Воссоздание витража в Петербурге на Владимирском пр., 14 в 2017 году
В 2017 году студенты Санкт-Петербургского государственного института культуры осуществили реставрацию с воссозданием утраченного фрагмента одного витража — в доходном доме Адама в Петербурге на Владимирском пр., 14. Это были Даниил Вовченко, Ксения Рубан и Юлия Шипунова, которые под руководством Щипиной Риммы Владимировны осуществили полный цикл работ, включая изучение исторических материалов, разработку методики реставрации, и саму реставрацию и создание нового фрагмента по образцу старого. Необходимое согласование работ организовал заведующий кафедрой реставрации и экспертизы объектов культуры Лисицын Павел Геннадьевич.
С разрешения Даниила Вовченко публикуем фрагмент его выпускной квалификационной работы бакалавра. Направление подготовки 54.03.04 – Реставрация. Направленность подготовки — Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства. Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном институте культуры под руководством Р. В. Щипиной: факультет мировой культуры, кафедра реставрации и экспертизы объектов культуры. СПб., 2017.
Вовченко Д. Н. Предреставрационные исследования и разработка методики консервации и реставрации элемента витража начала ХХ века (на примере витража доходного дома Адама, Петербург, Владимирский пр., 14).
Глава 2. Витраж доходного дома Адама на Владимирском проспекте, 14. История и проект реставрации.
2.1 Архивные исследования и историческая справка
История создания и бытования витража, поступившего в реставрационные мастерские кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры СПбГИК, воссоздана на основе архивных документов. Работа велась в архивах ЦГИА СПБ, РГИА СПБ, Библиотеке имени Маяковского, Российской Национальной Библиотеке. В ходе предреставрационных исследований было выявлено два архивных документа по объекту культурного наследия: ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 5850 «О залоге имущества Р.Н. и Е.Н.Семичевыми, Санкт-Петербургским Столичным Ломбардом по Владимирскому пр.,14»; ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4693 «Чертежи здания на участке, принадлежавшем Адаму, Е.С.Семичевой, Н.Е.Семичеву, А.М.Семичевой, СПб столичному ломбарду по Владимирскому пр., 14».
Атрибуция объекта культурного наследия предполагает обращение к научной литературе по истории вопроса, список которой, состоящий из 108 изданий, приведен ниже; он включает книги дореволюционных лет издания: Whall, C. W, Lethaby, W. R. (William Richard); Stained glass work: a text-book for students and workers in glass; 1905 и книги на иностранных языках, перевод которых осуществлен авторами проекта впервые: Whall, C. W, Lethaby, W. R. (William Richard); Stained glass work: a text-book for students and workers in glass; 1905; Haydon, Elizabeth W., The duality of historic stained glass: a conservator's approach., Pennsylvania., 2002; Vogel, Neal; Achilles, Rolf., Preservation and Repair of Stained and Leaded Glass., Clemson., 1993.
Атрибуция витража основывается на истории здания, в котором он расположен. Анализ архивных документов: чертежей, делопроизводственной документации, фотографий, заметок в газетах и т. п., – позволяет приблизиться к датировке витража и предположительному обозначению создавшей его мастерской.
*****
Витраж находится в доме по адресу Владимирский проспект 14, во флигеле, выходящем на Владимирский проспект, на 4 этаже на лестнице справа от проезда, ведущего во двор. Этот дом известен как дом полковника Адама, человека, которому он изначально принадлежал. В 1873 году дом приобретает семья Семичевых, в этот момент его хозяином числится Екатерина Сергеевна Семичева. В 1882 году дом переходит ее сыну, Евлампию Николаевичу Семичеву. К этому моменту дом уже заложен Санкт-Петербургскому Кредитному Обществу, что сыграет роль в его дальнейшей судьбе. После смерти Е. Н. Семичева Кредитное Общество выставляет дом на продажу и его приобретает в 1897 году Санкт-Петербургский Столичный Ломбард, занимавший часть здания с 1894 года. В этот же год новые хозяева решают пристроить четырехэтажный флигель, разделивший внутренний двор на 2 части. Архитектором выступает гражданский инженер А. И. Носалевич, который будет осуществлять и все дальнейшие надстройки и перестройки.
В следующем (1898) году производится надстройка мансард у трех флигелей кроме лицевого и нового. В 1905 году принимается решение о надстройке пятого этажа и мансарды лицевого флигеля. Именно во время этих работ происходит перестройка лестницы, на которой находится витраж до того вида, в котором она находится сейчас. До 1905 года окна на лестнице на каждом этаже было по 2 небольших окна, после перестройки же их заменили на большие окна, без разделения стеной.
Таким образом до 1905 года витраж не мог быть установлен по причине несоответствия размеру предыдущих окон. Необычно то, что лестничная площадка 5 этажа перекрывает верхнюю часть окна, закрывая таким образом и часть витража. Можно предположить, что рисунок витража был разработан уже с учетом этой особенности, так как логика рисунка перекрытием практически не нарушается. Поставкой изразцов для отделки лестницы занималась фирма Линднер, о чем говорит рекламная табличка, вмонтированная в стену на первом этаже. Подводя итог сказанному, следует заключить, что витраж с изображением маков принадлежит к характерной для Петербурга группе лестничных витражей, он датируется 1905 годом, вероятно, произведен и установлен фирмой Ф. К Цеттлера.
2.2 Визуальный осмотр витража и описание сохранности
Витраж состоит из 2 сохранившихся частей и находится на лестничной площадке между 3 и 4 этажами. Оконный проем разделен рамами на 6 частей: по 3 части в 2 ряда. Нижний ряд по высоте примерно в полтора раза больше верхнего. Витраж сохранился в центральной и правой верхних частях окна. Размеры центральной части: 97,5 см в высоту и 65 см в ширину. Высота правой части такая же, а ширина — 48,6 см.
Вид на витраж с площадки 3-4-го этажа. Часть окна уходит под перекрытие верхнего этажа. Фото С. В. Васильева 2017 г., до реставрации
Планировка лестничной площадки между 4 и 5 этажами отличается от остальных площадок лестницы. Площадка расположена так, что частично закрывает собой оконный проем с витражом, а верхняя часть проема выступает над ней на 18 см. Таким образом верхняя часть витража видна с площадки между 4 и 5 этажами, хотя сам оконный проем расположен между 3 и 4 этажами.
Вид на верхнюю часть окна с витражом с площадки 4-5-го этажа. Фото С. В. Васильева, 2021
Верхняя часть центрального витража закрыта листом фанеры примерно 110*50 см, из-за этого невозможно определить состояние витража за ним. Остальные части витража покрыты толстым слоем копоти и пыли, рядом с рамой на стеклах видны следы краски, предположительно той же, которой красили рамы. Загрязнения не позволяют точно оценить состояние стекол, однако значительных утрат и повреждений не наблюдается. Для более подробной оценки состояния витража необходимо выполнить его расчистку от грязи.
Фото в процессе обследования витража. Д. В. Вовченко, 2017
Следующий этап визуального осмотра проходит после разработки методики для демонтажа фанеры и расчистки витража от загрязнений. После демонтажа фанеры за ней обнаружена деформация витража, начинающаяся примерно в 4-5 см от верхнего края рамы и 5-6 см от боковых краев. Деформация представляет собой вмятину, предположительно механического происхождения. Наибольшая высота деформации — 27 см, а ширина — 55 см. Глубина до 1,5 см. Ни одно стекло не утрачено, однако некоторые имеют трещины и удерживаются оплеткой не до конца. Также вся область, находившаяся под фанерой, покрыта толстым слоем копоти и пыли.
После проведения расчистки витража на некоторых стеклах обнаружены малозаметные трещины и сколы. Кроме того, расчистка позволила выявить изначальный цвет стекол, до того значительно измененный загрязнениями.
Фото в процессе обследования витража. Д. В. Вовченко, 2017
2.3 Виды повреждений витража, возможные способы консервации и реставрации
В данном параграфе будут рассмотрены возможные повреждения витражей и возможные способы консервации и реставрации. Для каждого материала, используемого в витраже, они будут рассмотрены отдельно. Таким образом параграф будет разделен на 4 части: стекло, оплетка (свинец, олово), мастика и опорные стержни (сталь). Краска рассмотрена не будет, так как не используется в витраже доходного дома Адама.
Фото в процессе обследования витража. Д. В. Вовченко, 2017
1.Стекло. Прочный, но при этом хрупкий материал. Подвергается как физическим, так и химическим повреждениям. К физическим относятся царапины, трещины, сколы. В большинстве случаев такие повреждения легко определяются при простом визуальном осмотре. Могут быть вызваны перепадами температуры, механическим воздействием или внутренним напряжением стекла. Поврежденные участки стекла создают условия для более активного развития химических повреждений.
2.Химические повреждения до определенного момента почти невозможно распознать при визуальном осмотре. Они могут быть вызваны высокой влажностью, кислотными загрязнениями или несоблюдением технологии производства самого стекла. Длительное действие влаги приводит к его выщелачиванию, кислоты, часто содержащиеся в грязи и копоти, вызывают коррозию стекла. Несоблюдение технологии производства может вызвать эффект «плачущего стекла», его замутнение.
I.Консервация стекла подразумевает, прежде всего, надлежащие условия хранения, сведение к минимуму факторов, которые могут вызвать повреждения. Также рекомендуется регулярное мытье стекол дистиллированной водой и не абразивными моющими средствами. Если стекло покрыто краской, то перед мытьем следует убедиться, что ей не будет нанесен вред. При реставрации поврежденные стекла либо полностью заменяют, либо соединяют разбитые части одним из нескольких способов:
- вставка дополнительной части оплетки или спайка по технологии тиффани. Этот метод использовался несколько веков, в настоящий момент крайне не рекомендуется к применению
- склейка различными клеями. Ранее применялась эпоксидная смола, но она не соответствует основным требованиям к реставрационным материалам и от ее использования отказались. В современной реставрации применяется УФ-клей и клеи на основе силикона.
II. Оплетка. В качестве материала для оплетки чаще всего используется свинец и сплавы с ним. Реже можно встретить латунь и цинк. Самым распространенным является сплав свинца с оловом в соотношении 40:60 или 50:50. Оплетка из чистого свинца имеет срок службы немногим больше 100 лет, однако использование сплавов с другими металлами может значительно его увеличить. Например, до нашего времени дошел витраж XIII века, оплетка которого подверглась воздействию всего лишь незначительной коррозии. Основным материалом был свинец с добавлением около 1,5% олова. Так же в качестве примесей использовали серебро и медь, что также увеличивало продолжительность службы оплетки.
Наиболее распространенное необратимое механическое повреждение оплетки — ее растяжение. Вследствие свойств металла после растяжения она уже не может вернуть себе первоначальную форму. Изгибы оплетки без растяжения возможно исправить, если отсутствуют значительные химические повреждения. Со временем она теряет прочность и гибкость, становится более уязвимой к повреждениям.
Значительная и наиболее распространенная угроза металлам — коррозия. Свинец и его сплавы на воздухе образуют защитную пленку патины, однако при повышенной влажности она не спасает несущие конструкции. Также опасны щелочь, которая может остаться при неправильном мытье витража, и органические кислоты, например дубильная кислота из дубовых рам окна.
Большинство повреждений оплетки необратимы, таким образом к консервации можно отнести только соблюдение условий хранения витража. Как правило, поврежденные части оплетки подлежат полной замене на аналогичные новые.
III.Мастика. Используется для заделки щелей между стеклом и оплеткой, в некоторых случаях и как часть крепежной системы витража. В состав мастики обычно входит льняное масло, мел, сажа и иногда гипс. Также туда при необходимости добавляют красители. Срок службы составляет 75-100 лет. По истечении срока службы, либо при утрате свойств раньше мастика требует замены. Консервация не проводится. Мастика заменяется новой, максимально близкой к старой по составу.
IV.Опорные стержни. Служат для укрепления витража, предотвращения его деформации под собственным весом, от ветра, вибраций или иных факторов. Основной вид повреждений — коррозия. Также могут быть допущены ошибки при проектировании или установке стержней, что приводит к трещинам в стекле. В таких случаях следует заменять опорные стрежни, при необходимости даже с изменениями их расположения для обеспечения прочности конструкции.
2.4 Методика консервации и реставрации витража
По результатам визуального осмотра выявлено, что повреждения стекла отсутствуют либо их невозможно обнаружить без расчистки витража от грязи. Таким образом, первой задачей будет являться очистка витража от загрязнений. В основе данной методики лежит методика реставрации витражей, разработанная мастерскими Эрмитажа и рекомендации зарубежных реставраторов. Ключевая идея методики — максимальное сохранение оригинальных деталей и сведение рисков их повреждения к минимуму. В Америке достаточно широко распространена практика реставрации витражей на месте, без демонтажа. Такие действия оправданы, если объем работ незначителен и не несет в себе угрозы целостности витража. В большинстве случаев подобная реставрация крайне опасна и не рекомендована к применению. Консервацию и расчистку витражей от грязи, наоборот безопаснее и логичнее проводить на месте, без демонтажа, создающего дополнительные риски повреждения реставрируемого объекта.
Исходя из особенностей расположения витража, значительно затрудняющих демонтаж и отсутствия необходимости его производить, следует произвести расчистку витража на месте. Кроме того, при демонтаже может пострадать аутентичная оконная рама, находящаяся в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, методика делится на 2 этапа: расчистка и консервация или реставрация. После расчистки должен быть проведен новый визуальный осмотр и, при необходимости, другие исследования, на основании которых выбираются дальнейшие действия.
Часть 1. Расчистка
Фото в процессе расчистки витража. Фото Д. В. Вовченко, 2017
Чтобы приступить к реставрации витража без демонтажа на Владимирском проспекте д., 14, необходимо демонтировать фанеру, которая закрывает верхнюю часть центральной композиции (18,5 * 74, 5 см). Для этого потребуются шарнирно – губцевые инструменты двух видов:
• Клещи;
• Пассатижи;
После следует приступить к расчистке объекта от накопившейся пыли и грязи. Для удаления загрязнений необходимы следующие инструменты:
• Детское мыло ГОСТ 28546-2002;
• Вода очищенная;
• Мягкие и жесткие щетки;
• Вискозные салфетки и тряпки.
• Ватные палочки;
• Деревянные шпажки;
• Две строительные лестницы.
Так как при визуальном осмотре витража степень загрязнения поверхности не известна, стоит разделить расчистку на 3 этапа: сухая, влажная и интенсивная. Учитывая факт, что на данном этапе работы невозможно в полной мере оценить дефекты и утраты витражной композиции, процесс трехэтапной расчистки проводить с предельной аккуратностью и осторожностью.
- Демонтаж фанеры, закрывающая верхнюю часть центрального витража.
Все операции на участке с деформацией выполняются с предельной осторожностью и минимальным приложением силы.
2. Расчистка витража мягкими щетками, глазными скальпелями, деревянными стеками, тряпками без применения воды и моющих средств.
3. Расчистка витража мягкими и жесткими щетками, тряпками и губками при помощи воды и детского мыла.
— расчистка витража водой без добавления моющих средств с помощью губок и тряпок
— нанесение детского мыла на поверхность стекла при помощи губки
— ожидание 10-15 минут
— удаление размякшей грязи губкой, мягкими и жесткими щетками с предельной аккуратностью, чтобы не допустить повреждения витража
— в случае необходимости повторение предыдущих трех шагов 2-3 раза
— тщательная промывка поверхности витража водой для удаления остатков грязи и мыла
Дальнейшие действия будут зависеть от выбора методики: с демонтажем витража или без демонтажа.
Без демонтажа
Перечень инструментов, необходимых для выполнения работ по консервации витража:
• Софит;
• Лупа/лупа с подсветкой;
• Органический растворитель Диметилацетамид;
• Ватные палочки;
• Пищевая пленка;
• Клейкая лента;
• Вискозная салфетка и тряпка;
• Клей на основе поливинилбутираля;
• Этиловый спирт;
• Шприцы с толстой и тонкой иглой;
• Мастика;
• Деревянные шпажки;
• Стекло с защитной пленкой (18,5*74,5 см).
Фото в процессе расчистки витража от загрязнений. Д. В. Вовченко, 2017
1.Расчистка витража от краски органическими растворителями. Каждый новый шаг выполняется только если предыдущий оказался неэффективным. Пробы растворителей выполняются на участках с краской размером 10*10 мм с помощью ватных палочек. Эффективность растворителя определяется скоростью его работы
— проба растворителя Пинен (растворитель №4)
— проба 96% этилового спирта
— проба ацетона
— проба спирто-ацетоновой смеси, пропорция 1:1
— проба растворителя 646
— выполнение расчистки витража от краски выбранным растворителем
2.Учитывая отсутствие возможности демонтажа витража, а следовательно и демонтажа фрагментов композиции с трещинами для дальнейшей замены, стоит приступить к укреплению трещин на стекле с помощью проклейки. На основе методики реставрации витражей из Мариенкирхе (авторы методики Е.М. Крылова, М.О. Козлова, В.Н. Лебедев) утолщение площади трещины проводить с помощью клеев на основе поливинилбутираля. В состав этих клеев входят: поливинилбутираль низковязкий ПВБ (НВ); поливинилбутираль высоковязкий ПВБ (ВВ); спирт этиловый 96%; спирт изопропиловый; стекло измельченное. После определения клея, приступаем к консервации и реставрации трещин витража:
- Обезжирить поверхность трещин этиловым спиртом (C?H?OH). С помощью ватной палочки нанести спирт. Чтобы тщательно проделать работу, предлагаем использовать лупу;
- С помощью шприца заполнить щели в трещинах, а так же стекла, вышедшие из пазы, клеем. После высыхания клея в трещинах, создать небольшой слой из клея поверх трещинам так, чтобы слой клея покрывал не только саму трещину, но и ее края (не больше 5 мм шириной линия склейки). Зафиксировать шов дополнительным слоем клея, но с более высокой вязкостью. Можно укрепить клей, добавив стекольного порошка в цвет витражного фрагмента;
- Зазоры между стеклами и свинцовым обрамлением заполнить мастикой, химический состав которой абсолютно такой же, как и клей с добавлением графита. Наносить мастику с помощью толстой иглы шприца и шпажками;
3.Установка на площадке между 4 и 5 этажом защитного экрана из оргстекла.
— установка креплений защитного экрана
— установка защитного экрана
С демонтажем
1. Демонтаж витража
2. Расчистка витража от краски органическими растворителями. Каждый новый шаг выполняется только если предыдущий оказался неэффективным. Пробы растворителей выполняются на участках с краской размером 10*10 мм с помощью ватных палочек. Эффективность растворителя определяется скоростью его работы
— проба растворителя Пинен (растворитель №4)
— проба 96% этилового спирта
— проба ацетона
— проба спирто-ацетоновой смеси, пропорция 1:1
— проба растворителя 646
— выполнение расчистки витража от краски выбранным растворителем
3. Удаление поврежденных частей свинцовой оплетки специальным ножом
4. Замена удаленных частей свинцового профиля современными аналогами, подобранными по результатам измерений удаленных частей. Современные аналоги возможно использовать вследствие того, что технология изготовления витражей с XIX века не претерпела существенных изменений.
5. Склеивание разбитых стекол с помощью клеев не основе поливинилбутираля, разработанных в лаборатории Государственного Эрмитажа.
В состав этих клеев входят: поливинилбутираль низковязкий ПВБ (НВ); поливинилбутираль высоковязкий ПВБ (ВВ); спирт этиловый 96%; спирт изопропиловый; стекло измельченное.
В таблице приведены усредненные значения нагрузки, выдерживаемой клеевым швом, которые были получены в результате испытаний на пяти образцах для каждого состава.
Результаты испытаний на прочность реставрационных клеев и мастик приведены в таблице № 1.
а) Проклейка всех трещин с лицевой стороны витража клейкой лентой.
б) Переворот витража и заполнение щелей клеем в три приема с постепенным наращиванием концентрации поливинилбутираля и толченого стекла с помощью шприцев-
Первый состав клея:
- 10 весовых частей ПВБ (НВ)
- 4 весовых части толченого стекла
- 43 весовых части этилового спирта
- 43 весовых части изопропилового спирта
Второй состав клея
- 18 весовых частей ПВБ (НВ)
- 6 весовых частей толченого стекла
- 38 весовых частей этилового спирта
- 38 весовых частей изопропилового спирта
Третий состав клея
Для завершающего третьего слоя клея использован высоковязкий поливинилбутираль и более густой раствор:
- 20 весовых частей ПВБ (ВВ)
- 10 весовых частей толченого стекла
- 35 весовых частей этилового спирта
- 35 весовых частей изопропилового спирта
с) Переворот витража на лицевой стороной вверх после полного высыхания клея. Осторожное удаление клеящей ленты. Протирка мест, окружающих склейки, 96% этиловым спиртом. Проклейка витража с лицевой стороны третьим густым составом клея.
При склеивании цветных стекол в клей, при проклеивании с лицевой стороны, следует добавлять измельченные цветные стекла вместо бесцветных.
6. Заполнение зазоров между стеклами и свинцовым обрамлением мастикой на основе применявшегося для заполнения трещин клея, но с добавлением графита. Мастика наносится шприцами с толстыми иглами и шпателями в два приема с увеличением густоты раствора.
Состав мастики для первого слоя
- 20 весовых частей ПВБ (ВВ)
- 3 весовых частей толченого стекла
- 38 весовых частей этилового спирта
- 38 весовых частей изопропилового спирта
- порошок графита в количестве, необходимом для придания мастике нужного цвета и тона
Состав мастики для второго слоя
20 весовых частей ПВБ (ВВ)
- 15 весовых частей толченого стекла
- 32 весовых частей этилового спирта
- 32 весовых частей изопропилового спирта
- графит толченый в количестве, необходимом для придания мастике желаемого цвета
Реставрационная мастика обладает всеми качествами клея, на основе которого она приготовлена. Кроме того, благодаря своей способности глубоко проникать в пористые материалы, она укрепляет сохранившуюся авторскую мастику, что также способствует увеличению прочности памятника
Воссозданная и подлинная историческая часть витража. Фото С. В. Васильева 2021 г.
Рекомендуемые условия хранения
Идеальные условия:
— оптимальная температура для хранения витражей должна быть 18-22 градуса по Цельсию, а относительная влажность около 40-45%. Идеальным помещением для хранения витражей является помещение с постоянной температурой и влажностью
— при хранении витражей необходимо избегать их контакта с красными и хвойными породами дерева и дубом, так как они при высыхании выделяют опасные для свинца органические кислоты.
Текущие условия:
— необходимо исключить курение на всей лестнице для предотвращения появления новой копоти на витраже
— подобрать оптимальный режим проветривания, сводящий к минимуму колебания температуры и влажности
*****
Работа с архивными документами является одним из важнейших процессов в атрибуции памятника. Благодаря ним зачастую можно точно выяснить автора памятника, время и место его создания. Чем вернее выполнена атрибуция, тем точнее можно подобрать методику работы с произведением искусства. В случае с витражом на Владимирском проспекте работа с архивными документами позволила определить предполагаемое место и время его создания.
На основе этих данных было принято решение использовать для реставрации незначительно измененную методику реставрации средневековых свинцово-паячных витражей, разработанную в мастерских Эрмитажа. Это стало возможным потому, что технология изготовления витраже такого типа за многие века практически не изменилась, и методику реставрации, примененную к средневековому витражу, возможно по большей части применить и к свинцово-паячному витражу эпохи модерна.
Так же, после проведения сравнения витража с аналогами, было принято решение о воссоздании его утраченной левой части зеркально правой. Изготовление воссоздаваемой части производилось по классической технике сборки свинцово-паячного витража.
Витраж с исторической и воссозданной частью. Фото С. В.Васильева, 2021
Текст Д.В. Вовченко, размещен с согласия автора. Благодарим Даниила за сотрудничество.
Фотографии Д. В.Вовченко, 2017 и С.В.Васильева 2017, 2021 гг.