Обзор выставки витражей и авторского стекла "Свет драгоценный собравши". Октябрь 2024 г. Москва

В Москве с 10 октября по 3 ноября 2024 года проходит выставка витражей и авторского стекла «Свет драгоценный собравши».

Афиша выставки «Свет драгоценный собравши». Москва 2024

Ее организовала Ассоциация Художников-Монументалистов и ЦИ «Флигель» Секции Художников-Монументалистов Московского Союза художников. Кураторы – московские художники Владимир Михайлов, Александра Кокс и Анатолий Жуков. Выставка занимает два этажа центра искусств «Флигель» по адресу: Старосадский пер., 5/8, стр. 3.

Экспонировать витражи – дело сложное. Предметы из стекла требуют бережного отношения и грамотного освещения. Если витраж не висит в окне, количество которых всегда ограничено, ему нужна подсветка. Поэтому такие выставки проходят редко, и каждая – событие.

Общий вид выставки «Свет драгоценный собравший». Фото В. Михайлова, 2024

В этот раз в Москве кураторы представили зрителю не только сами витражи и авторские объекты из стекла, но и множество фотографий тех произведений искусства, которые установлены в архитектуре и не могут быть оттуда изъяты для демонстрации. Есть на выставке и проекты – реализованные в материале и не осуществленные, а также работы советского времени, некоторые из которых не сохранились.

Выставка получилась обширной как по числу экспонатов, разнообразию представленных авторов, периодов, техник и стилей.

В зале справа от входа показаны витражи в православных храмах.

Выставка «Свет драгоценный собравши» в Москве. Фото В. Михайлова, 2024

Эта тема – уже реальность нашего времени. Витражи в православии – свершившийся исторический факт, но до сих пор малоисследованный и почти не представленный в научной и популярной литературе по искусству. Витражи пришли в пространство православной церкви в XIX столетии, утвердились и эволюционировали от небольших сюжетов в окнах до гигантских металло-стеклянных конструкций: стен, потолков и сводов.

Витражное окно. Автор Владимир Михайлов. Храм Преподобного Алексия Человека Божия в Садовниках. Москва, 2024

Витражное окно. Автор Владимир Михайлов. Храм Преподобного Алексия Человека Божия в Садовниках. Москва, 2024

На выставке показаны храмовые витражи Владимира Михайлова, Анатолия и Элины Жуковых, Игоря Галицкого, Майи Якушевой, Лейлы аль Нуман и Александра Глазкова.

Витраж «Спаситель на престоле» для алтаря храма тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Москва. Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2022

Витраж «Спаситель на престоле» для алтаря храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Москва. Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2022

В этом же зале представлены великолепные работы из оптического стекла. Самая яркая и жизнерадостная – работа «Дефиле» Виктора Пащенко 2019 года. Как мне рассказали художники на выставке, это очень дорогие по материалам и времязатратные по исполнению произведения. Но они того стоят. Оптическое стекло – стекло повышенной чистоты. Грани на таком стекле сверкают и формируют радужные блики, а сама форма обработанного стеклянного блока становится объектом эстетического переживания и символической образности.

»Дефиле». Оптическое стекло. Автор Виктор Пащенко, 2019. Фото Т. Княжицкой, 2024

«Дефиле». Оптическое стекло. Автор Виктор Пащенко, 2019. Фото Т. Княжицкой, 2024

Эффектная работа Юрия Мерперта и М. В. Красильниковой «Цвет ночи» выполнена в технике моллирования. Это – трехмерный объект, который может быть определен и как художественное стеклоделие и как скульптура. В современной искусствоведческой литературе принято говорить о таких произведениях как о стеклянной пластике. Понимая в общих чертах как именно это сделано, я не перестаю удивляться тому, как авторы извлекли из хрупкой и твердой природы застывшего стекла драпировки и складки, свойственные податливой ткани. Этот диссонанс порождает острое несоответствие общепринятому представлению о стеклянной материи и тому художественному впечатлению, который производит работа. Это – игра со зрителем, мистификация, обман чувств. Она будоражит и заставляет снова и снова вглядываться в стеклянные изгибы и поражаться мастерству художников-стеклоделов. 

»Цвет ночи», автор Ю. Мерперт, М.В.Красильникова, 2024. Фото Д. Платонова, 2024

«Цвет ночи», автор Ю. Мерперт, М.В.Красильникова, 2024. Фото Д. Платонова, 2024

Во втором зале первого этажа обращают на себя внимание витражи Бутиной Анны Альбертовны – признанного мэтра российского художественного стеклоделия, работы которой находятся в различных музейных собраниях страны. Выполненные в распространенной сегодня технике Тиффани, они открывают зрителю неяркую, но завораживающую красоту северной природы нашей страны. Интересные технологические и художественные находки выделяют эти работы подкупающей образностью и свежим прочтением хорошо знакомой темы.

 Витраж «Штрих код России». Автор Бутина А. А., 2015. Фото М. Клещевой, 2024

Витраж «Штрих код России». Автор Бутина А. А., 2015. Фото М. Клещевой, 2024

Савельева Любовь Ивановна представила два портрета — арт-объекты «Пушкин» и «Гоголь». Они выполнены в технике спекания из цветного стекла. В работах профессионалов зачастую распознаются необычные приемы, как, например в этих портретах, вплавленная в стекло проволока. Прием уместен и незаметен сам по себе, работая исключительно на художественную цель авторского замысла.

 «Н. Гоголь», «А.Пушкин». Автор Л. И. Савельева, 2002. Фото М. Клещевой, 2024

Арт-объекты «Н. Гоголь», «А.Пушкин». Автор Л. И. Савельева, 2002. Фото М. Клещевой, 2024

Квадратные витражи Владимира Михайлова выполнены в 2017-2019 гг. как образцы для храмов. В них автор демонстрирует широкий диапазон витражных материалов, среди которых свинец и латунь, кабошоны, фацеты с ручной полировкой, разнообразные фактурные стекла. Эти строгие и нарядные образцы созданы для привлечения внимания заказчиков и, одновременно, раскрывают возможности художественного стеклоделия применительно к отделке храмового интерьера.

Квадратные витражи. Автор Владимир Михайлов, 2017-2021 г. Фото Д. Платонова, 2024

Квадратные витражи. Автор Владимир Михайлов, 2017-2021 г. Фото Д. Платонова, 2024

«Уроборос» Исаевой Марии – почти бесцветное панно с безупречным графическим исполнением.

Витраж «Уроборос». Автор М. Исаева. Фото Т.Княжицкой, 2024

Витраж «Уроборос». Автор М. Исаева. Фото Т.Княжицкой, 2024

Серия «Великое мореплавание» Светланы Демидовой исполнена в смешанной технике с использованием стекла, дерева, веревок. Это работы – знаки, работы – символы общечеловеских представлений о тех временах, когда не было гугл-карт и исследование планеты было подвигом.

Из серии «Великое мореплавание». Автор С. Демидова, 2017. Фото Т.Княжицкой, 2024

Из серии «Великое мореплавание». Автор С. Демидова, 2017. Фото Т.Княжицкой, 2024

Несколько работ Семеновой Екатерины «Застывшая музыка» в технике фьюзинга из цветного стекла – ажурные и невесомые, вызывают разные ассоциаций: от кружевной салфетки – до готического окна-розы, от индийской мандалы до арабской розетки. Этот универсальный знак гармонии распространен в разных уголках земли.

Панно «Застывшая музыка». Автор Е. Семенова, 2008. Фото Т. Княжицкой, 2024

Панно «Застывшая музыка». Автор Е. Семенова, 2008. Фото Т. Княжицкой, 2024

«Космос» Елены и Александра Арцыбушевых распознается без этикетки: рисунок стеклянной пластины, заданный при производстве, работает здесь как художественное средство для раскрытия темы произведения, а планеты — стеклянные шары – контрастируя с фоном своим цветом и объемом, в то же время свидетельствуют о единой субстанции всего сущего.

Витраж «Космос». Авторы Александр и Елена Арцебушевы, 2014. Фото М. Клещевой, 2024

Витраж «Космос». Авторы Александр и Елена Арцебушевы, 2014. Фото М. Клещевой, 2024

Лично для меня открытием стала работа Светланы Михайловой «Fleur Noir» в смешанной технике, с использованием моллирования и свинцово-паечного витража. Моим первым мимолетным впечатлением была мысль – это винтаж из дворцового интерьера. Второе – чрезвычайно сложная, необычная и даже новаторская современная работа, выполненная как стилизация в духе рококо. Черное стекло создает глубокий живой фон для объемных деталей изображения: травы, бабочки, ветви роз собраны в изысканную композицию. Эта работа полностью соответствует тому, как воспринимали витражи на заре их возникновения – как большую драгоценность.

Витраж «Fleur noir». Автор С. Михайлова, 2020. Фото Т.Княжицкой, 2024

Витраж «Fleur noir». Автор С. Михайлова, 2020. Фото Т.Княжицкой, 2024

Как петербурженке мне особенно близки работы из бесцветного стекла, в которых графике отведена ведущая изобразительная роль, а фактурное разнообразие стеклянных поверхностей создает микронюансы, различать которые – особенное удовольствие для глаз. Именно таков круглый витраж-подвес Исаевой Марии «Ледяной чертополох» из бесцветного стекла в технике Тиффани.

Витраж «Ледяной чертополох». Автор С. Исаева, 2008. Фото Д. Платонова, 2024

Витраж «Ледяной чертополох». Автор С. Исаева, 2008. Фото Д. Платонова, 2024

В центре этого зала стоит стол с авторскими работами.

Выставка «Свет драгоценный собравши». Москва, 2024. Фото В. Михайлова

Полна поэзии и очарования работа Рязановой Марии «Над нами километры воды», в технике классического свинцово-паечного витража с росписью. Рефлексия автора на знаменитую песню группы Наутилус Помпилиус «Дыхание» отражается в сознании зрителей собственными, персонально-значимыми ассоциациями.

Витраж «Над нами километры воды». Автор М. Рязанова, 2024. Фото М. Клещевой, 2024

Витраж «Над нами километры воды». Автор М. Рязанова, 2024. Фото М. Клещевой, 2024

Две работы Александры Кокс «Небесные звери» из бесцветного стекла в технике спекания похожи на причудливые облачные формы, которые так любят рассматривать дети и творческие натуры, наделяя их в своем воображении свойствами сказочных или фантастических персонажей.

»Небесные звери». Автор А.Кокс. Фото Д.Платонова, 2024

«Небесные звери». Автор А.Кокс. Фото Д.Платонова, 2024

Кроме работ из стекла показано множество фотографий. Например, фотография витража из частного интерьера авторства Юлии Мерзликиной с моллированными элементами. Его яркая красота в духе арт-деко откровенна, как эффектный наряд на показе мод. Крупные моллированные детали, яркие контрасты с одного взгляда создают праздничное настроение.Витраж в частный интерьер. Автор Ю. Мерзликина, 2010. Фото Д.Платонова, 2024

Витраж в частный интерьер. Автор Ю. Мерзликина, 2010

Несколько значимых работ представлены на стенах лестницы, ведущей на 2-й этаж выставочного пространства.

Крупный яркий витраж с цветочными мотивами – работа Осиповой Александры Сергеевны. Витраж находился в детской психоневрологической больнице № 18 в Волгограде и была выполнена в начале 1990-х гг. Хочется верить, что эта яркая и жизнерадостная композиция помогала маленьким пациентам преодолеть свою болезнь.Витраж в детской больнице № 18 в Волгограде. Автор Осипова А. С., 1990-е

Витраж в детской больнице № 18 в Волгограде. Автор Осипова А. С., 1990-е

Здесь же расположены фотографии витражей Владимира Михайлова для кафедрального собора г. Горловка в Донецкой области и для храма Свт Спиридония Тримифунтского в Нагатинском затоне.

Витраж Свято-Богоявленского Кафедрального собора г. Горловка, Донецкая обл. Автор В. Михайлов

Витраж Свято-Богоявленского Кафедрального собора г. Горловка, Донецкая обл. Автор В. Михайлов

На 2 этаже нет собственно витражей, только их фотографии.

Витраж «Сибирь социалистическая» в Доме политпросвещения, Красногорск. Автор Д. М.Мерперт, 1973

Витраж «Сибирь социалистическая» в Доме политпросвещения, Красногорск. Автор Д. М.Мерперт, 1973

Здесь показан один из знаковых витражей советской эпохи «Сибирь социалистическая», созданный для Дома политпросвещения в Красногорске в 1973 году Дмитрием Маврикиевичем Мерпертом (1923-2005). Он был неоднократно опубликован в периодической печати.

Витражи «Бег времени» для центральных касс г.Москва. Автор К.Александров, 1982

Витражи «Бег времени» для центральных касс г.Москва. Автор К.Александров, 1982

Масштабные витражи здания Центрального железнодорожного бюро обслуживания пассажиров в Москве назывались «Бег времени». Геометрические композиции в высоких оконных проемах были разработаны Константином Александровым в 1979-1982 гг. До наших дней не сохранились.

Витраж для частного интерьера «Парадиз». Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2012

Витраж для частного интерьера «Парадиз». Авторы Анатолий и Элина Жуковы, 2012

Витраж Анатолия и Элины Жуковых «Парадиз» для частного интерьера ассоциируется с японским искусством. Сдержанный по цветовой гамме, он привлекает графическим решением, мягкими цветовыми переходами, тонкой росписью без потери цельности замысла.

 Стенд с фотографиями работ И. Г. Коржевой

На стендах представлены подборки фотографий с работами Ирины Гелиевны Коржевой и Александра Михайловича Рылеева. Жаль, что эти произведения искусства не представлены индивидуально, чтобы зритель имел возможность без труда рассмотреть каждое.

Стенд с фотографиями авторских работ А. М.Рылеева

Также подборкой показаны работы Виктора Пащенко 1980-х гг. для города Комсомольска-на-Амуре: витражи, трехмерные арт-объекты из стекла. Очевидно, что это значимые для российского художественного стеклоделия произведения.

Авторские работы В. Пащенко для Дома Семейных Торжеств в г. Комсомольске-на-Амуре, 1984

Авторские работы В. Пащенко для Дома Семейных Торжеств в г. Комсомольске-на-Амуре, 1984

Несколько фотографий работ студии Игоря Галицкого.

Потолочный витраж «Ракушка» студии Игоря Галицкого Crуstal Gorn

Потолочный витраж «Ракушка» студии Игоря Галицкого Crуstal Gorn

Владимир Михайлов на двух стендах показал материалы о реставрации витражей на станции метро «Новослободская» в Москве.

Реставрация витражей станции московского метро «Новослободская». В.Михайлов, 2003

Одна из последних масштабных работ этого автора — витражное панно паркого ансамбля «Человек во Вселенной» в г. Гагарин. Это «окно в космос» многозначно и содержит в себе отсылки к живописи космонавта А. А. Леонова.

Панно «Человек во вселенной», г. Гагарин. Автор В. Михайлов, 2021

Конечно, представленный обзор далеко не полон. Нет возможности рассказать о каждой работе, а фотографии не передают того впечатления от общения с произведением искусства, которое возможно только при созерцании его своими глазами, с близкого расстояния, лучше всего в той среде, для которой оно предназначено.

Я поздравляю всех художников, представивших свои работы на выставку, с этим событием и желаю всем больших творческих удач, находок и вдохновения.

А мы, зрители, с нетерпением будем ждать новых встреч с вашим творчеством!


Текст Татьяны Княжицкой

Фотографии Татьяны Княжицкой, Владимира Михайлова,

Дмитрия Платонова, Марии Клещёвой, 2024

28.06.2024, 624 просмотра.