Т. В. Княжицкая "Витражи в вечном городе"

Витраж в церкви Санта Мария Маджоре, 1995 г.Планируя поездку в Вечный Город, мы задали себе вопрос: А есть ли в Риме витражи?  — будучи твердо уверенными в том, что есть. Как ни странно, попытка составить предварительный список интересующих нас произведений художественного стеклоделия дала жалкую информацию, почерпнутую в Интернете: ни одна поисковая система не нашла ничего, кроме переписки двух любителей витражей, которые обсуждали, есть ли в церкви Санта Мария Маджоре разноцветное окно, о котором упоминается в известной песне «Римская полночь», исполнителями ее в разное время были Александр Михайлов и Филипп Киркоров. Да еще одна римская витражная мастерская рекламировала свою эффектную продукцию на русском языке. Нам предстояла задача — найти в Риме витражи и составить о них представление.Стекла «миллефиори», IV в., музей Пио-Кристиано, Ватикан

Большая Советская Энциклопедия 1976 года (3-е издание), сообщает, что одни из самых ранних оконных стекол были обнаружены в Риме. Они относятся ко I в. н. э. Археологические находки, сделанные в римских катакомбах первых христиан доказывают, что стеклоделие в Риме в начале новой эры было хорошо развито. В музее Пио-Кристиано в Ватикане можно увидеть множество тому подтверждений: расписанные золотом фрагменты посуды, плоские стекла с узором миллефиори. Из исторических источников и раскопок в древнеримских городах, мы знаем, что богатые римляне стеклили окна в своих домах. Учитывая, что размеры стеклянных пластин были тогда невелики, для получения большой плоскости остекления их могли соединять между собой. Впрочем, даже в эпоху средневековья, развитие стеклоделия все еще не позволяло стеклить большие поверхности цельными листами стекла. В XV-XVI вв. получили распространение несколько видов остекления, которым ремесленники старались придать декоративность путем упорядочивания кусочков стекла в узорчатую поверхность. Можно выделить три типа декоративного остекления римских построек, которые использовались еще и в XIX столетии. В основе Ложные окна на фасаде дворца Квириналекаждого из них лежит фрагмент стекла прямоугольной, ромбической или круглой формы. Представление о них дают окна-обманки на фасадах и в интерьерах зданий этого периода, изобразительный материал: картины и гравюры. Те окна, которые мы видим сегодня в исторических сооружениях Рима, как правило, воссозданы по старинным образцам и относятся к XIX-XX вв. Витражи с изображениями фигур появились в римских церквях позже, в XIX столетии, когда возрожденное в Англии, Германии и Франции искусство витража начало свое триумфальное шествие по городам Европы и Америки.
Традиционный католический храм в Риме имеет вид трехнефной базилики с повышенным центральным нефом, иногда с поперечным трансептом и куполом над средокрестием. В боковых нефах располагаются капеллы, часто увенчанные собственной главкой со световым фонариком. Окна в церквях до XIX в. были не слишком большими, и свет, который они пропускали, едва освещал пространство. В конце XIX и особенно в XX столетии в помещениях появились газовые и электрические светильники, и это изменило идеологию освещения храмов. Свет от множества электрических ламп, внешний вид которых искусно включен в систему художественного оформления храмов или, наоборот, тщательно замаскирован, позволил хорошо осветить любое по площади и высоте пространство. Окна перестали играть роль единственного источника света в помещении. Кроме того, ценность многих художественных произведений и необходимость их защиты от ярких солнечных лучей привели к тому, что оконные проемы во многих римских церквях стали прикрывать тканью. Такие завесы можно увидеть и сегодня в некоторых храмах. Видимо эти причины и привели к распространению в римских церквях витражей. Конечно, все церкви Рима нам осмотреть не удалось, да мы и не ставили перед собой такую задачу, однако то, что мы видели, позволяет Витраж, имитирующий каменное заполнение в церкви Сакро Куорев общих чертах охарактеризовать ныне существующие витражи в Риме.

Витражное окно в церкви иль Джезу
Большинство из витражей в постройках Рима выполнены в комбинированной или мозаичной технике, крайне редко встречается роспись стекла в чистом виде. Витражи в технике Тиффани нам не встретились, хотя, возможно, мы не разглядели их с большого расстояния. В церквях верхний ряд окон центрального нефа чаще всего украшен орнаментальными витражами геометрического типа, например в храме Двенадцати апостолов или в церкви Сакро Куоре. Иногда остекление имитирует каменные пластинки, в древности использовавшиеся в окнах вместо стекол. Встречается нейтральное декоративное остекление из квадратов стекла светлых цветов. В апсиде также могут размещаться геометрические витражи, как в церкви Санта-Мария Маджоре, часто встречаются фигуры святых и библейские сюжеты. В католических церквях Рим акцент на украшении витражами сделан не в апсиде, а в противоположной — восточной — части храма со стороны входа, где сосредоточено главное витражное узорочье фигуративного или орнаментального характера.

Если говорить о стилистике витражей, то в подавляющем своем большинстве они выполнены в традициях академической живописи, что не удивительно, Церковь Санта Мария Либератрисетак как они включены в пространство храмов, убранство интерьеров которых формировалось в период XVI-XIX вв. Встречаются образцы современного витражного искусства, например, в церкви Санта-Мария Маджоре круглое окно над входом было украшено сине-лиловым витражом в 1995 г., который на наш взгляд не соответствует ни колористическому, ни стилистическому решению интерьера этой древнейшей базилики. В некоторых церквях можно встретить остекление, выполненное явно в разное время и в разной манере, так, в церви Санта Мария Сопра Минерва, построенной в XIII веке, имеется три разновременных комплекса художественного остекления. Поскольку витражные окна находятся в разных капеллах, отделенных друг от друга, их оформление не соотносится ни друг с другом, ни со стилистикой основного пространства храма. Интересным наблюдением стал тот факт, что стиль модерн, или либерти, как он называется в Италии, не получил широкого распространения в архитектуре и интерьерах увиденных нами памятников. Пожалуй, единственным примером культового витража в стиле модерн стало остекление потолка в относительно поздней церкви на виа Мерулана, где стиль либерти угадывается в контурных линиях, особой одухотворенности ликов ангелов, нежной колористической гамме. Жилые дома и особняки остались вне сферы нашего внимания, кроме одного архитектурного сооружения — виллы Чезетти, витражи в которой столь примечательны, что им посвящена отдельная глава нашего очерка.

Витражный потолок в церкви на via Merulana
 

Витражи в музеях Ватикана

Слюдяная пластина, возможно, для окна. Поздняя античность. Музей Пио-Кристиано, Ватикан
Ватикан славится своими необъятными художественными коллекциями. Живопись, скульптуру, архитектурные памятники осматривают миллионы туристов каждый год. Есть ли среди сокровищ Ватикана витражи? С этим вопросом мы отправились в обычную для миллионов туристов экскурсию.


В музее Пио-Кристиано среди ареологических древностей, найденных в древнеримских катакомбах, выставлен фрагмент слюдяной пластины, возможно, предназначенный для окна, относящийся к периоду поздней античности, а также плоские цветные стекла, выполненные в технике миллефиори, датируемых IV веком. Относительно этих стекол у нас нет уверенности, что они могли использоваться для окон.
Сикстинская капелла, Ватикан

Декоративное остекление в знаменитой Сикстинской капелле, украшенной фресками Микеланджело, скорее всего не соответствует возрасту здания, построенного в 15 веке, однако в точности повторяет вид окна-обманки, изображенной в интерьере на одной из стен помещения.
Другая обманка — в светских покоях — демонстрирует типичный для светского витража эпохи Возрождения сюжет — небольшие геральдические вставки на фоне прямоугольной сетки.


В одной из галерей находится шедевр художественного стеклоделия и деревянной резьбы: витраж «Мадонна с младенцем» 1922 г. (авторы — Joseph Bertini и Caesar Ponti), заключенный в резную раму темного дерева с «готическим» завершением.


В коллекции современного культового искусства, насчитывающего более 800 произведений, выставлено несколько витражей с религиозной тематикой. Имена их авторов мало известны в России, за исключением, пожалуй, французского художника Фернана Леже. Это работы Жака Вийона (Jacques Villon, Франция) и Георга Майстерманна (Georg Meistermann, Германия).
Кроме вышеперечисленных произведений, малоизвестных в России, пунктиром обозначивших историю витражного искусства в Италии, есть в Ватикане памятник, оказавший огромное влияние не только на оформление витражей в католических церквях Рима, но и всего христианского мира. Это — витраж в базилике Святого Петра.

Витраж в одной из галерей Ватиканского дворца, 1922 г.


Витраж в базилике Святого Петра

Базилика Святого Петра, Ватикан
Одним из самых значительных памятников витражного искусства в Риме является окно в базилике Святого Петра — главном храме всего католического мира. В апсиде грандиозного сооружения, где находится кафедра Св. Петра, оформленная в XVII веке знаменитым Джованни Лоренцо Бернини, сияет желтым светом, подобно солнечному диску, огромное овальное окно с изображением голубя — символа Святого духа. Был ли этот витраж авторской идеей Великого Бернини — нам не удалось выяснить, на старинных гравюрах конца XVIII в. он уже присутствует (см., например гравюры Дж.-Б.Пиранези). Ныне существующая работа выполнена в мозаичной технике из фрагментов желтого, оранжевого и коричневого стекол в 1912 году всемирно известной мюнхенской мастерской Цеттлера. Витраж не производит монументального впечатления, однако он виден от самого входа в храм и невольно притягивает внимание. Это окно послужило образцом для многих витражей в римских, и, вероятно, не только римских, христианских храмах. Окна с изображением голубя можно увидеть в церкви дела Спирито Санто дей Наполетани, в базилике Святых Амбросия и Карло. А в церкви Санта Мария дела Виттория над знаменитой скульптурой «Экстаз Святой Терезы» Д. Л. Бернини свет, походящий сквозь солнечно-желтое оконце над ним, усиливает Витраж в апсиде базилики Святого Петра, 1912 г.впечатление сияния, обозначенного в этом шедевре средствами скульптурной пластики.
Интересно, что желтые стекла с «сиянием» в начале XIX столетия появились и в некоторых русских православных церквях. Такие «витражи» устанавливали в центре куполов построек эпохи классицизма: окно верхнего света в них прикрывали стеклом желтого цвета, иногда с гравированным изображением Всевидящего Ока. Эти круглые желтые окна с гравировками ничем не напоминали разноцветные готические витражи и воспринимались как элемент декоративного оформления интерьера. Однако прецедент был: цветное стекло с изображением получило определенные «права» в православных храмах. И определенную роль в этом сыграл витраж в базилике Святого Петра в Риме: знакомство с европейской архитектурой в это время происходило не только по увражам, но и в результате многочисленных поездок, совершенных русскими архитекторами в Европу, и, конечно, в Мекку искусства того времени — Италию.

 

Фотографии по теме статьи размещены в фотогалерее в разделе «Витражи в Риме».

02.02.2009, 11058 просмотров.