Е. М. Крылова. Реставрация витражей из собрания Государственного Эрмитажа и проблемы восполнения утраченных фрагментов витражных стёкол.

История развития реставрационного дела в Эрмитаже тесно связана с историей музея. Сохранились документальные свидетельства о том, что в Императорском Эрмитаже принимались меры по реставрации памятников прикладного искусства, к которым относятся и витражи. Несмотря на то, что при Эрмитаже не было специальной мастерской для реставрации памятников прикладного искусства, его экспонаты находились под постоянным наблюдением. Обычно выполнение необходимых работ поручалось мастерам, находившимся на постоянной службе в Эрмитаже.

Пополнение коллекций в конце ХIХ – начале ХХ веков многочисленными предметами из археологических раскопок вызвало необходимость в срочной квалифицированной реставрации. Вильгельм Вейсенберг – химик Экспедиции заготовления государственных бумаг стал также и первым специалистом – реставратором археологического материала. С его именем связывают основание научной реставрации в Эрмитаже и учреждение в нём в 1917 году химической лаборатории, в которой проводились исследования, посвящённые составу металлов, эмалей, тканей. В 20-е годы ХХ века в этой лаборатории продолжалось изучение характера коррозионных наслоений металлов, разрабатывались методы борьбы с коррозией, исследовались причины разрушения лиможских расписных эмалей. Таким образом, в первые три десятилетия ХХ века был заложен фундамент, на основе которого выросла российская школа научной реставрации произведений прикладного искусства.

В 1932 году при Отделе технической реставрации была создана химико-реставрационная лаборатория, оснащённая необходимыми для реставрации предметов прикладного искусства приборами и в которой разрабатывались реставрационные методики на базе современных достижений физической и химической наук. Начали выходить в печать труды научно-исследовательского характера. Перед Второй Мировой войной Химико-реставрационная лаборатория была преобразована в Отдел консервации и реставрации. Во время войны и в первые, последующие за ней годы сотрудники отдела были заняты подготовкой к эвакуации особо ценных памятников и обслуживанием их в эвакуации. А после возвращения Эрмитажных коллекций из эвакуации работой по подготовке памятников к открытию музея.

 В 50-е годы ХХ века в Отделе реставрации и консервации произошли структурные изменения, были открыты профильные лаборатории по различным видам искусства и материалов. В Лаборатории реставрации памятников прикладного искусства были образованы специализированные группы – реставрации археологического металла, реставрации нового металла, реставрации органических материалов, реставрации керамики и стекла. В 1973 году начинается реставрация клинописных табличек, а в 1976 году реставрация витражей.

Переходя непосредственно к рассматриваемому вопросу, хотелось бы обозначить критерии подхода, выбранные для работы с коллекцией витражей Государственного Эрмитажа. Сложность заключалась в том, что в Советском Союзе это был первый пример реставрации витражей из музейной коллекции. Положительным же фактором являлось то, что в Эрмитаже к этому времени сложилась сильная реставрационная школа, опирающаяся на новейшие разработки собственных научных лабораторий и достижения отечественных и зарубежных реставраторов. Таким образом, базой при создании сектора витражей послужили наработки реставраторов Государственного Эрмитажа, восстанавливающих памятники из стекла и металла. Применяемые ими реставрационные методики и материалы могли быть использованы и при разработке методик и подборе материалов для реставрации витражей. Изучение опыта коллег-реставраторов из Эстонии, Литвы, Латвии, Западной Украины (Львов) подтвердило обоснованность выбранного подхода при реставрации витражей в Эрмитаже.

Сектор реставрации витражей в составе Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного Эрмитажа, созданный в 1976 году, вначале был представлен единственным реставратором – Е. М. Крыловой. Состояние отдельных памятников коллекции к моменту создания сектора было крайне неоднородным, поэтому, прежде всего, необходимо было выявить витражи, нуждавшиеся в срочной реставрации. После проведения тщательной проверки сохранности всей коллекции хранителем витражей Е. А. Шликевич и реставратором Е. М. Крыловой, был составлен долгосрочный план по консервации и реставрации витражей. В соответствии с этим планом и на основании реставрационных методик, совместно разработанных реставраторами и сотрудниками научных лабораторий Государственного Эрмитажа, проводится реставрация и консервация витражей. После создания в 1992 году Российского отделения Международной организации CORPUS VITREARUM, президентом которого стал директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, началось более тесное общение российских реставраторов с зарубежными коллегами, что безусловно благотворно сказалось на профессиональном росте сотрудников Эрмитажа и послужило к сближению российской школы реставрации витражей со старейшими европейскими и американскими школами. Благодаря содействию тогдашнего президента ассоциации витражистов CORPUS VITREARUM профессора Madeline H. Caviness, Е. А. Шликевич и Е. М. Крылова получили возможность пройти стажировки в крупных реставрационных центрах Германии, Австрии, Швейцарии и США. Начиная с этого времени, сотрудники Государственного Эрмитажа регулярно принимают участие в Международных Симпозиумах, проводимых CORPUS VITREARUM. Секретарь российского отделения, хранитель витражей Е. А. Шликевич представляет ежегодный отчёт о работе, проводимой с коллекцией витражей Государственного Эрмитажа, как научной, так и реставрационной.

В настоящее время сектор реставрации витражей представлен четырьмя сотрудниками: тремя реставраторами . М. Крылова, В. Н. Лебедев, Е. А. Дутова) и одним лаборантом . В. Семёнова). В 2002 году витражи, прошедшие реставрацию, экспонировались на двух выставках, посвящённых исключительно витражам: «Витражи Мариенкирхе» и выставке кабинетных витражей из собрания Государственного Эрмитажа «Какое красок дивное соцветье».
Работе реставраторов над первой из названных выставок предшествовал длительный подготовительный период, в течение которого проводились неоднократные встречи и обсуждения с такими крупными иностранными экспертами как: Dr. Stefan Trumpler, Dr. Iwo Rauch, немецкий реставратор Питер фон Трек. Учитывая значимость комплекса немецких витражей ХIV века, а также, приняв во внимание мнение экспертов, был выбран максимально щадящий подход при реставрации 15 из 111, хранящихся в то время в Государственном Эрмитаже витражей Мариенкирхе. Была поставлена задача стабилизации и укрепления витражей, без вмешательства во внутреннюю структуру стёкол, то есть не подвергая их механической очистке от коррозионных наслоений и с сохранением, в основном, свинцового профиля, полностью заменённого в ХIХ веке и стёкол, заменивших часть утраченных стёкол ХIV века, во время реставрации витражей в 1830 году под руководством архитектора Карла Фридриха Шинкеля.

Исследования, предварявшие реставрационные работы, проводились с июня по октябрь 2001 года, и к этому времени была подготовлена и оборудована специальная лаборатория для реставрации витражей. С ноября 2001 года по март 2002 года реставрацию прошли 15 витражей.: «Грехопадение», «Ноев Ковчег», «Крещение», «Тайная Вечеря», «Несение креста», «Распятие», «Медный змей», «Жертвоприношение Авраама», «Самсон с вратами Газы», «Спасение Ионы из чрева китова», «Рождение Антихриста“, Антихрист переводит иудеев через воды», «Антихрист проповедует во храме», «Превращение камней в хлебы», «Казнь праведников». Остальные 96 витражей остались нетронутыми. Разбитые стёкла были склеены обратимым клеем на основе поливинилбутираля, разработанным в научных лабораториях Эрмитажа и прошедшим проверку на старение на протяжении более двух десятилетий. Мастика ХIХ века была укреплена обратимой мастикой, изготовленной также на основе поливинилбутираля, что придало витражам необходимую жёсткость, прочно зафиксировав стёкла на своих местах. Утраченные стёкла ХIV века были восполнены новыми с тонировками стекольными красками и обжигом в муфельной печи. Специально изготовленный свинцовый профиль и свинцовые завязки крепежа, аналогичные профилю и элементам крепежа ХIХ века, заменили корродированные части. Вместо отсутствующих железных прутьев были вставлены прутья из титана — металла, нейтрального по отношению к свинцу. В каталог «Витражи Мариенкирхе» включена статья, в которой подробно описывается процесс реставрации.

В конце июня 2002 года витражи были благополучно возвращены на своё историческое место в Германию, в Мариенкирхе во Франкфурт-на-Одере.

Витражи из собрания Государственного Эрмитажа, представленные на выставке «Какое красок дивное соцветье», проходили реставрацию в течение более двух с половиной десятилетий, так что данная выставка явилась своеобразным отчётом о работе реставраторов витражей в течение длительного периода. На выставке было представлено 32 западноевропейских витража XV – XVII веков и 19 проектных рисунков XVI – XVII веков.

За период с 2003 – 2009 годы реставрацию прошло около 180 витражей из собрания Государственного Эрмитажа. 70 из них, относящихся к Швейцарской школе, представлены на временной выставке «Швейцарские витражи XVI-XVIII веков».
Пожалуй, наиболее сложным вопросом для реставраторов является выбор реставрационных материалов и методов восполнения утраченной материальной субстанции реставрируемого памятника. Во многом этот выбор зависит от количества утрат, характера разрушений и значимости места, занимаемого утратами. Классический витраж представляет устойчивую конструкцию из гибкого свинца и гладкого твёрдого материала – стекла. После сборки витража и запаивания стыков металла витражное панно приобретает необходимую жёсткость и прочность, которые, тем не менее, могут быть нарушены даже при незначительных утратах стеклянных фрагментов. При этом также нарушается форма витража, что ведёт к его деформации. На протяжении веков, несмотря на незначительные изменения химического состава стёкол и свинца, а также формы свинцового профиля, толщины и качества стекла, сущность технологии не менялась. Коллекция западноевропейских витражей 15-20 веков Государственного Эрмитажа состоит, по большей части из подобных классических витражей.

Для наиболее наглядного представления о возможных способах восполнения утрат, для воссоздания наиболее целостного восприятия памятника, будут рассмотрены подходы к реставрации трёх витражей из коллекции Государственного Эрмитажа с различными повреждениями.

1) Витраж «Голова Медузы Горгоны», Германия, XIX век. Инв. №  В 284. Размер: 38х38 см
Витраж поступил в Государственный Эрмитаж из обменного фонда через Отдел истории русской культуры по акту №  21 от 15 марта 1949 года. Витраж находился в почти полностью разобранном состоянии. Недоставало 14 фрагментов стёкол. Центральное расписное стекло с головой Медузы Горгоны было разбито на три части. На краях стёкол сохранились остатки высохшей, состарившейся мастики. Свинцовое обрамление порвано во многих местах, помято, деформировано. Свинец прокорродировал по всей поверхности.
Этот витраж является одним из первых, прошедших реставрацию в секторе реставрации витражей Государственного Эрмитажа (1977 год). В данном случае был выбран метод, при котором основной задачей было воссоздание первоначальной формы витража. Поэтому для восполнения утраченных фрагментов было взято матированное, слегка желтоватое стекло, призванное послужить фоном для сохранившихся авторских стёкол. Для определения состава и времени изготовления свинцового обрамления был проведён эмиссионный спектральный анализ свинца, на основании которого было установлено, что основу металлического обрамления составляет свинец с заметной примесью цинка и слабой примесью кальция, и скорее всего металл изготовлен не ранее конца XIX века.
Реставрация этого витража интересна ещё и тем, что он служит контрольным образцом для проверки клея, разработанного в химической лаборатории Государственного Эрмитажа кандидатом химических наук Е. П. Мельниковой. За прошедшие 33 года видимых изменений в структуре клея не произошло, прочность склейка стёкол не расклеились.
Свинец в данном случае был заменён полностью.

Следующий витраж принадлежат к швейцарской школе и экспонировался на временной выставке швейцарских витражей. Проходил реставрацию в 1987 году.
2)Витраж «Жертвоприношение Авраама». Германия, 1619 год. Инв.№  В-68. Размер: 34х42 см
Сведений об источнике поступления в Государственный Эрмитаж не сохранилось. О предшествующих реставрациях свидетельствуют:
А) замена некоторых фрагментов расписного стекла на бесцветные, со следами почти стёршейся масляной краски.
Б) в инвентарной описи отмечено: стекло с лицом Исаака отличается по толщине и характеру росписи от подлинных стёкол XVII века и, скорее всего, выполнено в XIX веке, также как и непрозрачное глухое чёрное стекло, заменяющее часть кроны дерева и два жёлтых стекла, восполняющих утраченную часть надписи. А два стекла с изображением оленей и герба с соколом и рыбой взято от других витражей XIX века.
В) присутствие трёх типов свинцового профиля, изготовленных в разное время.
Г) многочисленные дополнительные полоски свинца, скрепляющие разбитые стёкла и значительно искажающие рисунок и форму витража.
Для определения степени поражения коррозией свинцового переплёта пробы свинца были изучены на микроскопе МБС-9. Было выявлено, что поверхность свинцового переплёта на глубину более 1 мм. повсеместно представляет собой продукты коррозии свинца, в виде сероватого порошка. Часто встречаются каверны, язвы, трещины.
В данном случае были сохранены реставрационные доделки стёкол XIX века и стёкла XVII века от других витражей, добавленные во время предшествующих реставраций. Утраченные стёкла восполнены новыми, с тонировками стекольными красками и обжигом в муфельной печи. Свинцовое обрамление заменено полностью. Большая часть дополненных во время предыдущих реставраций полосок свинца заменена склейками.

 

Последним крупным проектом, в котором принимали участие все три художника–реставратора сектора витражей Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства: Е. М. Крылова, В. Н. Лебедев, Е. А. Дутова, совместно с сотрудниками Отдела научно-технической экспертизы, химической и физической лабораторий: старшим научным сотрудником кандидатом химических наук О. Г. Новиковой, научным сотрудником, кандидатом технических наук А. А. Сушковым, старшим научным сотрудником С. В. Хавриным – была реставрация немецкого витража XVI века, выполненного, предположительно, по рисунку художника Бартоломеуса Брейна «Оплакивание».

Этот витраж является одним из наиболее значимых экспонатов эрмитажной коллекции витражей. Долгие годы он находился на экспозиции немецкого искусства. Но состояние его требовало вмешательства реставраторов. Поэтому, после закрытия постоянной выставки немецкого искусства на время её реконструкции, витраж был перемещён в реставрационные мастерские.

Витраж «Оплакивание» является ярким примером кёльнской витражной школы и существует ряд витражей, предположительно, выполненных по рисункам того же автора и хранящихся в настоящее время в различных церквях Западной Европы (церковь св. Петра в Кёльне, церковь св. Андрея в местечке Хингхем, неподалёку от города Норвича, в Англии).

К сожалению, не сохранилось сведений о путях поступления данного витража в Россию. Известно только, что Государственный Эрмитаж приобрёл его у частного лица в 1938 году. Можно только предположить, по аналогии с витражами кёльнской школы, приобретёнными в XIX веке английскими коллекционерами на аукционах, что и эрмитажный витраж попал в Россию подобным образом.

Витраж «Оплакивание» смонтирован из шести отдельных панно, спаянных вместе, укреплённых в железной арматуре и вставленных в деревянную раму. До поступления в Государственный Эрмитаж витраж подвергался многочисленным реставрациям, которые, очевидно, проводились в различное время. В поле витража встречались куски стекла с росписью холодными красками, стёкла от других витражей, частично вставленные оборотной стороной. На ряд стёкол была нанесена зелёная краска. Несколько кусков стекла отсутствовало. Некоторая часть многочисленных трещин была скреплена дополнительными полосками свинца во время предшествующих реставраций. Тогда же был полностью заменён свинец.
После проведения научных исследований (методами оптической микроскопии, ИК-Фурье спектроскопии, рентгеноструктурный) связующих и пигментного состава позднейших реставрационных вмешательств было установлено, что слои холодной краски представляют собой природные пигменты, перетертые на льняном масле с модифицированный смолой в некоторых случаях незначительным добавлением пчелиного воска). Зелёный лак, покрывающий отдельные элементы ряда стекол и серебряную протраву на них – ярь-медянка, перетертая в смоляном связующем. Это пигмент представляет собой вещество быстро темнеющее под воздействием света и поэтому можно утверждать, что скорее всего, нанесённая не позднее чем 100 лет назад, (поскольку она сохранила свой исходный цвет), возможно во время последней реставрации, когда был заменён свинец (это определено ИК – Фурье спектроскопия). Стёкла по своему составу можно разделить на три группы (микроскопия оптическая по слоям стекла). Состарившаяся и почти полностью выкрошившаяся мастика представляет смесь мела, канифоли, древесных опилок, на основе льняного масла, с добавлением воска (ИК – Фурье спектроскопия). Свинец прокорродировал на глубину около 1 мм с кавернами и трещинами (Рентгеноструктурный анализ и микроскопия).

На основании проведённых исследований было решено сохранить большую часть прошлых реставрационных доделок, за исключением стёкол с росписью холодными красками с сильно повреждённым красочным слоем, стёкол вставленных оборотной стороной и доделок, искажающих авторский рисунок. А также заменить там, где это возможно, склейками добавленные полоски свинца.
Наиболее сложными для восполнения, стали стёкла с фрагментами фигур, расположенных в центральной части композиции и наиболее пострадавшие (реставратор Е. М. Крылова), а также орнаментальное завершение в верхней левой части витража с отсутствующим изображением путти, заменённым во время предыдущих реставраций орнаментальными стёклами от другого витража, вставленными оборотной стороной (реставратор В. Н. Лебедев).
При выполнении рисунка головы человека, поддерживающего Христа, и отсутствующих частей ног и рук Христа реставратор опирался на поворот и рисунок аналогичных частей на витраже «Оплакивание» из Кёльна. Фигура путти стала зеркальным отражением путти, расположенного на противоположной стороне витража. Все реставрационные доделки выполнялись на стекле одного качества и тона, подобранного в соответствии с авторскими стёклами. Для проведения тонировок была использована коричневая матовая краска.

Витраж был собран заново. Стёкла укреплены реставрационной мастикой на своих местах. Изготовлена новая рама из ореха. Таким образом, в работе над реставрацией витража «Оплакивание» принимал участие коллектив сотрудников из различных лабораторий Государственного Эрмитажа.

Этот материал размещен на сайте «Витражи в России» с любезного разрешения авторов.

08.04.2011, 9683 просмотра.