О работе художника Н. М. Вдовкина в Хабаровске. Воспоминание очевидца

В Забайкальском музейно-выставочном центре (г. Хабаровск) находится витраж «Икар» работы художника Николая Михайловича Вдовкина.

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар» в Хабаровске

Это четырехметровое панно выполнено в технике торцевого витража, которая придает поверхности произведения специфические пластические характеристики, не достижимые при других способах сборки стеклянных фрагментов. Богатую фактуру поверхности обеспечивают листы плоского стекла, собранного в блоки под разным углом и установленные открытой гранью к зрителю. Такая слоистость обеспечивает игру света и тени на поверхности, неожиданные светоцветовые нюансы, обогащает поверхность витража и сближает его с высоким скульптурным рельефом.

Публикуем небольшой рассказ-воспоминание художника Ольги Кирилловой о Николае Михайловиче Вдовкине и его работе над витражом «Икар». В то время Ольга была юной барышней и еще не могла знать, что ее жизнь окажется связанной с искусством и витражами. Поэтому ее воспоминания не так подробны, как хотелось бы, но, несомненно, имеют ценность как свидетельство очевидца событий того времени.

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар». 1980 г. Хабаровск


Однажды, когда я ещё училась в школе, в Хабаровске, я попала в художественно-промышленные мастерские к художнику-монументалисту Вдовкину Николаю Михайловичу. Он писал мой портрет, и я бывала там три раза в неделю. На моих глазах творились удивительные вещи! Строились макеты, рождались исполинские медные формы, расписывалась керамика.

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар». 1980 г. Хабаровск

Однажды, когда я пришла, увидела на огромном столе сварные рамочки со стеклом, на которые художник ставил на ребро другие стеклышки, вырезанные по-разному. В результате получались массивные блоки с очень пластичной объемно-планировочной поверхностью. Внешние срезы были не обработаны, поэтому искрились и переливались в глубину стекла. Это было очень красиво! И непонятно… Я спросила, а что это будет? Мне ответили, что это – витраж. В моём представлении, витраж, это что-то   изящное и разноцветное, а тут что-то   тяжёлое и монументальное. Цвет тоже был. Некоторые стекла были более зелёные, некоторые – менее, отливали голубизной, некоторые – почти бесцветные.

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар». 1980 г. Хабаровск

Надо сказать, всё это происходило в конце 1970-х годов в Хабаровске. Витражного стекла там и в помине не было! Николай Михайлович Вдовкин много экспериментировал, пробовал разные клеи, разную толщину стекла, выкладывал его под разным углом, в разном направлении.

Студенты худграфа по всему городу высматривали битое стекло. Периодически раздавались звонки о том, где видели разбитые витрины. Тогда срочно, пока стекло не выкинули, снаряжалась экспедиция по вывозу ценного материала. Толстое витринное стекло особенно ценилось.

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар». 1980 г. Хабаровск

А потом, блок за блоком рождался «Икар». Я тогда училась в 9-ом классе и с неподдельным удивлением наблюдала за этим процессом. Эх, если б я знала, что спустя много лет, сама буду держать в руках стеклорез и паяльник и с трепетом перебирать в руках цветные стеклышки. А может, тогда и зародилась во мне эта страсть?

Н. М. Вдовкин. Витраж «Икар». 1980 г. Хабаровск


Несколько слов об авторе рассказа.

Ольга Кириллова – театральный художник, дизайнер, витражист, куклодел. Живет в г. Лобня Московской области. Закончила МАрхИ, работает главным художником в театре «Куклы и Люди», который сама же и создала. Создает витражи 20 лет. Ведет телеграмм-канал, в котором рассказывает о своём творчестве.

Все опубликованные фотографии предоставлены Ольгой Кирилловой

11.06.2024, 150 просмотров.