Т. Княжицкая. Гравированные витражи Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого

 

Витраж в особняке, С.-Петербург, конец XIX-нач. ХХ в. Гравирование стекла – это нанесение изображения путем нарушения целостности его поверхности каким-либо твердым инструментом или химическим веществом. Достигаемый при этом результат: глубина гравирования, матовость или прозрачность линий создает замечательные эффекты преломления света на стеклянных гранях и их особенного сияния. Многие техники гравирования стекла существуют с древности, их количество увеличивается с каждым днем. Cамыми знаменитыми репутациями в этой области обладали венецианские стеклоделы в XV-XVI вв., позже — чешские и богемские мастера. В России – алмазное гравирование по стеклу в XIX столетии было доведено до совершенства мастерами Императорского Стеклянного Завода. Они украшали таким образом объемные стеклянные изделия: вазы, графины, бокалы, небольшие плоские стекла для зеркал и архитектурной отделки.

 

В эпоху эклектики и особенно модерна широкое распространение во всем мире получила техника травления стекла плавиковой кислотой. Орнаменты и узоры, вытравленные на плоском стекле, широко использовались в мебельных дверцах, филенках дверей, на зеркалах и окнах.

Зеркало с гравировкой

В последнем случае можно говорить о гравированных витражах. Некоторые из них сохранились в особняках и доходных домах Петербурга. Есть они и во многих других городах России. Пройдитесь по лестницам бывших доходных домов и купеческих особняков, и, возможно, вы увидите совершенно неожиданные варианты рисунков травления или пескоструйных орнаментов на оконных стеклах.
Среди гравированных витражей Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX вв. преобладают орнаментальные композиции, центрические розетки, иногда в сочетании с вставками цветного стекла в одном оконном переплете, встречается травление по стеклу с нацветом, которое дает очень декоративный эффект. Встречаются изображения павлинов, насекомых, растительные мотивы и надписи. Есть и уникальные фигуративные композиции аллегорического характера. Все известные нам примеры гравированных витражей дореволюционного прошлого выполнены химическим травлением кислотой или пескоструйной обработкой. Участь большинства из них плачевна: то, что не уничтожено по злому умыслу, гибнет от равнодушных рук маляров, покрывающих изящные узоры масляной краской, и строителей, меняющих обветшавшие деревянные рамы на гладкий пластик стеклопакетов.

 

Филенка двери, 2009 г., В. Маковеций, Е. Лаврищева, С.-ПетербургСовременные мастера художественного стеклоделия работают практически во всех известных ранее техниках обработки стекла, многие ищут новые способы и приемы декорирования. Среди них – Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий, работающие в собственной мастерской «МакЛав» в С.Петербурге. Они специализируются на ручной объемной гравировке стекла алмазным, абразивным, полировальным инструментом. И в этом не было бы ничего удивительного, если бы мастера работали на традиционном гравировальном станке. Дело в том, что эти художники увлечены созданием гравированных витражей и зеркал на цельном стекле, что требует совсем других инструментов и навыков, чем при украшении гравировкой небольших изделий. Вот уже 27 лет Владимир Маковецкий работает в технике гравирования стекла, и всего лишь два года как попробовал гравировать на больших плоскостях. Мастер увлекся необычным применением старинной техники, искал информацию в книгах, в интернете, связывался с друзьями, работающими с гравированным стеклом их много по всему миру), участвовал в стекольных симпозиумах в Германии и Чехии.

В отличие от работы на предметных формах (вазах, графинах, стаканах), гравируя на плоскости, художник сталкивается с проблемой большого размера, ведь витраж, как интерьерный объект, в большинстве случаев имеет значительную площадь. В таких ситуациях традиционная работа на гравировальном станке становится невозможной и приходится прибегать к помощи совсем другого инструмента. Это различного типа бормашиныГравированный витраж в кабинете, Е. Лаврищева и В. Маковецкий, 2009 г., С.-Петербург и шлифмашины. Елена и Владимир долго не брались за такие работы, ведь надо было время, чтобы создать набор инструментов, достаточный для исполнения тонкого изображения на большой плоскости. Опыт постепенно набирался, и вот, уже не только узорчатые филёнки в двери и вставки в мебель, но и большие зеркала и целые гравированные оконные проёмы создаются в этой мастерской.

Для гравированного стекла очень важно правильно его подсветить. Владимир и Елена выяснили, что прекрасный эффект дает светодиодная подсветка в торец. Торец должен быть хорошо отполирован, да и стекло используется толщиной не менее 6мм., лучше 8-15 мм.
Очень эффектны в интерьере гравированные зеркала, традиционно называющиеся венецианскими, ведь именно венецианские стеклоделы прославились большими зеркалами с гравировкой с внутренней стороны и накладными стеклянными элементами с наружной. Покрытие поверхности стекла амальгамой проводится уже после завершения процесса шлифовки и гравировки. В этом случае шлифованные и отполированные элементы ярко сверкают, контрастируя с выпуклым, плотно серым рисунком гравировки. Не менее интересны зеркала с гравировкой, выполненной по амальгаме. В этом случае поверхность гравированного рисунка более светлая на фоне зеркальной плоскости, а главное, что появляется возможность добиться очень интересного эффекта, организовав лёгкую светодиодную подсветку сзади зеркального полотна непосредственно в области гравировки. Меняя яркость подсветки в зависимости от общего освещения можно добиться таинственного звучания рисунка вечером, в полумраке помещения, и более яркого, мажорного днём.

Гравированный витраж, 2009 г., Е. Лаврищева, В. Маковецкий, С.-Петербург

Если Вы хотите украсить свой интерьер гравированным витражом или зеркалом, если у Вас есть вопросы к мастерам по технике исполнениях их удивительных работ, если Вы имеет собственный опыт в этой области, просим обращаться по адресу: . Мастера не только принимают заказы, но и ищут единомышленников для обмена информацией и опытом.

 

В публикации использованы текст и фотографии Е. Лаврищевой и В. Маковецкого,

с любезного разрешения авторов.

Гравировка на зеркале с подсветкой, мастерская МакЛав, 2009, С.-Петербург


Если Вы хотите поделиться своим опытом по созданию витражей

или у Вас есть интересные материалы исторического характера,

пишите по адресу 

и Вы найдете единомышленников среди людей, увлеченных витражным искусством.

02.01.2010, 16922 просмотра.