У. Хайнеке. Шагаловские окна в церкви св. Стефана в Майнце./ Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995).

В 1973 году надо было обновить старые окна церкви св. Стефана в Майнце. Стали думать о том, какая символика должна быть заложена в этих новых витражах. По завещанию ее основателей (990) церковь была предназначена для молитв за мир в стране. В 1973 году возник вопрос, как объединить старое предназначение церкви — молиться за мир — с новым, более широким символом мира и примирения.
При этом важную роль сыграли следующие факторы:
1. Тяжкий груз истории, прежде всего новейшей — 1933-1945 гг. — с ужасным преследованием евреев навел ответственных людей церкви св. Стефана на мысль создать здесь символ христианско-еврейского единения. Евреи и христиане имеют свои корни в Ветхом Завете, а Христос называл себя верующим евреем.
2. Другая мысль добавилась к этим размышлениям: немецко-французские отношения, которые в Майнце не раз менялись Часто оба народа были настроены враждебно друг к другу, но их историю характеризуют также уважение, общность и бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
3. Из Майнца новые окна должны были посылать в мир благую весть с призывом к миру. Уже два раза в прежние столетия Майнц был центром христианского учения: великий миссионер Бонифаций в 746 году был архиепископом Майнца, он стал Апостолом немцев.
В 1455 году Йоганн Гутенберг в Майнце изобрел искусство книгопечатания, и здесь появилась первая печатная Библия. Провозглашение слова Господня, естественно, стало также темой витражей.


Заслуга монсиньора Клауса Майера, в то время священника в церкви св. Стефана, в том, что он смог привлечь для этой работы Марка Шагала. Художник уже давно занимался живописью на стекле и библейской тематикой. Живя во Франции и будучи евреем, он как будто был создан для воплощения этой темы.
Шагал сначала сделал эскизы трех центральных окон.
На основе этих эскизов в мастерской были изготовлены стекла, краски в основном нужно было разработать и изготовить по этим эскизам. Были выдуты стекла, причем этот процесс был очень дорогим, потом порезаны, подогнаны друг к другу по цвету, временно собраны и доставлены художнику Шагалу в его мастерскую. Там Шагал нанес черную роспись, которая придала окнам собственный почерк художника.
Таким образом, 90-летний художник создал для церкви св. Стефана в Майнце 10 чудесных окон.


Когда заходишь в церковь, бросается в глаза освещение. Весь неф церкви погружен в таинственную глубокую голубизну. Мы садимся в центральном нефе и смотрим на алтарь, на восточные хоры.
Три окна восточных хоров образуют центр. Сначала смотришь в пеструю неразбериху красок и форм. Детали обозначаются очень медленно. Их издали трудно различить. Постепенно зрителю открываются отдельные библейские сюжеты.
Мы сегодня рассмотрим среднее окно по фрагментам несколько подробнее.


Этому витражу дали название «Бог отцов». Я привожу цитаты из книги Клауса Майера с этим же названием.


Нам трудно будет понять эти окна, если мы не вспомним одновременно содержание библейских сюжетов.
«1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли.
3 И сказал: Владыка! если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего.
4 И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.
5 А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдете; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказал ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его» (Первая книга Моисеева. Бытие, 18, 1-10).


Кто же эти три человека, которые приходят к Аврааму? В начале эпизода есть ответ: это сам Иегова, который явился в образе трех мужчин. В горячий полдень они подходят к шатру Авраама. Солнце достигло своей высшей точки, земля заполнена раскаленным светом.


От этого изобилия света что-то   проникло в окно. Авраам сидит у входа в шатер, собственно, он не ждет гостей в это жаркое полуденное время. Двор Авраама недалеко от культового места, священного дерева. В Библии дерево — символ жизни, уюта, плодородия. В жизни дерево дает еще прохладу тени.


Авраам — человек, который целиком связан с Богом, он чувствует себя призванным и ведомым Богом. Поэтому Шагал для образа Авраама выбрал голубой тон. Он указывает на таинство Бога.
Незнакомцы приходят к Аврааму, он раньше их не видел, однако он оказывает им самое большое внимание. Он кланяется им и обращается «Господин», сообщается нам в эпизоде.
Этот приход для него — честь, дар. Гость для него — образ Бога, большой подарок, и его богато накрытый стол — скромная благодарность за это. Гостеприимство Авраама упоминается в Новом Завете: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» евреям, 13,2).
И вот Авраам сидит скромно и незаметно на краю картины, погруженный в таинственную синеву, так что его можно и не заметить.


Марк Шагал изобразил трех посланцев в виде ангелов, в которых прячется тот, кто однажды сказал: «Ты не увидишь лица моего».
Цвет ангелов примечателен: жизнерадостные краски определяют их образы. Красно-зеленые, золотистые, белые.
Конечно, полуденный свет играет роль, он все краски делает более светящимися, более светлыми.
В переносном смысле эти краски означают: где появляются ангелы, там — благая весть, там — жизнь.


Приглашение Авраама принимается, и в прохладной тени Авраам угощает незнакомцев. Совершается единение Бога и человека в беседе, мы это называем: молитва. Совершается общность принятия пищи.
Наверху слева в углу стоит Сарра, жена Авраама. Незнакомцы знают ее имя. Ее красное платье сверкает. Этот цвет встречается опять в одежде гостей: ведь они пришли к ней, Сарре. Ей они принесли радостную весть: в будущем году, когда он, Иегова, опять придет, она родит сына.
Над их домом сияет яркий свет.
На расстоянии только нескольких шагов под окном находится алтарь, откуда во время Богослужения проводится причастие общины.
Так при помощи картины и молитвы Шагал соединяет свою иудейскую веру, основанную на Ветхом Завете, с верой христианской, которая основывается на Новом Завете.


Эпизод «Просьба Авраама»:
«20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.
21 Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?
25 Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел.
28 Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить; может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Первая книга Моисеева. Бытие, 18, 20-33).
Трое уходят. Авраам провожает их.


Эта картина не так сильно освещена, как нижняя. Краски приглушены. Наступил вечер, полуденный зной прошел. На небе появилась луна.
Три посланца идут по обе стороны, Авраам между ними, один в знак защиты обнимает его, особая дружба связывает Авраама с Богом.
Авраам появляется в отличие от нижней картины в другой одежде. В различных красных оттенках сияет его одежда. На этой картине, в этом эпизоде у Авраама другая задача. Если на нижней картине он сидит как слушатель тихо за столом и слушает весть ангелов, то здесь он выступает как защитник. Он ведет беседу с Иеговой о немногих праведниках в развращенных городах Содом и Гоморра. Как восточный торговец на базаре, он торгуется с Богом о числе людей, которых следует пощадить. Если в городе есть хотя бы десять праведников, Бог пощадит его. Несколько праведников могут спасти город. Маленький зверек золотистого цвета продирается сбоку на картину. У Шагала животное — чаще всего символ жизни, неиспорченной жизни, Шагал этим напоминает, как важна просьба Авраама за жизнь, нашей жизни нужна не только работа, но и просьба, и молитва.
Точно так, как мы, прося, протягиваем руки, чтобы взять, как изображены здесь ангелы вместе с Авраамом, так и серп месяца над его головой — символ просьбы и получения.
Бог соглашается ради десяти праведников пощадить Содом и Гоморру, но даже и десяти не находится.


Эпизод «Жертва Исаака»:
«1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог…
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот назади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире [Господь усмотрит]. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба.
16 И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 То Я благославляя благославлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Первая книга Моисеева, Бытие,22, 1-3,9-18).
Самая трудная история в этом окне — принесение в жертву Исаака. Рассказ о глубокой вере и послушании перед Богом. Никогда прежде Авраам не подвергался такому испытанию. Почти враждебно резко соседствуют краски в образе Авраама: зеленое и золотистое платье и мистически голубое лицо. Задумчиво смотрит он на своего сына, он должен пожертвовать им, где же обещание, что ты будешь отцом моего народа?


Удивительно, как Шагал изобразил Исаака: совершенно раскованно, свободно он лежит как жертва, несвязанный, на костре, подложив руку под голову, полный доверия к воле Бога, в духе которого он воспитан. Так не лежит жертва, приведенная силой.
Оба лица — Исаака и Авраама — погружены в таинственную синеву. Они — одно целое в таинстве с Богом.
Сарра, мать, стоит в стороне, она догадывается о тяжелом испытании, которое предстоит ей и ее мужу. В покорной позе, на коленях, она ждет воли Бога.
Но Бог не хочет человеческой жертвы, он хочет проверить веру. В тот момент, когда Авраам готов пожертвовать сыном, Ангел в красном слетает прямо с неба и приносит ягненка, замену жертвоприношения.
Справа сверху человек дует в шофар, у Шагала — символ благословения Господня.
Готовность жертвовать у Авраама, его послушание принесли его народу избавление и благословение. В его послушании он предвосхитил послушание Христа, который за людей принял смерть на кресте.
С алтаря, над которым находятся эти изображения, священник возвещает: Бог нашего Иисуса — Бог Авраама и Исаака.

Эпизод «Сон Якова»:
«10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран.
11 И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба: и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.
14 И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.
15 И вот. Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь: и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем: а я не знал!
17 И убоялся. и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как Дом Божий, это врата небесные» (Первая книга Моисеева. Бытие. 28. 10-17).


Иаков, сын Исаака, бежит от своего брата. Он купил себе право первенца у своего брата Исава и выманил благословение старого, слепнущего отца. Недалеко от культового места под деревом он. ложится спать. Там он видит сон, который Шагал изображает: лестница падает с неба, по ней ходят туда-сюда ангелы, т.е. Бог беседует со своими тварями. Он обещает Иакову наследство. Через него будут благословенны все люди на земле. Так Яков становится Божьим посланником после Авраама и Исаака. В черной живописи Шагал осторожно наметил парящих ангелов. А в правой части вверху нарисована женская фигура, его будущая жена Рахиль.


Шагал изображает в этих четырех эпизодах, которые мы рассмотрели, трех отцов — Авраама. Исаака, Якова — которым явился невидимый Бог и произнес свой завет, имеющий силу и сегодня.
Главное содержание картин: Бог наших отцов — Бог Иисуса Христа. Если бы христиане всегда осознавали существование этого единого общего Бога как факт, что родословное древо Иисуса начинается от Авраама, Исаака, Якова и что Иисус — еврей, тогда никогда не было бы преследования евреев христианами. Показать эту связь между евреями и христианами — главное намерение Шагала в образах центрального окна церкви св. Стефана в Майнце.

 

Перевод с немецкого Владимира Попковича.

 

Этот материл размещен на сайте «Витражи в России» с разрешения правообладателя — музея Марка Шагала в Витебске.

 

02.03.2011, 8563 просмотра.