Вячеслав Родэ. "О витражной росписи"

 

Техника росписи стекла, имитирующая витражи, с момента своего появления в период модерна и до сегодняшних дней зарекомендовала себя как дешевая подделка классических витражей. Высокая цена и отсутствие удовлетворения спроса на «настоящие» витражи привели к массовому появлению технологий заменителей, крайне редко обладающих качеством и художественной ценностью. Быстрое выгорание синтетических красок, отсутствие каких-либо критериев качества и никакой ответственности за созданное творение создали этим изделиям репутацию дешевых заменителей витражей.

Когда несколько лет назад после окончания художественного вуза я попал на одно из подобных производств витражной росписи, то очень быстро заметил, что проблема этой отрасли не только в выборе материалов или идее, а в психологии самого мастера. Понятие подделки всегда подразумевает более низкую цену: согласитесь, было бы странно заказывать подобное творение по цене выше «классического» витража. Для снижения цен приобретались самые дешевые материалы. «Художник никогда не должен становиться мелким ремесленником», — говорил мой учитель по живописи. Мои попытки изменить столь печальную ситуацию на рынке расписных витражей привели меня к созданию новой альтернативной росписи, и появлению многих последователей, а также десятка мастерских, которых, как и меня, не устраивала существующая на сегодняшний день безобжиговая роспись витражей.

Появление сложной системы многослойных техник нанесения краски на стекло открыло безграничные возможности, доселе скрытые от наших глаз. Суть их очень проста. Существуют художественные материалы, имеющие очень декоративный вид, но не имеющие надлежащего качества, а так же те, которые очень прочны, но «пугающие» своей внешностью. Все что требуется — это нанести их слоями друг на друга в такой комбинации и пропорциях, чтобы они приобрели новые технические и декоративные качества. На сегодняшний день я создал около 150 различных многослойных техник, отличных не только внешним видом, но и своими характеристиками. Появились разные виды витражной росписи, устойчивые к перепаду температур и влажности, которые можно смело использовать как на лампах, так и в ванных комнатах, не страшась, что они отслоятся или поблекнут.

Все техники «Rode» можно разделить на прозрачные, полупрозрачные и «глухие» (не прозрачные). В свою очередь каждая группа делится на одно- и двухсторонние техники. Из-за многослойной природы нанесения красок и материалов, некоторые из них имеют более декоративный вид только с одной стороны. Такие техники наносятся на витражные потолки, шкафы-купе, и витражные картины. Двухсторонняя роспись . е. роспись, которая должна выглядеть одинаково декоративно с обеих сторон стекла) предпочтительна там, где обзор витража должен быть с двух сторон (окна, стенки-перегородки, сквозные ниши).

Основная проблема безобжиговой витражной росписи — это ее короткий срок жизни. Синтетические пигменты витражных красок, вопреки убеждениям производителя о светостойкости, быстро блекнут и выгорают. Я анализировал проблему, и обнаружил, что выгорание оконных витражей в основном происходит только на окнах юго-восточного направления, где освещение самое интенсивное, в то время как витражная роспись в комнатах с вечерним освещением не имеет таких проблем. Поэтому перед тем как создавать витраж, необходимо определить направление освещения, и только тогда подбирать стиль и материалы для работы. Узнать направление несложно, для этого нужен простой компас.

Но, тем не менее, проблему юго-восточного окна мне удалось решить только сейчас. В интернете мне попалась фотография белки-альбиноса. Не имеющая от рождения красящего ее пигмента, белка не стала жирафом, она все равно осталась белкой. Это натолкнуло меня на следующие мысли: если существует проблема выгорания пигментов, все мастера начинают искать мифические краски на натуральных пигментах, но не задумываются о том, чтобы просто исключить их из списка применяемых материалов. Витраж без яркого цвета все же остается витражом. Какое удивительное многообразие бесцветных материалов можно найти! Бесцветный витраж «Альбинос» нисколько не потерял декоративности, но обрел новые возможности и перспективы. Сусальное золото, потали (белая, серебряная и некоторые черные), бесцветные прозрачные и глухие структурные пасты, «армия» различных кракелюров, перламутров и стеклянных капель никогда не выгорят.

Девиз нашего центра витражной росписи — «Не витражный витраж» — эта странная фраза подразумевает, что мы не оглядываемся на достижения классических витражных техник. Я не вижу никакого смысла подделывать классический витраж, когда в наше время не трудно купить настоящий. Не ограниченный прирезкой и палитрой стекла, я могу сделать витраж похожим на вышивку, ювелирное украшение, трикотаж, камень, грубое средневековое стекло, дерево или керамику. Можно отказаться от контура, и превратить витраж в настоящую прозрачную живопись. Безобжиговая роспись оконного стекла больше не должна конкурировать со своими «старшими» витражными братьями, а дополнять классические техники новыми возможностями.

Пусть появление псведовитража и было неуклюжим, но в наших силах изменить существующее мнение, и зарекомендовать наши работы в этой технике пусть необычными, но качественными и действительно художественными изделиями.

 

Материал предоставлен школой витражной росписи Вячеслава Родэ (Украина)

21.02.2011, 9997 просмотров.