Княжицкая Т. В. Витражи в России 1990-х-2010-х гг.: на пороге современного искусства. / Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 39. СПб., 2016. С. 24-32.
1991 год – значимый в истории России. Он обозначил конец большой эпохи в историческом развитии страны и одновременно начало следующего этапа в ее судьбе. Распад Советского Союза повлек изменения во всех областях жизни: в политике и экономике, хозяйстве и культуре. И в искусстве произошли значительные перемены, в том числе и в искусстве витража. Кардинально изменилась организация художественных работ. Государственные заказы прекратились, отделения Художественного Фонда СССР, через которые происходило распределение заказов среди художников-исполнителей, перестали функционировать. Художники оказались перед выбором: искать работу самостоятельно у частного заказчика или сменить профессию на более прагматичную и финансово стабильную. Многие так и поступили. А те, что остались, в 1990-е переживали трудные времена. Искусство витража, в советские годы существовавшее почти исключительно как монументальный жанр в общественном интерьере, тогда еще не было востребовано частным заказчиком. Должно было пройти время, чтобы витраж «обжился» в камерном интерьере, художникам предстояло заново выработать его специфический образный язык. На это ушли годы.
А. Стошкус. Витраж в Ленинском мемориале в Ульяновске. 1969-1970 гг.
Во время строительного бума конца XX–начала XXI века возле крупных городов, как грибы после дождя, появились целые поселки элитных особняков и вилл. Необходимость их отделки и насыщения артефактами потребовали большого количества специалистов художественной специализации, в том числе и профессионалов в области стеклоделия, которые могли предложить не только отдельные предметы для украшения интерьера, но и пространственно-световые решения. Именно тогда во многих городах России стали появляться небольшие мастерские и ателье художественного стеклоделия и витража. К 2015 году в России работали более двухсотпятидесяти фирм, ООО, студий, мастерских, которые создают витражи и другие предметы из стекла. В Москве их насчитывается более семидесяти, а в Петербурге более пятидесяти (по данным интернет-портала «Витражи в России» www.vitroart.ru). Можно с уверенностью сказать, что в каждом городе страны есть художники-витражисты и их число постоянно растет.
Л.Полищук, С. Щербинина. Витраж «Гидронавты» в институте океанологии в Москве. 1978-1979 гг.
Если раньше, в советские годы, витражи создавались коллективным способом: эскиз рисовал один художник, в материале воплощал другой, часто исполнители формально относились к «спущенному» сверху проекту и это снижало качество работ, то в наше время в этом процессе произошло существенное изменение: теперь и разработка проекта и воплощение его в материале находится в руках одного художника или небольшой студии. Многие современные мастерские художественного стеклоделия основаны и работают как семейные предприятия. Среди таких творческих и семейных союзов можно назвать Вадима и Ольгу Лебедевых, Павла и Раду Бирюковых в Петербурге, Юрия и Ларису Утенковых в Липецке, Владимира и Наталью Куликовых в Воронеже, Александра и Светлану Поповых, Лейлу Аль Нуман и Александра Глазкова в Москве и многих других. Такая семейственность дает надежу на будущую преемственность в области искусства витража от поколения отцов к поколению детей. До сих пор эта традиция передачи знаний и умений в области витражного искусства из поколения в поколение в России не сложилась. Сначала она не состоялась в результате революции и отторжения «буржуазного» и религиозного витражного искусства в годы Советской власти. И вновь история повторилась в 1990-е, когда на волне распада СССР и обретения информационной свободы многое в культуре того времени недооценивалось современниками. Советские витражи до сих пор малоизученное и, как это ни странно, малоизвестное наследие, которое еще не получило всесторонней оценки специалистов и признания ценности их уже нашими современниками.
А. Натаревич. Витраж в здании Российского Географического Общества в Петербурге. 1977-1979 гг. Не сохранился.
Общеизвестны те трудные условия творческого процесса, которые во многом определили облик советских витражей: скудная палитра стекла из четырех основных так называемых «сигнальных» цветов. Красное, желтое, зеленое и синее однотонно окрашенное в массе стекло – этот исходный материал сказался на облике сотен квадратных метров витражей, созданных в разных республиках СССР. Именно это обстоятельство заставило художников экспериментировать с обработкой и декорированием поверхности имевшегося в их распоряжении скудного материала. И в некоторых случаях эти эксперименты привели к интересным результатам, которые определили особый авторский почерк их создателя. Именно таким индивидуальным стилем обладают работы петербургского художника Аркадия Натаревича: еще в 1970-е годы он применил для окраски стекла соли металлов, которые обычно использовались для декорирования фарфора и керамики. Впервые эта технология была воплощена в витражах здания Российского Географического Общества в Петербурге (ныне демонтированы). Особенность таких витражей – в нежных цветовых переходах, напоминающих акварель. Эксперименты и поиски выразительности специфического языка стекла и сегодня отличают работы А. Натаревича, делая их узнаваемыми среди произведений, созданных на основе покупного стекла фабричного производства.
Период 1990–2015 гг. неоднороден по количеству и качеству созданных работ из плоского стекла для интерьеров. В начале 1990-х четырехцветная палитра стекла все еще диктовала художникам цветовое решение витражей. Но уже в 1995 году в Москве появился специализированный магазин «Стекло и Мир», который начал продажу оборудования и инструментов для художественного стеклоделия, а с 2000 года в продаже появилось цветное стекло зарубежного производства для изготовления витражей. Именно это стало поворотным моментом в истории российского витражного искусства. С опозданием почти на сто лет вместе с опалесцентным стеклом и медной фольгой в Россию пришла техника Тиффани. Придуманный еще в конце XIX столетия американцем Луисом Комфортом Тиффани способ соединения маленьких кусочков стекла с помощью медной фольги и последующей пайкой швов, быстро завоевал весь мир. Легкость сборки витражей Тиффани по сравнению с классической свинцово-паечной техникой, эффектные стекла богатейшей цветовой гаммы и фактуры, сделали технику Тиффани любимой как среди профессионалов, так и любителей витражного дела. На протяжении всего ХХ столетия витражи в технике Тиффани создавались для храмов, общественных и частных интерьеров по всей Европе и Америке.
Витраж в особняке В.Э, Брандта, начало ХХ века, Петербург.
В России в начале ХХ века знали о технике Тиффани, но на практике в дореволюционный период она не применялась. А после революции витраж лишь в 1950-е был принят в «семью» советских искусств и развивался как монументальное искусство крупных форм. Техника Тиффани была бы здесь неуместна, да и невозможна по экономическим и идеологическим соображениям.
Обилие и разнообразие привезенного из-за рубежа стекла в 2000-е годы буквально ошеломило художников. Владимир Куликов, витражист из Липецка, вспоминает, как он с женой Натальей впервые попал в магазин «Стекло и мир» и пять часов ходил в нем, разглядывая и трогая невиданное американское стекло разных цветов. По его словам перейти на технику Тиффани со свинцово-паечного витража было «просто раем», ведь и свинцового профиля раньше в продаже не было, его художники тоже делали сами на самодельных станочках. Так стекло и техника Тиффани пришли в Россию и быстро завоевали позиции самого распространенного способа создания витражей. Чуть позже до России «докатились» и другие материалы и технологии обработки стекла, уже давно и успешно применяемые зарубежными коллегами для создания витражей.
Л. Шашерина. Витраж из серии «Итальянские портреты». 2000-е гг.
В 2010-е витражи в России делают из покупного листового цветного стекла, дополняя плоское полотно объемными элементами из гладких кабошонов, колотых эрклезов, фрагментов, созданных на горелке в технике лэмпворк, иногда включая в композицию и не стеклянные детали, например кристаллы Сваровски или каменные пластины. Фьюзинг – спекание стекла – один из древнейших способов работы со стеклом, известный еще по трактату монаха Теофила XII века, – стал распространен в наши дни благодаря появлению удобных небольших печей. Фьюзинг стал самостоятельным направлением в художественном стеклоделии, используется эта техника как для небольших сувенирных и декоративно-прикладных изделий, так и при создании витражей, в качестве небольших эффектных вставок в большие по площади композиции. Фьюзинг, «этакий изюм» в витраже, как назвал его московский художник Александр Арцыбушев, эффектно дополняет плоское стекло. Фацетные элементы, иногда на жаргоне стекольщиков называемые «хрусталями», также могут быть лишь акцентом в витраже, или, подобно граненой мозаике, составлять основу стеклянного полотна. Некоторые мастерские специализируются на гравировке стекла, как, например, мастерская Маковецкого и Лаврищевой в Петербурге, пескоструйную обработку поверхности часто применяет петербургская мастерская «Отражение». Но подавляющее большинство ателье работает все же в технике Тиффани, свинцово-паечной, фьюзинг, используется и традиционная роспись стекла обжиговыми красками.
Одновременно с процессом насыщения российского рынка новыми материалами и инструментами зарубежного производства, российское общество заново открыло для себя искусство предреволюционного времени. Те направления в художественной культуре XIX–начала ХХ века, которые не относились к реализму, в советское время были подвергнутые поруганию и осмеянию. Наследие эпохи эклектики и модерна в конце XX–начале XXI века словно обрело вторую жизнь после долгого идеологического уничижения и забвения. Предметный мир эпохи был изучен искусствоведами и представлен на впечатляющих музейных выставках и в иллюстрированных изданиях. А вслед за этим началось освоение и всего зарубежного художественного наследия ХХ века, весьма выборочно известного в бывшем Советском Союзе. Возможность путешествовать в разные страны, а также интернет и новые информационные технологии ускорили этот процесс и сделали общедоступным мировое художественное наследие для широких слоев населения. Все это сформировало в современном витражном искусстве России увлеченность наследием прошлого. Именно этим стремлением освоить уже «пройденный» для других стран этап в истории искусства, объясняется обилие работ ретроспективного и копийного характера. Многие современные художники «переводят» в стекло шедевры искусства прошлого, ориентируясь на большой потребительский спрос такой продукции. Так в России появилось множество повторений и интерпретаций в витраже, да и в других видах искусства, произведений Густава Климта и Альфонса Мухи.
Мастерская В. Лебедева. Витраж «Магнолии». 2010-е.
Но есть и другие мастера, которые, осваивая наследие прошлого, выработали свой собственный стиль работ. Среди них московские студии «Александрия», «Хрустальный горн», мастерская Поповых, петербургские – В. Лебедева, Горбатенко, С. Хвалова и Н. Гончаровой и многие другие. Так, работы петербургской мастерской Вадима Лебедева виртуозно созданы с использованием разнообразных старинных приемов обработки стекла — от эпохи средневековья до экспериментальных работ Тиффани. В совершенстве владея ими, мастерская Лебедева создает необычайно сложные произведения, часто ретроспективные по духу, но уникальные по художественному решению. В. Лебедев постоянно находится в творческом поиске, при этом скрупулезно изучает приемы живописи на стекле прошлых веков, в чем ему, несомненно, помогает деятельность в качестве реставратора Государственного Эрмитажа. Достижения и эксперименты предшественников дают его творчеству импульс для собственных новаторских поисков. Так, складчатое стекло Луиса Тиффани в знаменитом витраже «Магнолии» подтолкнуло В. Лебедева на собственные эксперименты, результатом которых стали витражи с цветочными мотивами, созданными из плоского стекла, запеченного прихотливыми складками в печи, а также элементы, созданные на горелке в технике лэмпворк.
Студия Александрия. Витражи «Времена года» по мотивам работ А. Мухи. 2014 г.
Московская мастерская «Александрия» поражает стилистическим и технологическим разнообразием творчества. Несомненно удачны работы в духе Альфонса Мухи, созданные по частному заказу, которые скрупулезно воссоздают манеру этого художника, но являются при этом самостоятельной работой студии (витраж «Зима»), убедительно стилизованной в духе творчества чешского мастера.
Современное витражное искусство России имеет в большинстве своем декоративный характер, что обусловлено, конечно, потребительским спросом на изысканные эффектные композиции, предназначенные для украшений в основном частных квартир и особняков, а также интерьеров коммерческого назначения: ресторанов, клубов, гостиниц, где главное – удобство и комфорт посетителя. Преобладают среди современных витражей цветочные и декоративные композиции.
Е. Крылова. Витраж «Василиса». 2000-е.
В тематическом плане искусство современного витража можно классифицировать по тем же жанрам, что и станковую живопись: портрет, пейзаж, натюрморт, работы на исторические, в основном библейские и мифологические темы, абстрактные композиции. Реже встречаются работы иллюстративного характера. Но есть и такие, которые «не укладываются» в рамки какого-либо определенного жанра, находятся на границе жанров, и даже видов искусств.
Портретный жанр в целом достаточно редок в современном витражном искусстве России, целиком зависит от воли заказчика и, скрытый в частных апартаментах, редко становится известен широкому зрителю. Судить о нем мы можем лишь по тем работам, которые художники создают для себя, портретируя родных, и иногда показывают на выставках. Изумительно тонкие и нежные витражи В. Лебедева с изображениями дочери создают мир детства и юности, безмятежного покоя и взросления. Портрет «Василиса» Елены Крыловой, изображение знакомых и родных в работе А. Натаревича «Вернисаж», и некоторые другие – это уникальные произведения искусства, запечатлевшие наших современников в сложнейших техниках художественного стеклоделия.
Мастерская «Отражение». Витраж «Исаакиевский собор». 2000-е.
Пейзажный жанр присутствует в витражах как небольшого размера (В. Лебедев «Виды Петербурга», О. Ильина «Петропавловская крепость»), так и в больших композициях внутри интерьера. К последним относится, например, работа петербургского ателье «Отражение» – витраж «Исаакиевский собор» на лестнице частного особняка. Геометризованная разработка городского пейзажа присутствует в витражах художников Владимира и Натальи Куликовых из Липецка в серии работ «Храмы Ельца» для помещений Сбербанка (г. Елец). А почти монохромное окно с высотными зданиями Нью-Йорка во всю стену помещения, созданное тульской мастерской «Имаго», «обманывает» зрителя перспективными построениями и удивительно гармонично вписывается в строгий интерьер.
А. Натаревич. Шествие. 2000-е.
Жанровые работы крайне редки в современном витражом искусстве России. И это вполне объяснимо: ведь жанровые произведений, изображающие людей в бытовых, жизненных ситуациях, всегда социально ориентированы, а в современном российском обществе эти сюжеты не востребованы. Пожалуй, лишь в работах Аркадия Натаревича, художника «родом» из советской эпохи, определенно звучит социальная тема. Его работы «Подворотня», «Подземка», «Парламент» являются символам нашего времени. В центре внимания художника – люди и ситуации. Не материальная, а духовная составляющая творчества Натаревича всегда выходит на первый план. Богатство смыслов, ассоциаций, собственные переживания и осмысление исторических событий мы видим в больших стеклянных картинах с философскими сюжетами: «Весна священная», «Армагеддон», «Разлом», «Революция», «Двое». Они не востребованы современным интерьером и остаются собственностью автора или экспонатами музеев.
Витражи с абстрактной тематикой также присутствуют в общественных и частных интерьерах, и это то направление, которое, как мы предполагаем, наиболее ярко заявит о себе в будущем.
В современной архитектуре цветное декоративное стекло стало неотъемлемой частью интерьера. Если говорить о крупных общественных интерьерах, то сегодня витражи составляют в них весьма незначительную долю произведений искусства. Одно из самых грандиозных воплощений в этой области – витражный купол в клубе «Олимпия» в Петербурге диаметром 50 м., созданный А. Натаревичем на тему «Морские фантазии Петербурга».
Витраж на ст.м. Волковская, Петербург, 2008 г.
С 1950-х и по наше время витражами украшают сооружения метрополитена. В Москве стеклянные картины в технике литого витража установлены в 1999 году на станции «Дубровка», в 2007 году на ст. «Трубная» (автор – З. Церетели). В Петербурге в наземной павильоне станции «Волковская» в 2008 году появилась огромная стеклянная стена с изображением лихой тройки с седоками, уезжающими от волков (художники А. К. Быстров, Е. А. Быстров (ООО «Смальта Мозаика»), а на станции «Парнас» с сюжетами из античной мифологии (Г. Гукасов, Е. Быстров, С. Хвалов, 2007 г.).
В пространстве интерьера витражи сегодня занимают самое разное место. Давно прошли те времена, когда разноцветное остекление было принадлежностью исключительно окна. С распространением искусственной подсветки в ХХ веке, витраж получил возможность занимать любой участок помещения, будь то окно, стена, ниша, перегородка или ширма, а с появлением особо прочных стекол в XXI веке даже в плоскости потолка и пола. Присутствует цветное остекление в дверных и мебельные филенках, осветительных приборах и настенных панно с подсветкой. Распространяется комплексный подход к световому дизайну интерьера, где витражи создают не только художественной и декоративный ансамбль, но и одновременно определяют световое насыщение интерьера. Стекло – уникальный материал, главное свойство которого – светопропускная способность. Осветительные приборы в наше время – это не только люстры, торшеры и бра. Это – световые стены и потолки, небольшие панно с подсветкой и ширмы, светящиеся колонны из стекла, элементы архитектурной отделки, и даже стеклянная мебель. Витражи и цветное стекло в современном интерьере часто становятся элементами, организующими пространство, основой художественного и светового решения интерьера. При этом исчезает грань между осветительным прибором и плоским панно-витражом, которым сам источает свет.
А. Гордин. Арт-объект «Пастораль». 2010-е.
В современной российской архитектуре нет таких грандиозных решений с использованием цветного стекла, как, например работа Габриэля Дуара для часовни благодарения в Далласе, США или витражи Пьера Сулажа для храмов Франции. Но тенденция к укрупнению жанра явно присутствует. Стекло используется при создании уличных арт-обьектов, как памятников (памятник А. Нобелю в Петербурге), так и во временных инсталляциях ( «12 стульев» в Петропавловской крепости Петербурга), на выставках вне зданий (например, работы петербургского художника А. Гордина).
Начало XXI века в России ознаменовалось невероятным увлечением хэнд-мэйдом. В этом движении мы также наблюдаем интерес к различным техникам декорирования стекла и к искусству витража, в частности. Многие пытаются в домашних условиях освоить азы сборки витражей в технике Тиффани или росписи стеклянных предметов холодным способом. В Европе и Америке это увлечение наметилось намного раньше, еще в 1970-е годы. Это приводит к другому процессу – измельчанию жанра, появлению сувенирного и декоративно-прикладного направления.
В огромном количестве витражей, создаваемых сегодня в России, совсем немного произведений современной тематики, новаторских по исполнению и образному строю. Технология кислотного травления, печати на стекле, сочетания с не стеклянными материалами, другие новаторские способы применяются мало, в качестве экспериментов. Интересные образные и объемно-пространственные решения довольно редки. Сегодня витражи в России в массе своей находятся на пороге современного искусства, которое уже захватило художников в других областях творчества. Постмодернизм – как стилевая и интеллектуальная игра – с 1980-х присутствует в российской культуре и витражное искусство, в котором изменения происходят очень медленно, тоже меняется. К середине второго десятилетия XXI века можно с уверенностью сказать, что кризис оригинальности, как общая проблема эпохи постмодерна, уже преодолен многими витражистами, и, вероятно, окончательно исчерпает себя в ближайшее время. В огромном потоке витражей, создаваемом сегодня, трудно ориентироваться, выделять какие-то тенденции, тем более – прогнозировать. Но совершенно ясно, что витражное искусство России начала XXI века – интереснейшее многогранное явление, которое еще на пути усвоения и интерпретации опыта предшественников, но уже включено в общемировой творческий процесс, и обещает многообразие новых художественных идей, форм и решений.
При частичной или полной публикации материала ссылка на автора Т.В. Княжицкую и активная ссылка на статью обязательны.
Благодарим художников-витражистов, предоставивших фотографии своих работ для публикации.