтому у него такая точка зрения, и в какой стадии опохмеления, опус этот выдан! Не вешают, только потому, что критиков на каждую картинку хватит, вот и славословят, ведь — кушать хочется всегда! Статейки в журналах полистайте, воистину — стыд глаз не выест! Любого кобеля, отмоют добела. Но мы, ищем работников с классической выучкой!! А не дипломантов! Вот проблема!
Текст и фотографии размещены с разрешения автора Александра Арцыбушева.
Все комментарии просьба отправлять ему лично: '); // ]]>
или в почтовый ящик сайта «Витражи в России» '); // ]]> .

17.05.2011, 6823 просмотра.