Статья "О влиянии цветных стекол". Журнал "Зодчий" 1879 г., № 4. С. 58.

Наверное, с того самого момента, как разноцветные стекла появились в окнах романских церквей, люди не перестают задаваться вопросом: в чем секрет изумительного сияния древних витражей? В представленной статье почти полуторавековой давности дана попытка разобраться в этом вопросе с помощью научного знания XIX столетия. Несмотря на тяжеловесность в изложении, принятую в позапрошлом веке, основная мысль автора может быть принята на вооружение современными мастерами, создающими витражи.

О влиянии цветных стекол (Статья Барре-отца «La Semaine des Constr.» R.3, №  34)

«При сильном дневном свете, последний вообще весьма легко проходит через цветные стекла в церквах и служит достаточным освещением внутри помещения, когда другого освещения нет.
По мере уменьшения наружного света то же уменьшение замечается и внутри; исчезает ясность, но стекла производят более гармоничное впечатление. С наступлением вечера гармония и красота цветов увеличивается, пока есть возможность различать архитектурные и скульптурные украшения, и только при совершенной внутри темноте чудное действие стекол прекращается.

Любопытно подыскать основание этим последовательным переходам, так как затем можно будет открыть закон, господствующий в действиях гармонии и красоты, происходящих от стекол в готических церковных зданиях.

Величина отношения между наружным светом Z и внутренним светом Z' выражается следующей формулой, в которой R – величина отношений: R=Z/Z' … Z'=Z, уменьшенная на часть света Р, которая удержана стеклами. Z'=Z-P, следовательно R=Z/Z-P. Увеличивается это отношение и делаются чувствительнее гармония и красота, так как от отношения наружного света к внутреннему зависит настоящее действие прозрачны стекол…

По мере того, как наружный свет ослабевает, числитель Z уменьшается в выражении Z/Z-P, эта величина Z подвергается таким же изменениям в знаменателе, где она в то же время уменьшается относительною величиною P задержанного света; P – величина относительная большая, когда наружный свет не так силен; тогда световые волны, обладая меньшей силой, не так быстро проходят через прозрачное тело; это происходит оттого, что скорость истечения газа или жидкости через определенное отверстие всегда уменьшается по мере уменьшения давления на отверстие. Величина P задержанного света относительно больше увеличивается, когда сила Z уменьшается, следовательно отношение Z/Z-P увеличивается по мере ослабления величины Z.

И так, настоящее действие гармонии и красоты стекол, изображенное отношением Z/Z-P, увеличивается вечером, по мере уменьшения наружного света, до последнего момента, когда дневной свет совершенно исчезнет.
Понятно, что если внутренность здания будет освещаться каким-либо другим отверстием без цветных стекол, то действие гармонии и красоты значительно изменится, так как отношение между наружным и внутренним светом измениться и будет неопределенно.

Таким образом видно, что предполагая постоянным количество света Z, знаменатель Z-P уменьшается при увеличении количества P, а следовательно выражение Z/Z-P будет увеличиваться; действие гармонии и красоты от стекол может достигнуть до размеров приращения P, которое представляет величину поглощения наружного света, однако не следует уменьшать слишком сильно свет, так чтобы не переставало быть видно внутри здания, ибо достаточная ясность ни в каком случае не должна быть пренебрегаема.

Толстые стекла, задерживая более наружного света, чем тонкие, дают более и гармонии; что стекла, немного стертые от времени и даже немного тусклые, дают часто лучшие результаты в общем, чем если бы стекла были новые и особенности прозрачные.

Некоторые археологи с сожалением заметили, что возобновленные древние стекла с наибольшим старанием… производят меньший эффект, чем до возобновления… очистили и заменили новыми весьма малую их часть. Настоящая причина таких неудачных результатов заключается в том, что очищением стекол увеличена прозрачность, и таким образом уменьшается внутренний эффект.

Наконец, контуры в черных линиях, складки, драпировки, украшения в темных линиях, — помогая задерживать известное количество дневного света рядом с блестящими колерами, последним через это придают значение, которого они сами по себе достигнуть никогда бы не могли; этим объясняется, почему в новых стеклах, где орнаменты в темных линиях сделаны вообще очень небрежно, некоторые колеры, даже весьма похожие на колеры древних стекол, кажутся менее блестящими и производят эффект весьма посредственный.

Нужно ли говорить, что живопись стенная не может ничего добавить к красоте зданий, освещенных единственно прозрачными стеклами, разве только живопись будет состоять из дополнительных очень живых колеров, покрытых золотом, свойственным только особой специальной орнаментике.

Хотя прозрачные стекла обладают тем большими эффектом, чем менее силен внутренний свет относительно наружного, однако нельзя рассчитывать, чтобы подобный внутренний свет был достаточен для стенной живописи с историческим сюжетом; сверх того белый наружный свет, разложенный стеклами, производит внутри здания странное и даже неожиданное действие на живопись, которая оттого становится невозможным оценить по действительному ее достоинству.

Итак, выводы наши вполне согласуются с теорией, которою мы пытались разъяснить разбором формулы R=Z/Z-P.»

Перевел П. Карабутов

Вы можете обсудить этот материал на форуме сайта «Витражи в России».

03.12.2010, 7295 просмотров.