И. А. Галицкий. "Вечные ценности". Журнал "Деко" № 1, 2011 г.

“Коломна», 1995 г.ГравирПо мотивам А. Мухи.Витраж в интерьере бассейна, 1990 г.ованный витраж – один из видов витража, который выполняется способом декоративной обработки поверхности монолитного стекла без внутренних сочленений. При этой технике стёкла обрабатывают в холодном состоянии, без термического воздействия на материал. Пескоструйная обработка стекла – современная технология производства витражей. Изображение наносится абразивом при помощи специального оборудования. Такие витражи принято называть пескоструйными по названию технологии. Более точно было бы называть их к гравированными, поскольку применяются методы, присущие технике гравировки – декорирование поверхности с помощью абразива. Разница только в принципе приведения его частиц в движение – вращающимся кругом или потоком воздуха. Полированная плоскость стекла обрабатывается воздушной струёй с частичками абразива, подаваемой под большим давлением. Абразивная крошка, с силой ударяясь о поверхность стекла, оставляет на ней мелкие сколы и царапины, в результате чего стекло становится матовым и непрозрачным.

В 1870 году американец Бенджамен Тильман создал первый в мире аппарат для пескоструйного декорирования стекла. Пескоструйное оборудование (правильнее абразивоструйное) представлено сегодня множеством видов различных технических средств: пескоструйные камера, установка, аппарат. Пескоструйная (дробеструйная) установка позволяет генерировать двухкомпонентную струю с максимальной кинетической энергией. Компрессор подает сжатый воздух в ёмкость (ресивер), которая обеспечивает равномерное давление сжатого воздуха. Ресивер и датчик давления позволяют поддерживать заданное оптимальное давление (от 3 до 6 атм.) в воздушной магистрали.
Важный показатель пескоструйного аппарата — производительность воздушного компрессора, которая измеряется в куб. метрах в минуту. Способ подачи и смешивания абразива с воздухом зависит от типа оборудования (автоматическая и ручная подача песка). Пескоструйный пистолет позволяет регулировать направление воздушно-абразивной смеси и время обработки.

При выполнении изображения могут применяться различные типы абразивных материалов. Так кварцевый песок дает хороший результат в рельефных работах, а промытый сухой речной песок создает мягкую шелковистую фактуру. Интересный эффект даёт обработка металлической (чугунной) дробью – сколы получаются более крупные и искристые. Использовать её надо осторожно, чтобы не разрушить стекло, а после обработать химикатами, чтобы не появилась ржавчина.
При нанесении изображения на стекло сначала выполняют трафарет из материала, который легко закрепляется на стекле, выдерживает воздействие воздушно-абразивной струи, хорошо отделяется от стекла после обработки. Ранее для этого использовалась клеевая мастика из столярного клея, глицерина и мела. Этой смесью заливали поверхность стекла, после высыхания переводили на неё рисунок и вырезали. Правильно приготовленная мастика эластична, не сбивается песчаной струей, легко снимается. Её можно использовать многократно, она идеально подходит для работы с объёмными формами.

На современный момент существуют различные поливиниловые и самоклеящиеся пленки. Они позволяют применять при изготовлении трафарета плоттерную резку, что удобно при выполнении орнаментальных и шрифтовых композиций.
Для повторяющихся неглубоких мотивов подходят шаблоны, например из тонкого линолеума, проклеенной бумаги и подобных им материалов. Трафарет закрепляется на стекле, которое подаётся в пескоструйную камеру. Затем трафарет снимают и используют повторно.

Витраж в интерьере бассейна, 1990 г.Витраж «Зимний сад», 1990 г.Художественный эффект пескоструйного витража основан на контрасте прозрачного и матового участков стекла, которые создают графические тональные композиции. Стекла могут быть прозрачными с матовым рисунком, матовыми с прозрачным рисунком, с глубоким матовым рисунком на матовом стекле. Получаемое изображение может быть как плоским, так и рельефным. При кратковременной обработке абразив успевает лишь заматовать открытые участки стекла. Можно варьировать интенсивность воздействия, делать отдельные участки стекла более матовыми, добиваясь тональных растяжек и переходов. При длительной обработке рисунок «утопает» в стекле и превращается в рельеф. Используя систему последовательного снятия защитных покрытий, можно получить многоплановые композиции с разной глубиной рисунка. Сначала со стекла снимают ту часть трафарета, где глубина будет максимальная, выбирая первый слой. Затем снимают следующую по глубине часть трафарета – и стекло вновь обрабатывают до снятия следующего слоя, при этом углубляя первый слой. Это повторяется до достижения нужного количества планов и глубины. Процесс трудоёмкий и длительный, потому витражи более дорогие. Для их изготовления берут стекло толщиной 6–8 мм. Эту технику можно использовать не только для декорирования бесцветного, но и тонированного в массе стекла, как гладкого так и фактурного (например «сатинат»).

Пескоструйная технология позволяет декорировать зеркальные поверхности. Оригинально выглядят рисунки на зеркалах как со стороны амальгамы (зеркальное покрытие), так и со стороны стекла. В первом случае в местах обработки «пескоструйкой» удаляется амальгама, и стекло становится матовым, во втором рисунок наносят со стороны стекла, он отражается в зеркале, таким образом, усиливается художественный эффект. Стекло и зеркало можно обрабатывать с двух сторон. Поскольку стекло имеет толщину, графика, нанесённая с обеих сторон, создаёт очень интересный эффект объёма.

Большой интерес представляют витражи на стекле с покрытием, изготовленным по технологии вакуумного напыления нитрида титана или других металлов. Отражающая способность такого стекла может колебаться от слабого оттенка до полной зеркальности, возрастают графическая контрастность и выразительность изображения за счёт большей тональной разницы матированных и необработанных тонированных участков.

 

Витраж «Зимний сад», 1990 г.

Работа «Москва», 1988 г.

Композиция «Москва. Лейпциг. Петербург», 1990 г.Фрагмент «Петербург», 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пескоструйный гравированный витраж занимает своё место в ряду витражных технологий. Особой выразительности требует графическое решение композиции и владение основами построение рельефа при создании объёмных элементов.

Поскольку гравированный витраж по сравнению с классическим цветным имеет более тонкие тональные отношения, очень важно точно определить место его расположения, глубину обработки стекла, использование дополнительных технологий и приёмов. Пескоструйный витраж уместен там, где ограничено применение цвета и требуется максимальное сохранение светового потока. Эта технология позволяет через прозрачные участки стекла включать в композицию витража пространство, находящееся за ним (например, красивый пейзаж за окном). Техника позволяет создавать изображения, менее скованные условностями материала, а также рассчитанные на восприятие с близкого расстояния. Пескоструйный витраж наиболее полно выражает оптические свойства стекла и раскрывает его как самостоятельный выразительный материал. Таким образом гравированный витраж -не «бледная» копия цветного, а техника способная решать определенные, порой специфические, доступные только ей задачи.

Композиция «Дорога». 1990 г.Пескоструйная технология может быть дополнена другими техниками, возможными при декорировании стекла в «холодном» состоянии.

К ним относятся:
– декоративная фактура «мороз», имитирующая на стекле морозные узоры;
– алмазная грань;
– гравировка алмазными инструментами с помощью медных или абразивных дисков;
– аппликация фацетных (гранёных) и фьюзинговых (спеченных в печи) элементов с использованием специального клея, твердеющего при ультрафиолетовом облучении.

Умелое и обоснованное комбинирование технологий повышает художественный эффект витража, придаёт ему оригинальное звучание и особую выразительность.

Необычные интерьерные решения можно получить, используя свет. Возможны два варианта подсветки: поверхностная и торцевая. Поверхностную подсветку интересно использовать с зеркалом, с обратной стороны которого по трафарету удалена амальгама (эти участки начинают попускать свет). Размещенная за витражом подсветка сделает рисунок светящимся, что может создать интересный эффект.Композиция «Век Просвещения», 1990 г.

Способ торцевой подсветки ещё необычнее. Он основан на эффекте световода. Если направить свет в торец стекла, то, проходя через его толщу, свет не рассеивается, а, попав на матовую углубленную поверхность рисунка, заставляет её светиться изнутри. Для этой цели можно использовать светодиодную подсветку.
Изделия, декорированные пескоструйной обработкой, отличаются высокой стойкостью рисунка к внешним воздействиям и долговечностью использования. Изображение не стирается, не смывается и остается навечно. На готовое изделие наносят полимерный лак, создающий на поверхности стекла защитную полимерную плёнку. Допускается регулярное применение жидких моющих средств.

Преимущества пескоструйного витража в удобстве монтажа в интерьере и малая подверженность деформациям. Техника пескоструйной обработки довольно консервативна по исполнению, но вполне демократична по тематике, стилю и многообразию композиционных решений. Поэтому степень трудоёмкости в разработке и исполнении, а соответственно ценовой диапазон витражей с пескоструйной обработкой очень широк – от несложных «матовых» одноплановых рисунков до авторских произведений с использованием всего современного арсенала обработки стекла.

Область применения пескоструйных витражей чрезвычайно широка: отделка жилых интерьеров в виде витражей, зеркал с декоративной отделкой, стеклянных столешниц с рисунком, стёкол для межкомнатных дверей и шкафов-купе, мебельных фасадов, декорирования стеклоблоков и так далее.
Широкие возможности открываются и при оформлении общественных и представительских помещений: офисы, рестораны, спортивные и торговые комплексы. Объектом может стать любая остеклённая поверхность: офисные перегородки, входные двери, декоративные настенные светильники, ограждения лестниц, торговое оборудование. Помимо изобразительных элементов и орнаментов рисунком могут также служить различные надписи, эмблемы и фирменные логотипы.
Стоимость изготовления зависит от насыщенности рисунка, количества уровней, глубины обработки, вида и толщины стекла, наличия дополнительных техник и обработок. Пескоструйный гравированный витраж выглядит очень стильно, эффектно и вызывает восторг у самого утончённого и взыскательного заказчика, прекрасно дополняет визуальный образ интерьера.

 


Список иллюстраций:

 

1. «Коломна», фрагмент. Банк «Возрождение“,Коломна; пескоструйная техника, металлизированное стекло. И. А. Галицкий. 1995.“Женский портрет»

2. Витраж по мотивам произведений Альфонса Мухи; пескоструйная техника, металлизированное стекло. И. А. Галицкий.

3. Витраж в интерьере плавательного бассейна, Кузнецк. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: С. Н. Шило. Изготовление: С. Н. Шило, И. А. Галицкий. 1990.

4. Витраж в интерьере плавательного бассейна, Кузнецк. Фрагмент. Пескоструйная техника, стекло.
Автор проекта: С. Н. Шило. Изготовление: С. Н. Шило, И. А. Галицкий. 1990.

5. Витраж «Зимний сад» в интерьере комплекса питания завода «Приборов и конденсаторов», Кузнецк.
Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий. Изготовление: И. А. Галицкий, С. Н. Шило. 1990.

6. Витраж «Зимний сад» в интерьере комплекса питания завода «Приборов и конденсаторов», Кузнецк.
Фрагмент. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий. Изготовление: И. А. Галицкий,С. Н. Шило. 1990.

7. Дипломная работа «Москва» в интерьере МВХПА им. Строганова, Москва. Пескоструйная техника, стекло. И. А. Галицкий. 1988.

8. Экспозиционная композиция «Москва. Лейпциг. Петербург». Мемориальный музей А. Н. Радищева, село
Верхнее Аблязово Пензенской области. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий.
Изготовление: И. А. Галицкий, С. Н. Шило. 1990.

9. Фрагмент «Петербург». Мемориальный музей А. Н. Радищева, село Верхнее Аблязово Пензенской области. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий. Изготовление: И. А. Галицкий, С. Н. Шило. 1990.

10. Экспозиционная композиция «Дорога». Мемориальный музей А.Н. Радищева, село Верхнее Аблязово
Пензенской области. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий. Изготовление: И. А. Галицкий, С. Н. Шило. 1990.

11. Экспозиционная композиция «Век просвещения». Мемориальный музей А. Н.Радищева, село Верхнее
Аблязово Пензенской области. Пескоструйная техника, стекло. Автор проекта: И. А. Галицкий. Изготовление: И. А. Галицкий, С. Н. Шило. 1990.

12. Женский портрет; пескоструйная техника, стекло. (пример пескоструйного гравирования в несколько планов). И. А. Галицкий.

13. Галицкий Игорь Анатольевич, МВХПА им. Строганова, 2010.


 


И.А. Галицкий, 2010 г.Все фотографии для этой публикации предоставлены автором, А. И. Галицким.
С автором статьи можно связаться по адресу .
С другими работами А. И. Галицкого можно познакомиться на сайте www.artglass.nm.ru

 

Интернет-сайт «Витражи в России» благодарит Игоря Анатольевича за любезное разрешение на публикацию статьи.

 

24.04.2011, 10036 просмотров.