Т. В. Княжицкая. К истории международной организации Corpus Vitrearum International

 

Логотип Corpus Vitrearum InternationalВ течении длительного времени - отчасти еще и сегодня – изучение витражей относилось к периферии истории искусства. Международная организация по исследованию европейских витражей, история которой здесь изложена, сыграла существенную роль в привлечении внимания историков искусства к этим хрупким произведениям. Именно ее заслугой является то, что современная наука рассматривает витражи как монументальную живопись, а не как изделия ремесленников.

Corpus Vitrearum International (международный корпус витражей) – организация по изучению, публикации и реставрации европейских витражей. Она была основана как CORPUS VITREARUM MEDII AEVI (корпус средневековых витражей) в 1952 году по инициативе швейцарского ученого, профессора Ханса Роберта Ханлозера. Именно он обратил внимание научного мира на то, что во время Второй Мировой войны многие витражи оказались безвозвратно утраченными, при этом они не были изучены и как-либо   задокументированы. С другой стороны, многие европейские витражи именно тогда были демонтированы или надежно защищены от бомбежек и обстрелов. Уже тогда стало возможным провести частичную фотофиксацию и обследование витражных окон, обычно далеко находящихся от человеческих глаз и недоступных для непосредственного осмотра вблизи.

Х. Р. Ханлозер, знакомый с этой ситуацией по собственной практической работе, рассказал о ней в 1949 году на 16-ом международном конгрессе искусствоведов в Лиссабоне. В 1952 году на международном конгрессе искусствоведов в Амстердаме Ханлозер представил свою работу «Directives pour l'établissement d'un plan d'ensemble». Она была принята международным комитетом историков искусства CIHA и тем самым была учреждена новая организация — CORPUS VITREARUM MEDII AEVI (СVMA) — международный корпус средневековых витражей. В 1953 году Ханлозер пригласил ученых на первый международный коллоквиум в Берн. Две следующие встречи были организованы в 1953 году в Париже и в 1954 году в Кельне. В 1957 году вновь встречались в Кельне, чтобы сформулировать первую версию руководящих положений и принять принципы публикаций СVМА. За год до того Ханлозеру удалось интегрировать молодую организацию не только в программы CIHA, но и утвердить ее под патронажем международного союза академий UAI. Тогда обе эти организации были связаны с пособиями на исследования и с финансированием издательской деятельности.

С самого начала членами организации были две великие витражные нации Франция и Германия, а также Бельгия, Австрия, Скандинавия и Великобритания. К ним присоединились Чехословакия, Италия, Польша и Нидерланды. Довольно быстро стало ясно, что витражи, находящиеся за границами Европы, часто дают необходимую информацию об общей картине развития, так в СVMA попали представители научного мира из США. Позже к предприятию присоединились Канада и самый молодой национальный комитет – российский.

Каждая страна-участница формирует свой собственный национальный комитет или комиссию для Corpus Vitrearum, которыеВитражная мастерская XIX века отвечают за выбор авторов и осуществление издательской деятельности. Большинство комитетов связано с национальными академиями (например, в Швейцарии, Австрии и Нидерландах), однако финансирование осуществляется по-разному. Только в Германии удалось основать исследовательские институты с собственным финансированием, которые занимаются исключительно темами Corpus Vitrearum. В большинстве других стран ученые вынуждены искать финансирование для каждого нового проекта. Несмотря на интеграцию швейцарского CV в швейцарский центр исследования и реставрации витражей в Ромонте, основанный в 1987 году, средства для каждого нового проекта собираются в рамках международной организации.

Ситуация Corpus Vitrearum в некоторых странах является достаточно трудной. Дело в том, что спонсоры не хотят финансировать классическую работу по инвентаризации памятников и устраняются от обеспечения долгосрочных проектов.

Однако, несмотря на постоянные жалобы о трудностях с финансированием и медленном продвижении публикаций, Международный Корпус Витражей принадлежит к одному из самых успешных долгосрочных научно-исследовательских предприятий. За 54 года его существования было издано 55 томов (монографии или книг по странам). Помимо этого почти каждый национальный комитет выпускает еще ряд исследований о витражах.

В прошлом довольно часто звучало мнение, что деятельность Corpus Vitrearum не будет развиваться в будущем из-за нехватки молодых исследователей. Однако это опасение не подтвердилось. Многие члены Corpus Vitrearum работали и все еще работают в университетах, как постоянные или временные сотрудники. Они передают результаты и методы своих исследований начинающим искусствоведам. Также не подтвердились опасения в том, что работа по каталогизации витражей будет заслонять разработку новых проблем: молодые ученые, принимающие активное участие в работе по теме Corpus Vitrearum, привносят новые точки зрения в изучение витражей. Электронные средства массовой информации также внесли изменения в методы работы. Многие авторы помимо рукописей создают базы данных, которые являются источником информации о необходимых мерах по сохранению витражей для тех местных организаций, которые ответственны за сохранение и защиту культурного наследия.

Обследование западной розы собора в РеймсеНеобходимость сотрудничества между историками искусства, реставраторами и представителями естественных наук – очевидность для Corpus Vitrearum. Осознавая прогрессирующее разрушение витражей и необходимость их сохранения, на 5 международном коллоковиуме в Страсбурге в 1965 году был создан комитет для консервации (сегодня это международный комитет консервации витражей). Впоследствии этот комитет сыграл важную роль в установлении международных принципов по реставрации и восстановлению витражей. Регулярно устраиваются форумы, которые открыты как для историков, так и для практиков.

С момента своего основания Corpus Vitrearum существенно изменился и продолжает развиваться. Некоторые национальные комитеты (первым была Бельгия) отказались от хронологического ограничения своей работы только средневековьем. 

Руководящие принципы (директивы), которые являются в то же самое время уставом организации, были переписаны трижды, первая редакция была пересмотрена в нескольких пунктах. Со временем изменилась не только структура организации, но и содержание и форма публикаций.

Ханс Ханлозер был руководителем Corpus Vitrearum до самой своей смерти в 1974 г. Сам он определил своим преемником француза Льюиса Гродецки (Louis Grodecki). Сегодня руководство этой организацией осуществляет международный совет, избираемый национальными комитетами на общих собраниях. Структура и функции организации определяются руководящими принципами (последний выпуск — Бристоль, 2000 г.) До настоящего времени президентами международного комитета Corpus Vitrearum были: Ханс Роберт Ханлозер (Hans R. Hahnloser 1952-1974); Льюис Гродецки (Louis Grodecki 1975-1982); Ева Фродль-Крафт (Eva Frodl-Kraft 1983-1987), Мэдлин Кавинесс, (Madeline h. Caviness 1987-1995), Ричард Маркс (Richard Marks 1994-2004). Сегодня президентом является Бригитта Курманн-Шварц, избранная на 4 года в 2008 году.

Пожалуй, самый важный инструмент международного общения исследователей витражей  — это регулярно проходящие коллоквиумы. Эти встречи привели к тесному взаимодействию исследователей витражей стран континента, США и Канады. Сознательное использование трех языков: немецкого, французского и английского, сделало обмен идеями намного легче. Молодые ученые регулярно приглашаются на конференции Corpus Vitrearum и таким образом распространяется начатая в 1952 году работа.

Среди основных задач Corpus Vitrearum сегодня – поиск дополнительного финансирования, привлечение к работе молодых ученых, постановка и изучение новых проблем и вопросов, а также учет до сих пор не учтенных витражей.

И в заключение несколько слов о российском комитете Corpus Vitrearum. Россия была принята в эту международную организацию в 1992 году. По инициативе Маделины Ч. Кавинесс, которая в то время была президентом международного комитета, был учрежден российский комитет как 14-ый член международного исследовательского проекта. К его особенным заслугам относят реставрацию, научное изучение и выставку витражей из Мариенкирхе, переданных в 2002 году Россией Германии. Президент российского комитета – директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Летом 2010 года Петербург принимал 25. Коллоквиум Corpus Vitrearum. Темы докладов можно посмотреть на сайте международного корпуса витражей. Российский комитет озабочен приемом зарубежных гостей, но не распространением информации об этом мероприятии среди соотечественников. 25 коллоквиум Corpus Vitrearum прошел в закрытой обстановке.

 

По материалам официального сайта Corpus Vitrearum International

 

16.07.2010, 8004 просмотра.