Т. В. Княжицкая. Экскурс в историю витражного искусства. Часть I.

Интерьер часовни Сен-Шапель, сер. XIIв., ФранцияНАЧАЛО
(Зарождение витражного искусства, появление основных материалов, приемов и техник)

  «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего,
что могло бы выдержать
в отношении декоративной эффектности
сравнение с этими рядами расписанных стекол»
(Верман К. «История искусств всех времен и народов» 1904 г.)

Великолепные витражные окна средневековых готических соборов, горящие яркими цветами при свете дня или таинственно мерцающие в вечернем полумраке, до сих пор привлекают и волнуют людей. Чудесная игра цветного света в интерьере создает особую эмоциональную атмосферу, ощущение нереальности и причастности к неземному миру. Беспокойные блики на разноцветной полупрозрачной поверхности меняют оттенки в зависимости от интенсивности солнечного света, создают впечатление подвижности изображения, дают стеклу жизнь. Видимо, на этом свойстве основана магическая сила и притягательность витражей для человека. В древности многие считали, что разноцветные стекла можно получить путем сплава драгоценных камней. Им приписывали сверхъестественную силу: в средневековых легендах и бестиариях описано свойство витражей как единственного средства защиты против убийственного взгляда чудовищного василиска.

Окна во дворце Великих Магистров, Родос, XIV в. Реконструкция
Витражное искусство с момента своего зарождения до современности прошло многовековой путь. Появление стекла относят к IV тысячелетию до н. э.: в Древнем Египте и Передней Азии стекловидной непрозрачной глазурью покрывали облицовочные плитки, бусины, сосуды. Изделия домашнего обихода изготавливали не только из глины и металла, но и из стекла методом литья в форму. В I тысячелетии до н.э. было сделано изобретение, кардинально изменившее историю стеклоделия: предположительно в Сирии была изобретена стеклодувная трубка, благодаря которой стали изготавливать полые сосуды методом выдувания, а позже — и плоское стекло, используемое для окон. Развитие стеклоделия с этого момента пошло невероятно быстрыми темпами.


Многие народы Европы и Азии украшали оконные проемы, вставляя в них прорезанные каменные пластины, деревянные и металлические решетки, ячейки которых либо оставляли пустыми, либо заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой, стеклом. Оформление оконного проема с применением цветного стекла не было изобретением средневековой Европы. Оно было известно и в Древнем Риме, и в странах Востока. Но именно в эпоху европейского Средневековья витражи получили символическое содержание в трудах богословов и превратились в искусство, которое оказалось тесно связанным с культовым зодчеством. Реконструкция витража из аббатства Лорш, кон. IX в., ГерманияВ Европе наиболее ранние находки витражей в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне, они относятся к VI веку. Пластинки одноцветного или бесцветного стекла образовывали в раме орнаментальный узор, отчетливо читающийся на просвет благодаря свинцовой проволоке, охватывающей пластины по контуру и соединяющей их между собой. Это — самая древняя разновидность витражной техники — мозаичная. Писать на оконных стеклах красками стали позже: самым старым расписным витражом считается фрагмент головы Христа, датируемый IX-X в., из монастыря Лорш на Рейне (Германия), обнаруженный при археологических раскопках. Самые древние фигуративные витражи сохранились в Аугсбургском соборе (Германия). Первой краской для росписи стекла был шварцлот, который представлял собой смесь окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Цвет этой краски варьировался от коричнево-черного до серо-черного. Ее используют до сих пор современные мастера-витражисты.

Витражи из Аугсбургского собора, 1100 г., Германия

08.02.2009, 10997 просмотров.