Обзор выставки витражей и авторского стекла "Свет драгоценный собравши". Октябрь 2024 г. Москва
В Москве с 10 октября по 3 ноября 2024 года проходит выставка витражей и авторского стекла «Свет драгоценный собравши».
Ее организовала Ассоциация Художников-Монументалистов и ЦИ «Флигель» Секции Художников-Монументалистов Московского Союза художников. Кураторы – московские художники Владимир Михайлов, Александра Кокс и Анатолий Жуков. Выставка занимает два этажа центра искусств «Флигель» по адресу: Старосадский пер., 5/8, стр. 3.
Экспонировать витражи – дело сложное. Предметы из стекла требуют бережного отношения и грамотного освещения. Если витраж не висит в окне, количество которых всегда ограничено, ему нужна подсветка. Поэтому такие выставки проходят редко, и каждая – событие.
В этот раз в Москве кураторы представили зрителю не только сами витражи и авторские объекты из стекла, но и множество фотографий тех произведений искусства, которые установлены в архитектуре и не могут быть оттуда изъяты для демонстрации. Есть на выставке и проекты – реализованные в материале и не осуществленные, а также работы советского времени, некоторые из которых не сохранились.
Выставка получилась обширной как по числу экспонатов, разнообразию представленных авторов, периодов, техник и стилей.
В зале справа от входа показаны витражи в православных храмах.
Эта тема – уже реальность нашего времени. Витражи в православии – свершившийся исторический факт, но до сих пор малоисследованный и почти не представленный в научной и популярной литературе по искусству. Витражи пришли в пространство православной церкви в XIX столетии, утвердились и эволюционировали от небольших сюжетов в окнах до гигантских металло-стеклянных конструкций: стен, потолков и сводов.
Витражное окно. Автор Владимир Михайлов. Храм Преподобного Алексия Человека Божия в Садовниках. Москва, 2024
На выставке показаны храмовые витражи Владимира Михайлова, Анатолия и Элины Жуковых, Игоря Галицкого, Майи Якушевой, Лейлы аль Нуман и Александра Глазкова.
Витраж «Спаситель на престоле» для алтаря храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Москва. Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2022
В этом же зале представлены великолепные работы из оптического стекла. Самая яркая и жизнерадостная – работа «Дефиле» Виктора Пащенко 2019 года. Как мне рассказали художники на выставке, это очень дорогие по материалам и времязатратные по исполнению произведения. Но они того стоят. Оптическое стекло – стекло повышенной чистоты. Грани на таком стекле сверкают и формируют радужные блики, а сама форма обработанного стеклянного блока становится объектом эстетического переживания и символической образности.
«Дефиле». Оптическое стекло. Автор Виктор Пащенко, 2019. Фото Т. Княжицкой, 2024
Эффектная работа Юрия Мерперта и М. В. Красильниковой «Цвет ночи» выполнена в технике моллирования. Это – трехмерный объект, который может быть определен и как художественное стеклоделие и как скульптура. В современной искусствоведческой литературе принято говорить о таких произведениях как о стеклянной пластике. Понимая в общих чертах как именно это сделано, я не перестаю удивляться тому, как авторы извлекли из хрупкой и твердой природы застывшего стекла драпировки и складки, свойственные податливой ткани. Этот диссонанс порождает острое несоответствие общепринятому представлению о стеклянной материи и тому художественному впечатлению, который производит работа. Это – игра со зрителем, мистификация, обман чувств. Она будоражит и заставляет снова и снова вглядываться в стеклянные изгибы и поражаться мастерству художников-стеклоделов.
«Цвет ночи», автор Ю. Мерперт, М.В.Красильникова, 2024. Фото Д. Платонова, 2024
Во втором зале первого этажа обращают на себя внимание витражи Бутиной Анны Альбертовны – признанного мэтра российского художественного стеклоделия, работы которой находятся в различных музейных собраниях страны. Выполненные в распространенной сегодня технике Тиффани, они открывают зрителю неяркую, но завораживающую красоту северной природы нашей страны. Интересные технологические и художественные находки выделяют эти работы подкупающей образностью и свежим прочтением хорошо знакомой темы.
Витраж «Штрих код России». Автор Бутина А. А., 2015. Фото М. Клещевой, 2024
Савельева Любовь Ивановна представила два портрета — арт-объекты «Пушкин» и «Гоголь». Они выполнены в технике спекания из цветного стекла. В работах профессионалов зачастую распознаются необычные приемы, как, например в этих портретах, вплавленная в стекло проволока. Прием уместен и незаметен сам по себе, работая исключительно на художественную цель авторского замысла.
Арт-объекты «Н. Гоголь», «А.Пушкин». Автор Л. И. Савельева, 2002. Фото М. Клещевой, 2024
Квадратные витражи Владимира Михайлова выполнены в 2017-2019 гг. как образцы для храмов. В них автор демонстрирует широкий диапазон витражных материалов, среди которых свинец и латунь, кабошоны, фацеты с ручной полировкой, разнообразные фактурные стекла. Эти строгие и нарядные образцы созданы для привлечения внимания заказчиков и, одновременно, раскрывают возможности художественного стеклоделия применительно к отделке храмового интерьера.
Квадратные витражи. Автор Владимир Михайлов, 2017-2021 г. Фото Д. Платонова, 2024
«Уроборос» Исаевой Марии – почти бесцветное панно с безупречным графическим исполнением.
Витраж «Уроборос». Автор М. Исаева. Фото Т.Княжицкой, 2024
Серия «Великое мореплавание» Светланы Демидовой исполнена в смешанной технике с использованием стекла, дерева, веревок. Это работы – знаки, работы – символы общечеловеских представлений о тех временах, когда не было гугл-карт и исследование планеты было подвигом.
Из серии «Великое мореплавание». Автор С. Демидова, 2017. Фото Т.Княжицкой, 2024
Несколько работ Семеновой Екатерины «Застывшая музыка» в технике фьюзинга из цветного стекла – ажурные и невесомые, вызывают разные ассоциаций: от кружевной салфетки – до готического окна-розы, от индийской мандалы до арабской розетки. Этот универсальный знак гармонии распространен в разных уголках земли.
Панно «Застывшая музыка». Автор Е. Семенова, 2008. Фото Т. Княжицкой, 2024
«Космос» Елены и Александра Арцыбушевых распознается без этикетки: рисунок стеклянной пластины, заданный при производстве, работает здесь как художественное средство для раскрытия темы произведения, а планеты — стеклянные шары – контрастируя с фоном своим цветом и объемом, в то же время свидетельствуют о единой субстанции всего сущего.
Витраж «Космос». Авторы Александр и Елена Арцебушевы, 2014. Фото М. Клещевой, 2024
Лично для меня открытием стала работа Светланы Михайловой «Fleur Noir» в смешанной технике, с использованием моллирования и свинцово-паечного витража. Моим первым мимолетным впечатлением была мысль – это винтаж из дворцового интерьера. Второе – чрезвычайно сложная, необычная и даже новаторская современная работа, выполненная как стилизация в духе рококо. Черное стекло создает глубокий живой фон для объемных деталей изображения: травы, бабочки, ветви роз собраны в изысканную композицию. Эта работа полностью соответствует тому, как воспринимали витражи на заре их возникновения – как большую драгоценность.
Витраж «Fleur noir». Автор С. Михайлова, 2020. Фото Т.Княжицкой, 2024
Как петербурженке мне особенно близки работы из бесцветного стекла, в которых графике отведена ведущая изобразительная роль, а фактурное разнообразие стеклянных поверхностей создает микронюансы, различать которые – особенное удовольствие для глаз. Именно таков круглый витраж-подвес Исаевой Марии «Ледяной чертополох» из бесцветного стекла в технике Тиффани.
Витраж «Ледяной чертополох». Автор С. Исаева, 2008. Фото Д. Платонова, 2024
В центре этого зала стоит стол с авторскими работами.
Полна поэзии и очарования работа Рязановой Марии «Над нами километры воды», в технике классического свинцово-паечного витража с росписью. Рефлексия автора на знаменитую песню группы Наутилус Помпилиус «Дыхание» отражается в сознании зрителей собственными, персонально-значимыми ассоциациями.
Витраж «Над нами километры воды». Автор М. Рязанова, 2024. Фото М. Клещевой, 2024
Две работы Александры Кокс «Небесные звери» из бесцветного стекла в технике спекания похожи на причудливые облачные формы, которые так любят рассматривать дети и творческие натуры, наделяя их в своем воображении свойствами сказочных или фантастических персонажей.
«Небесные звери». Автор А.Кокс. Фото Д.Платонова, 2024
Кроме работ из стекла показано множество фотографий. Например, фотография витража из частного интерьера авторства Юлии Мерзликиной с моллированными элементами. Его яркая красота в духе арт-деко откровенна, как эффектный наряд на показе мод. Крупные моллированные детали, яркие контрасты с одного взгляда создают праздничное настроение.
Витраж в частный интерьер. Автор Ю. Мерзликина, 2010
Несколько значимых работ представлены на стенах лестницы, ведущей на 2-й этаж выставочного пространства.
Крупный яркий витраж с цветочными мотивами – работа Осиповой Александры Сергеевны. Витраж находился в детской психоневрологической больнице № 18 в Волгограде и была выполнена в начале 1990-х гг. Хочется верить, что эта яркая и жизнерадостная композиция помогала маленьким пациентам преодолеть свою болезнь.
Витраж в детской больнице № 18 в Волгограде. Автор Осипова А. С., 1990-е
Здесь же расположены фотографии витражей Владимира Михайлова для кафедрального собора г. Горловка в Донецкой области и для храма Свт Спиридония Тримифунтского в Нагатинском затоне.
Витраж Свято-Богоявленского Кафедрального собора г. Горловка, Донецкая обл. Автор В. Михайлов
На 2 этаже нет собственно витражей, только их фотографии.
Витраж «Сибирь социалистическая» в Доме политпросвещения, Красногорск. Автор Д. М.Мерперт, 1973
Здесь показан один из знаковых витражей советской эпохи «Сибирь социалистическая», созданный для Дома политпросвещения в Красногорске в 1973 году Дмитрием Маврикиевичем Мерпертом (1923-2005). Он был неоднократно опубликован в периодической печати.
Витражи «Бег времени» для центральных касс г.Москва. Автор К.Александров, 1982
Масштабные витражи здания Центрального железнодорожного бюро обслуживания пассажиров в Москве назывались «Бег времени». Геометрические композиции в высоких оконных проемах были разработаны Константином Александровым в 1979-1982 гг. До наших дней не сохранились.
Витраж для частного интерьера «Парадиз». Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2012
Витраж Анатолия и Элины Жуковых «Парадиз» для частного интерьера ассоциируется с японским искусством. Сдержанный по цветовой гамме, он привлекает графическим решением, мягкими цветовыми переходами, тонкой росписью без потери цельности замысла.
На стендах представлены подборки фотографий с работами Ирины Гелиевны Коржевой и Александра Михайловича Рылеева. Жаль, что эти произведения искусства не представлены индивидуально, чтобы зритель имел возможность без труда рассмотреть каждое.
Также подборкой показаны работы Виктора Пащенко 1980-х гг. для города Комсомольска-на-Амуре: витражи, трехмерные арт-объекты из стекла. Очевидно, что это значимые для российского художественного стеклоделия произведения.
Авторские работы В. Пащенко для Дома Семейных Торжеств в г. Комсомольске-на-Амуре, 1984
Несколько фотографий работ студии Игоря Галицкого.
Потолочный витраж «Ракушка» студии Игоря Галицкого Crуstal Gorn
Владимир Михайлов на двух стендах показал материалы о реставрации витражей на станции метро «Новослободская» в Москве.
Одна из последних масштабных работ этого автора — витражное панно паркого ансамбля «Человек во Вселенной» в г. Гагарин. Это «окно в космос» многозначно и содержит в себе отсылки к живописи космонавта А. А. Леонова.
Конечно, представленный обзор далеко не полон. Нет возможности рассказать о каждой работе, а фотографии не передают того впечатления от общения с произведением искусства, которое возможно только при созерцании его своими глазами, с близкого расстояния, лучше всего в той среде, для которой оно предназначено.
Я поздравляю всех художников, представивших свои работы на выставку, с этим событием и желаю всем больших творческих удач, находок и вдохновения.
А мы, зрители, с нетерпением будем ждать новых встреч с вашим творчеством!
Текст Татьяны Княжицкой
Фотографии Татьяны Княжицкой, Владимира Михайлова,
Дмитрия Платонова, Марии Клещёвой, 2024