Выставка Натальи и Владимира Куликовых «Витраж в архитектуре» в г. Липецке

Владимир и Наталья Куликовы на персональной выставке в Липецке. 2020 г.

Наталья Николаевна и Владимир Николаевич Куликовы – художники-монументалисты. Этот творческий и семейный союз сложился в 1977 г. Вот уже более 40 лет они работают в разных техниках и жанрах изобразительного искусства.

Наталья и Владимир получили художественное образование на отделении монументально-декоративного искусства в Харьковском художественно-промышленном институте. Там они освоили навыки работы с самыми разными материалами для оформления фасадов и интерьеров. Жизнь распорядилась так, что витражи, собранные из цветного стекла и металла, стали основным направлением в их творчестве.

В 1978 г. семья Куликовых переехала в Липецк. Этот город стал им дорог, стал родным. Здесь выросли дети и родились внуки, состоялась и продолжается насыщенная творчеством жизнь, появилось множество замечательных произведений искусства для знаковых общественных зданий: банков, больниц, учебных заведений, храмов.

 На выставке витражей Н. и В. Куликовых в доме купца Болховитинова, Липецк. Февраль 2020.

На выставке представлены витражи, выполненные художниками для родного края с 1990 по 2019 годы: это более 40 эскизов и работ из стекла, множество фотографий.

Этот период в истории витражного искусства России сложный и противоречивый. В советское время вся художественная жизнь в стране определялась Союзом Художников и Художественным фондом СССР. Через эти организации мастера получали заказы на росписи, мозаики, скульптуру, живопись, декоративное-прикладное и монументальное искусство. Через них закупались и распределялись материалы, они устанавливали расценки, осуществляли приемку работ и платили художникам. Когда семья Куликовых переехала в Липецк, витражами здесь никто не занимался, и секции витража в местном отделении Союза Художников не было. Можно сказать, что они стали первыми витражистами города и пробудили здесь интерес к этому прекрасному искусству.

Именно поэтому в первые годы жизни на Липецкой земле Наталья и Владимир столкнулись с проблемами, которые затрудняли воплощение их замыслов: не было стекла и металлического профиля для сборки витражей, не было удобных инструментов для работы. Стекло привозили сперва из Харькова – от учителей, затем из Брянска – с единственного в СССР завода, который выпускал листовое окрашенное стекло. Его цветовая гамма была скудная, всего четыре цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Художники искали нестандартные, интересные по цвету куски стекла, находили их даже среди отбракованного производством материала, все шло в работу. Использовали для витражей и обычное оконное стекло, его фактурили и декорировали росписью, гравировкой. Это обогащало выразительный язык витражного искусства, позволяло создавать тонкие рисунки, интересные детали, необычные колористические и композиционные решения. Творческие эксперименты были просто необходимы при имевшейся весьма ограниченной материальной и технологической базе, доступной художникам-витражистам.

В. и Н. Куликовы. Витражи для областного краеведческого музея г. Липецка. 1989-1993 гг.

Советские витражи 1970-х-1990-х гг. повсеместно создавались в трудоемкой свинцово-паечной технике. Из работ Куликовых к этому периоду относятся витражи «Подводный мир» в профсоюзной грязелечебнице г. Липецка (1988 г.), композиция «Исцеление» для медсанчасти (1990 г.), три окна с портретами медиков (1989 г.), цикл «История» в областном краеведческом музее г. Липецка (1989-1993 гг.). Эти работы, с одной стороны, характерны для советского витражного искусства и в то же время неповторимы особенным авторским почерком исполнения.

После распада СССР для многих профессиональных художников начались трудные времена. Система государственных заказов произведений искусства стала функционировать в значительно меньшем объеме, и, одновременно, появились частные потребители витражей. Необходимость в крупных работах для общественных зданий сократилась в сотни раз, а интересы владельцев частного жилья и бизнеса еще были не ясны. В этот момент многие художники остались без работы и были вынуждены сменить профессию. Наталья и Владимир Куликовы устояли и сохранили как мастерство, так и приверженность избранному делу. Видимо, по-хорошему упрямая позиция по отношению к своему искусству, высокий художественный уровень в любых изделиях, работа от души и по совести с полной мерой ответственности за весь производственный цикл: от создания эскиза до установки изделия в интерьере, – все это вместе помогло им сохранить узнаваемость как в творческих, так и в заказных работах.

В. и Н. Куликовы. Витраж «Трансформация». 2016 г.

В 2000-е в витражном искусстве России наступил новый этап, который определили как вкусы частных заказчиков, так и возникновение специализированных магазинов для стеклоделов. В розничной продаже появился невероятный, невиданный ранее огромнейший ассортимент цветного стекла зарубежного производства, новые инструменты. На российский рынок пришли незнакомые ранее технологии работы со стеклом. Менее трудоемкий по сравнению со свинцово-паечным, способ сборки стекол на медную фольгу, известный как техника Тиффани, позволил создавать более изящные работы с большим числом мелких деталей, стекла изумительных цветов расширили колористическую палитру, техника фьюзинга добавила в витраж рельеф и объемные элементы из спеченных листовых стекол. Все это кардинально изменило стилистку и сюжетный ряд в российском витражном искусстве начала ХХI века. Ушел в прошлое соцарт, портреты деятелей советского времени, воспевание трудовых и военных подвигов, краснознаменная символика. Появились изысканные и часто роскошные произведения искусства, в которых творчески осваивался опыт мирового витражного наследия. Одновременно с возрождением религиозной жизни в стране витражи стали активно использоваться в восстановленных и новопостроенных православных храмах.

В. и Н. Куликовы. Витраж для Христорождественского храма в Липецке.

Профессионализм и особенный взгляд на мир, присущие Наталье и Владимиру Куликовым, оказались востребованы нашим временем. Среди их работ 2000-х гг. – витражные иконы, изысканные натюрморты и жанровые сцены, абстрактные работы небольших размеров и трехметровые витражи для церквей, двери и целые фрагменты интерьеров из стекла. Чтобы оставаться в профессии и обеспечивать стабильность семье и своему делу, нужно откликаться на запросы времени, давать обществу именно то, в чем оно нуждается в настоящий момент. Это – залог профессиональной пригодности. Однако и в этой ситуации Куликовы не изменяют себе, и выполняют множество творческих работ вне заказов, в которых ярко проступает их собственное мировосприятие и творческая манера. В таких работах зритель прочитывает философские размышления художников о времени ( «Трансформация», 2016 г.) и устройстве бытия ( «Движение вечности», 2014 г.), жизненные впечатления и любовь к родным местам ( «Хозяин двора», 2013 г.), восхищение природой ( «Ночная птица», 2019 г.) и культурами других стран ( «Япония», 2007 г.)

В. и Н. Куликовы. Витраж «Хозяин двора», 2013 г.

В творчестве Натальи и Владимира видны непосредственность, образность, новаторские решения, и, одновременно, преемственность с искусством советской эпохи. Все это придает их искусству качества уникальности и подлинности, ставшие такой редкостью в наши дни.

В. и Н. Куликовы. Витраж «Ночная птица». 2019 г.

Как и в начале творческого пути, сегодня, в начале 2020-х годов Наталья и Владимир Куликовы работают вместе. Со стороны сложно представить, как два самодостаточных художника могут работать над одним произведением. Для семьи Куликовых в этом сложности нет. Один может начать, другой продолжить работу, в итоге получается цельное произведение искусства с авторством двух человек.

В. и Н. Куликовы. Витраж «Сирин»

Наталья и Владимир Куликовы – люди не публичные. Есть в их биографии успешные республиканские, всероссийские и зарубежные выставки, но к популярности они не стремятся. География их работ – давно любимые ими места: Липецкая, Тамбовская и Рязанская области. Для людей именно этого края они трудятся, для них создают свое искусство.

На открытии выставки витражей Натальи и Владимира Куликовых в доме купца Болховитинова, Липецк. Февраль 2020 г.


Татьяна Княжицкая

кандидат искусствоведения

руководитель интернет-портала «Витражи в России»

Фотографии предоставлены авторами, Натальей и Владимиром Куликовыми.

10.02.2020, 110 просмотров.