Синенко Н. О. Хрупкое наследие: витражи в декоративном убранстве зданий Санкт-Петербурга. Рецензия на книгу "Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район"

Для цитирования: Синенко Н. О. Хрупкое наследие: витражи в декоративном убранстве зданий Санкт-Петербурга. Рецензия на книгу «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район». СПб., 2024 // Terra artis. Изобразительное искусство и архитектура. 2025. № 1. С. 136–140. DOI: 10.53273/27128768_2025_1_18.


В цифровом формате книгу «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация. Центральный район» можно купить у куратора проекта Татьяны Княжицкой:

Лист ожидания следующих томов


В 2022 г. увидела свет первая книга серии «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация», положив начало циклу посвященных этой теме научных трудов. На данный момент серия насчитывает уже четыре тома, последний из которых был выпущен в 2024 г.

Прежде чем перейти непосредственно к обзору этого издания следует пояснить, какое место занимало витражное искусства в истории архитектуры северной столицы. Интерес к витражам в Петербурге возник в 1820-е гг., поначалу их изготовлением занимались Императорским стеклянный завод и ряд частных производителей (Милятинский завод, фабрика М.П. Воробьева и др.), витражи того времени представляли собой подобие «примитивной стеклянной мозаики» [Волобаева 1995: 114]. Многие витражные произведения того времени были импортными [Княжицкая 2001: 314]. Мастерские, способные полноценно конкурировать с иностранными фирмам, появились лишь в 1860-х гг. На протяжении почти всего XIX в. витраж был тесно связан лишь с культовыми постройками, они встречались не только в иноверческих храмах, но и в построенных в «готическом» стиле православных церквях [Княжицкая 2015: 67],

Переломный момент в развитии петербургского витража наступил во времена модерна в конце XIX — начале ХХ вв. Рост спроса привел к увеличению предложения: в Петербурге в 1890-х–1917 гг. работало около двадцати витражных мастерских. Более разнообразной становится иконография витражей. Особенно популярны становятся флоральные мотивы [Волобаева 2000: 192]. Большая часть витражного наследия этого времени принадлежит архитектуре доходных домов, изменение структурно-планировочных особенностей которых привело к смене основной композиционной модели: разрушение симметрии и единого ритма оконных проемов и отход от четкого горизонтального решения фасадов приводит к необходимости поиска новых декоративных приемов [Синенко 2024: 294]. Этот момент стал значимым в развитии витражного искусства, поскольку у архитекторов возникла необходимость создать связь между пластикой архитектурных форм и витражами [Зиновьева 2003: 16]. В качестве иллюстраций тому можно привести рассмотренные в серии книг «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация» объекты, как, например, здание особняка и конторы П.П. Форостовского (арх. К.К. Шмидт, 1900–1901), где витражи окон второго этажа одного из эркеров представляют собой стилизацию растительного характера и перекликаются с декором на фасаде здания [Витражи… 2022a: 71].

Так, витраж в истории Петербургской архитектуры прошел эволюцию от простого декоративного элемента церковной архитектуры, к одному из важнейших декоративных составляющих убранства доходного дома эпохи модерна. Подробно с историей развития витражей Санкт-Петербурга как раз можно познакомиться через серию книг «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация».

Первостепенной задачей этого монументального многотомника стал каталогизация витражного наследия необходимая для дальнейшего сохранения или же восстановления витражей в Санкт-Петербурге. Именно этим и занялась Татьяна Владимировна Княжицкая — искусствовед, кандидат наук, автор многочисленных научных статей и признанный специалист в области витражного искусства. Будучи куратором волонтерского проекта, направленного на сохранение и учет «хрупкого наследия», в 2020 г. Т.В. Княжицкая выступила в качестве составителя и редактора серии книг «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация». Задуманное как каталог петербургского витража издание впоследствии переросло в полноценное многотомное монографическое исследование, включающее данные, касающиеся истории развития, эволюции и технологии петербургского витража. На сегодняшний день уже выпущено четыре книги, каждая из которых посвящена памятникам, расположенным в границах одного из районов города Санкт-Петербурга: Василеостровском [Витражи… 2022a], Петроградском [Витражи… 2022b;], Адмиралтейском [Витражи… 2022c] и Центральном [Витражи…2024].

Как сказано в аннотации к изданию, «это серия книг о культурном наследии Петербурга, которое местами сохранилось в исторической застройке города. Еще 20 лет назад о существовании большого корпуса витражей в нашем городе знали только специалисты. Сейчас ситуация изменилась: ценность этих хрупких, все еще недостаточно изученных и плохо сохранившихся произведений искусства уже ни у кого не вызывает сомнения» [Витражи… 2024: 4].

Волонтерская группа, возглавляемая Т.В. Княжицкой, четко обозначила цели и задачи своего проекта: обследование исторической застройки Петербурга; выявление, фотофиксация и описание обнаруженных витражей, создание каталога витражей и публикация материалов в базах данных интернета, предоставление баз данных Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП), нанесение адресов с витражами на тематическую общедоступную карту и издание книг-каталогов по результатам исследования [Витражи… 2022a: 14].

Первые три книги были изданы за счет средств, собранных волонтерским сообществом на краудфандинговой платформе. Четвертая книга серии — при поддержке Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Этой общественной организации удалось найти для издания книги спонсоров — предпринимателей Михаила Скигина и Александра Басалыгина. На данный момент проект, который никогда не субсидировался ни одной государственной или общественной организацией, существует за счет самофинансирования (средств ее участников).

Несмотря на увеличение масштабов исследования и расширение его географии, книги серии сохраняют ясную единообразную структуру, позволяющую читателю не только узнать о петербургских витражах, но и понять необходимость их научного исследования, глубже вникнуть в профессиональные тонкости, узнать о законодательных аспектах сохранения витражей.

Четвертая и на данный момент финальная книга серии, посвященная витражам Центрального района, является наиболее масштабной: объем книги увеличился почти вдвое по сравнению с предшествующими каталогами серии. Во введении появилась отдельные разделы, посвященные наиболее значимым проблемам сохранения этих памятников культурного наследия — аварийным витражам и утратам разных лет [Витражи… 2024: 46, 68]. Необходимо отметить, что в завершающей части книги добавлена небольшая часть, посвященная стеклянным кирпичам Фальконье [Витражи… 2024: 522].

Основная часть каталога структурирована традиционно по адресам: для каждого адреса указано общепринятое название здания, его архитектор, время постройки, статус памятника. Основное содержание статей — описание витражей, находящихся в здании по определенному адресу, с указанием их конкретных мест расположения в структуре сооружения, описанием их декоративных особенностей, техники исполнения и степени сохранности, дополненные исторической справкой. Описательная часть подкрепляется иллюстративным материалом: детальными фотографиями высокого качества. Также издание содержит глоссарий, где указана специфическая терминология, связанная с искусством витража, который для наглядности также сопровожден фотографиями [Витражи… 2024: 512–519]. Завершается книга традиционно списком примечаний к каталогу и списком литературы, где наряду с трудами самой Т.В. Княжицкой, фигурируют работы и других известных исследователей, включая прославленного петербургского историка архитектуры Б.М. Кирикова [Витражи… 2024: 506–507].

Поскольку последняя книга серии посвящена Центральному району Санкт-Петербурга, то и временной диапазон описанных в работе витражей является крайне широким и включает как памятники XIX в., так и первых десятилетий XX в. Таким образом, содержание книги раскрывает фактически все этапы развития витражного искусства в Санкт-Петербурге.

Во вступительной статье не остается без внимания и Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, где в 1899 г. был организован класс живописи на стекле [Витражи… 2024: 27]. Среди петербургских музеев, в собрании которых сохранились ценные памятники витражного искусства, упоминается и учебный музей прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штилица [Витражи… 2024: 27]. Он примечателен не только витражами, хранящимися в фондах, но и украшающими его интерьеры [Витражи… 2024: 421-428].

Четвертая книга серия ввиду географии и истории рассматриваемого района Санкт-Петербурга, дает исчерпывающую информацию о витражах наиболее известных петербургских достопримечательностей, находящихся в самом туристическом районе города — Центральном. Здесь есть страницы, посвященные витражам евангелическо-лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте [Витражи… 2024: 340-353], остеклению дома компании «Зингер» [Витражи… 2024: 354-356], витражам торгового дома братьев Елисеевых [Витражи… 2024: 379-385], излюбленного туристами за своих эффектные интерьеры особняка А.Ф. Кельха [Витражи… 2024: 466-477], а также многих других шедевров архитектуры Центрального района Санкт-Петербурга.

Отдельно стоит отметить великолепные иллюстрации, представленные во всех книгах серии. Иллюстративные материалы в четвертой книге еще более многообразны, чем в предшествующих частях, где акцент сделан именно на детальную фотофиксацию современного состояния витражей петербургских зданий, преимущественно доходных домов. В книге, посвященной Центральному району города, читатель может также ознакомиться с архивными фотографиями, образцами витражных рисунков, рекламными объявлениями витражных мастерских, страницами из дореволюционных каталогов витражей и пр.

Серия книг «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация» — это не просто научное издание, а масштабный проект, представляющий собой исследование в области градозащиты, которое вносит огромный вклад в изучение и сохранение богатейшего историко-культурного наследия Санкт-Петербурга. Подобные работы необходимы не только узкому кругу специалистов, но и каждому, кто любит этот город и неравнодушен к его дальнейшему процветанию и развитию.

Список литературы

Витражи… 2022a. Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2021. Васильевский остров. Сост., науч.
ред. Княжицкая Т. В. 2-е изд. СПб., 2022. 168 с.

Витражи… 2022b. Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2021. Петроградский район. Сост., науч.
ред. Княжицкая Т. В. СПб., 2022. 266 с.

Витражи… 2022c. Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2021. Адмиралтейский район. Сост., науч.
ред. Княжицкая Т. В. СПб., 2022. 288 с.

Витражи… 2024. Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2024. Центральный район. Cост., науч. ред.
Княжицкая Т. В. СПб.: Келлер, 2024. 528 с.

Волобаева 1995. Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. // Петербургские чте-
ния — 95: Материалы научной конференции 22–26 мая 1995 года. Сост.: Ю.В. Кривошеев, С.В. Семенцов,
Н.Ю. Медведева. СПб., 1995. С. 112–115.

Волобаева 1999. Волобаева Т. В. Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. Автореф. дисс. …
канд. искусствоведения. СПб.: ГНИУК «Российский институт истории искусств» МК РФ, РАН, 1999. 29 с.

Волобаева 2000. Волобаева Т. В. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятни-
ки // 100 лет петербургском модерну. Материалы научной конференции 30 сентября – 2 октября 1999 года.
Сост.: Л.А. Кирикова, А.В. Корнилова, Б.К. Нагор. СПб.: ОАО «Альт-Софт», ООО «Белое и черное», 2000. С.
197–202.

Зиновьева 2003. Зиновьева М. М. Витражи в интерьерах русского модерна. Автореф. дисс. … канд. искусствоведе-
ния. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2003. 36 с.

Зиновьева 2001. Зиновьева М. М. Формообразующие принципы и специфика витража в интерьерах русского мо-
дерна // 175 лет строгановской художественно-промышленной школе. Cборник научных трудов. Часть 1. М.:
Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2001. С. 115-122.

Княжицкая 2001. Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX — начала XX века: древние
традиции в городе нового времени // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Сост.: Б.М. Матве-
ев, В.А. Фролов. СПб.: Акрополь, 2001. С. 63–77.

Княжицкая 2015. Княжицкая Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода в XIX веке // Стекло Восточной
Европы с древности до начала ХХ века. Сост. Е.К. Столярова. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 314–320.

Синенко 2024. Синенко Н. О. Композиционные особенности фасадов в жилой архитектуре Санкт-Петербурга по-
следней трети XIX – начала XX вв.: проблема синтеза форм декора эклектики и модерна // Аспирантский
сборник. Выпуск 13. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей ис-
кусства «Научная весна–2023» / Ред.-сост. Н.Д. Мостицкая. М.: Государственный институт искусствознания,
2024. С. 289-297.

References

Vitrazhi Sankt-Peterburga: inventarizatsiia 2019–2021. Vasil’evskii ostrov [Stained glass windows of Saint Petersburg:
inventory 2019-2021. Vasilyevsky Island], ed. by Kniazhitskaia T. V. 2nd ed. Saint Petersburg, 2022. 168 p., (In
Russian).

Vitrazhi Sankt-Peterburga: inventarizatsiia 2019–2021. Petrogradskii raion [Stained glass windows of Saint Petersburg:
inventory 2019-2021. Petrogradsky district], ed. by Kniazhitskaia T. V. 2nd ed. Saint Petersburg, 2022. 266 p., (In
Russian).

Vitrazhi Sankt-Peterburga: inventarizaciya 2019–2021. Admiraltejskij rajon. [Stained glass windows of Saint Petersburg:
inventory 2019-2021. Admiralteysky district], ed. by Kniazhitskaia T. V. 2nd ed. Saint Petersburg, 2022. 288 p., (In
Russian).

Vitrazhi Sankt Peterburga: inventarizatsiia 2019–2024. Тsentral’nyi raion [Stained glass windows of Saint Petersburg:
inventory 2019-2024. The Central district], ed. by T.V. Knyazhitskaia. Saint Petersburg: Keller Publ., 2024. 528 p., (In
Russian).

Volobaeva, T.V., Vitrazhi v psevdogoticheskikh sooruzheniiakh 1820-1840-kh gg. [Stained glass windows in pseudo-
Gothic buildings of the 1820s and 1840s], in: Peterburgskie chteniia — 95: Materialy nauchnoi konferentsii 22–26 May,
1995. Comp. by Y.V. Krivosheev, S.V. Sementsov, N.Y. Medvedeva. Saint Petersburg, 1995. pp. 112-115, (In Russian).

Volobaeva T. V. Vitrazh v russkoj kul`ture: Sankt-Peterburg i ego pamyatniki. [Stained glass in Russian culture: St.
Petersburg and its monuments]. The abstract. diss. … kand. St. Petersburg: State Scienti?c Research Institute «Russian
Institute of Art History» MK RF, RAS, 1999. 29 p.

Volobaeva T. V. Sankt-Peterburgskij vitrazh epoxi moderna: estetika, proizvodstvo, pamyatniki. [St. Petersburg stained
glass of the Art Nouveau era: aesthetics, production, monuments]. 100 years of St. Petersburg Art Nouveau.
Proceedings of the scienti?c conference on September 30 — October 2, 1999. Comp.: L.A. Kirikova, A.V. Kornilova,
B.K. Nagor. Saint Petersburg: Alt-Soft OJSC, Beloe i Chernoe LLC, 2000. pp. 197-202.

Zinovieva M. M. Vitrazhi v inter`erax russkogo moderna. [Stained glass windows in the interiors of Russian Art Nouveau.
The abstract]. diss. … kand. M.: Stroganov Moscow State Art Museum, 2003. 36 p.

Zinovieva M. M. Formoobrazuyushhie principy i speci?ka vitrazha v inter`erax russkogo moderna. [Formative principles
and speci?cs of stained glass in the interiors of Russian Art Nouveau]. 175 years of the Stroganov Art and Industrial.


Статья размещена с разрешения автора

22.08.2025, 554 просмотра.