Р. Юренайте. Казис Моркунас. / Советское монументальное искусство. № 4. М., 1982. С. 101-109.

Ссылка на эту статью: Р. Юренайте. Казис Моркунас. Советское монументальное искусство. №   4. М., 1982. С. 101-109. / Электронный ресурс: http://www.vitroart.ru/articles/articles/1027/

Фотографии для публикации подобраны из различных печатных источников.


Художник-витражист Казис МоркунасВ начале шестидесятых годов литовские художники первыми в стране приступили к созданию витражей из толстого стекла, скрепленного пластцементом; именно тогда открыли они средства художественной выразительности витража и новые возможности его использования в архитектуре. Работы литовских мастеров витража стали своего рода импульсом для художников братских республик, проявивших интерес к витражу. И сегодня, по мере того как искусства витража все интенсивнее развивается у нас в стране, особый интерес представляет творческий опыт одного из зачинателей этого движения – Казиса Моркунаса.


Витраж «Пирчюпис», К. Моркунас, 1961В творчестве К. Моркунаса и в истории развития всего литовского витража этапным произведением стала его работа «Пирчюпис» (1961, ныне экспонируется в галерее витража и скульптуры в Каунасе) (1). Композиционное решение этого произведения — монументально-эпическое. Выразительные силуэтные фигуры, символизирующие жителей сожженного немецкими оккупантами села Пирчюпис, размещаются фронтально, их сдержанные движения полны глубокой экспрессии. Это сближает «Пирчюпис» с композициями романских витражей. Прочно стоит старый крестьянин со сжатыми кулаками. Пылая ненавистью к захватчикам, он гордо встречает смерть. Скорбь материнского сердца, проклятие убийцам воплощены в фигуре крестьянки с ребенком на руках. К плечу клонится голова сломленной ужасом юной девушки. Символическое значение обретают и отдельные детали: птица с обожженными крыльями, золотые колосья — сжигаемый хлеб, голубой василек на фоне горелого дерева. Драматичный накал усугубляется контрастным противопоставлением сочных красок стеклоблоков — алых, синих, изумрудных — и черных линий пластоцементных швов на трепетном фоне белых языков пламени.

 

Своим настроением «Пирчюпис» контрастирует с витражом того же периода – «Весна» (1963-1965). Фигуры мужчины н женщины символизируют Землю и Космос. Ясная, теплая цветовая гамма придает им светлое оптимистическое звучание. В этих двух ранних работах отчетливо выявляются многие характерные черты, свойственные и последующему творчеству К. Моркунаса.


Витраж «Весна», К. Моркунас, 1963-1965Для К. Моркунаса витраж — искусство больших, общечеловеческих тем. В его мироощущении сталкиваются два контрастных начала — драматизм и лиризм. Темы трагизма войны и радости мирной жизни воплощают для К. Моркунаса эти начала. Отсюда — многообразие родственной тематики в его работах. Наряду с определением круга тем кристаллизуются и другие характерные особенности творческого почерка К. Моркунаса: лаконизм пластического языка, выражение темы через монументально-обобщенные образы с широким использованием специфических средств витражной техники, технологии и материала. Упомянутые работы — отправная точка для всех последующих исканий художника. Их выразительные средства получат в дальнейшем всестороннее развитие, насквозь пронизанное индивидуальностью мастера. Драматические конфликты эпохи обрели ярчайшее воплощение в мемориалах, прославляющих подвиги Советской Армии, увековечивающих память жертв фашизма. А мотив полноты и радости бытия — в витражах для общественных зданий и павильонов международных выставок.

 

Витраж К. Моркунаса на Эксоп-67 в МонреалеВ витражах, исполненных для всемирных выставок ЭКСПО-67 в Монреале и ЭКСПО-70 в Осаке, внимание художника сосредоточено на необходимости охватить большое пространство. Большой идейно-художественной зрелостью отличается витраж «Гимн труду» для Советского павильона на ЭКСПО-67. Доминанта композиции — мотив рук. Эта поэтическая метафора трудовой мощи человека проста, лаконична и в тоже время предельно выразительна. Эмоциональность достигается при помощи сочных аккордов контрастных красок и скульптурной экспрессии стеклянных сколов. Автор активно использует специфические возможности данной технологии витража: обобщенный монументально-пластический язык, внушительные размеры композиции, выразительную цветовую гамму стеклянного материала, его благородный блеск. Витражи эти — важные, новаторские произведения, по своей идейной зрелости и техническому мастерству превосходящие все предшествующее творчество художника. Продумана форма н фактура каждого осколка стекла. Для достижения экспрессивной скульптурной выразительности художник подбирает стеклянные стекла толщиной до 25 см. Совершенно иное звучание обретает цвет. Сохраняя композиционную четкость, тектонику и звучность ритма, художник немного усложняет структуру компоновки отдельных элементов. Витражи освещаются искусственным светом и, служа идейно-декоративным акцентом в громадном пространстве выставочного павильона, одновременно выполняют в нем и функцию источника света. Создавая эти витражи для свободного размещения в пространстве, сообщая им разнообразнейшую конфигурацию, К. Моркунас раскрывает потенциально неограниченные возможности и способы использования витража в выставочных ансамблях.

 

Витражи К. Моркунаса для Экспо-70 в Осака 1970 г.Его композиция «Советская молодежь», составленная из трех не соединенных между собой ромбов, укрепленных на стержнях, служила своего рода воротами, через которые прошли миллионы посетителей ЭКСПО-70. Вторая витражная композиция этой выставки, посвященная первым связям нашей страны с Японией, представляет собой гигантский витражный диск, играющий, словно драгоценный камень, сочной гаммой синих тонов. В него вкомпонован подлинный экспонат — макет русского парусника, первым посетившего Японию. Так с помощью витража язык фактов обретает мощь поэтической метафоры.

 

Работа К. Моркунаса «Гимн Октябрю», 1967В витраже «Гимн Октябрю» (1967) художник отказывается от фронтальной композиции, свойственной исполненным работам для ЭКСПО-67 и ЭКСПО-70, н создает объемный витраж, все стороны которого покрыты единой композицией. Благодаря трехмерности и принципам формирования пространства этот витраж переходит уже в область скульптуры, но в то же время плоскость продолжает оставаться в нем ведущий элементом, сберегая поле для тематических композиций. Эмоциональное и рациональное начала в данном произведении органично сливаются, создавая основу для чрезвычайно оригинального решения. Осветительное устройство монтируется внутри конструкции, и витраж превращается в светящийся обелиск, чьи ритмические композиции переливаются яркими красками, звуча мелодией высокого пафоса. Несмотря на то, что витражи К. Моркунаса для общественных зданий и мемориальных комплексов стилистически и тематически перекликаются с его работами для выставочных павильонов, налицо и различающие их черты. В работах для мемориалов и общественных зданий исчезает лаконизм обобщений, символ получает более сложное поэтическое выражение, он сильнее отмечен индивидуальностью мироощущения художника.

 

Витраж для лестницы Министества в Литве, К. Моркунас, 1971Чувство радости жизни, напористо прозвучавшее в выставочных композициях, обретает в витражах общественных зданий более лиричный оттенок. Камерным можно назвать витраж К. Моркунаса для лестничной клетки в Министерстве культуры Литовской ССР (1971). Он успешно сочетается с интерьером старинного здания. Композиционный ритм послушен арочной форме окна. Фигуры трубачей, гусляров, танцоров группируются по принципу спирали и сплетаются в орнаментальную композицию с музыкальным ритмом. Художник впервые обращается к своему излюбленному позднее средству выразительности — конусному стеклу, куски которого по мере изменения толщины меняют и цвет: от глухого, едва видимого, до почти прозрачного. Дополнительные оттенки нежных пастельных тонов рождаются благодаря бугристой фактуре кусков и поливному пигменту. Орнаментальность композиционной целостности этого витража вытекает из конкретной архитектурной ситуации (речь идет о стилистическом характере узкой лестничной клетки XIX в.), но именно эта особенность делает витраж не характерным для творчества К. Моркунаса в целом. Мы не встречаем у него сугубо орнаментальных композиций. Даже в работах явно камерного характера главное значение имеет тема, и мы всегда чувствуем, что работы эти созданы художником-монументалистом. Как в драматических, так и в оптимистических произведениях К. Моркунаса мы пристально ищем впечатляющий образ все того же героя — сильного человека, который созидает и борется, искренне и бурно радуется, глубоко страдает, чьи страсти всегда высоки, пронизаны большой жизненной силой.

 

Витраж для санатория «Эгле». К. Моркунас, 1970-еВитальной радостью дышат герои витражей, исполненных для интерьера бара в старом Вильнюсе и для санатория «Эгле» в Друскининкае (1975-1976). В баре старого города (архитектор В. Габрюнас), на задней стене сводчатого подвала размещен витраж «Рог изобилия». В небольшом уютном погребке он — основной декоративный акцент интерьера н в то же время источник света. На фоне темного пластоцемента стены ярко светятся фигуры из светлого стекла, моделированного глазурями, и сочный красочный орнамент — алый, фиолетовый, изумрудный. В вихре радости и веселья кружатся феи из литовских легенд. Их крепкие обнаженные тела словно парят в ярком, цветном просторе, рождал заразительно-радостное настроение. Парящие женские фигуры компонуются вдоль изгиба стенной арки, и их движение подчинено архитектурной тектонике. В то же время динамизм движений этих фигур, орнаментальность волнообразных линий рисунка подчеркнуты лаконичной формой красочных кусков стекла, служащих фоном, спокойным ритмам их размещения. Графический рисунок, колорит, выпуклый рельеф кусков стекла — достойные средства выразительности для создания декоративной, эмоционально насыщенной композиции. Полумрак помещения, мебель темного дерева, черный гранит пола еще больше оттеняют яркость витража.


Одно целое с архитектурой составляют и витражи в павильоне минеральной воды санатория «Эгле». На фоне сочных синих тонов, пульсирующих в динамичных отсветах красного цвета, что вызывает ассоциации с безбрежным космическим пространством, царят мужские и женские фигуры, поражающие стремительностью полета, красотой и мощью атлетических тел. Здесь ярко раскрывается еще одна характерная черта творческого почерка К. Моркунаса. Фон в его витражах никогда не является только полем для фигурной композиции. Он всегда образно дополняет пластическое воплощение темы. Сила этого жизнеутверждающего произведения еще более подчеркнута импульсивным ритмом рисунка и скульптурной экспрессией стеклоблоков. Конфигурация витражей, стремительный ритм композиции органично сочетаются со скульптурной формой здания, динамикой его силуэта.

 

Витраж К. Моркунаса в Крижкальнисе, 1972Витражи К. Моркунаса в мемориале Крижкальниса (1972) — одно из крупнейших достижений в истории литовского советского витража. Высокие идеи произведения воплощены монументальным и эмоционально убедительным пластическим языком, а также синтезом искусства и архитектуры. За создание мемориала его авторы (художники Б. Вишняускас, К. Моркунас и архитектор В. Габрюкас) удостоены Республиканской премии Литовской ССР 1973 года. Витражи из толстого рельефного стекла выполняют и утилитарную задачу — они трансформируются в тектонический элемент здания — стену. Дневной свет, преломляясь в конусных, легко пропускающих свет витражных стеклах, заполняет интерьер, отражается на черной поверхности пола из шлифованного гранита. Оба витража — монументальные многофигурные композиции, где значение Советской Армии, ее подвиги в Великой Отечественной войне выражаются и прославляются не через иллюстративные образы конкретных боев и подвигов, а символически, философски-обобщенными темами борьбы и возвращения героев. Витраж «Борьба» потрясает драматизмом пластического образа, сильным эмоциональным накалом. На фоне рельефных стеклоблоков синего, фиолетового, красного цвета в виде фризовой композиции располагаются светлые фигуры воинов. Отказываясь от индивидуализированной, психологической характеристики в пользу обобщенного звучания, художник смело прибегает к поэтическим, символическим условностям. В виде этих символических фигур, идущих в бой, гибнущих, сражающихся, роющих окопы, рвущихся в атаку бойцов, художественно переосмысляется весь эпос героических подвигов Советской Армии. Драматический накал, тревога усиливаются контрастами звучных синих, фиолетовых, красных цветов фона, вызывающих ассоциации с синевой неба, багровым пламенем, кровью. Их воздействие усиливается и благодаря прихотливому ритму скульптурно-рельефных стеклоблоков. На их беспокойном фоне еще более выразительно предстают светлые фигуры воинов, исполненные из больших и плоских стеклоблоков, мягко моделированных глазурями.


Витраж К. Моркунаса в Крижкальнисе, 1972Витраж «Герои возвращаются» в противоположность первому пронизан ясным, лиричным настроением. В нем — более спокойный ритм линий, цветовых пятен, рельефа, преобладают голубые тона и светлое, прозрачное стекло. Спокойно, величаво шествующие бойцы, женщина с ребенком, дети — поэтические символы победы, завоеванного мира, счастья, материнства. Любая деталь — увитая цветами винтовка, светло-желтые колосья в рукав солдат — полны символического ассоциативного смысла. Витраж из толстого стекла, скрепленного пластоцементом, открывает гигантские возможности для включения в архитектуру.

 

В творчестве К. Моркунаса мы обнаруживаем поразительное разнообразие взаимодействия витража с экстерьером и интерьером здания, заботу о расширении возможностей функционального его применения. В то же время это разнообразие в творчестве монументалиста подчинено единой концепции синтеза. Отправная точка в решении этой проблемы сближает произведения К. Моркунаса с историческими периодами расцвета витража. Художник всегда стремится к тектоническому и стилистическому единству витража и здания, к сохранению реального архитектурного объема и обогащения его высокой эмоциональностью. Тему и пластический язык витража он сочетает с назначением здания и его размером, настойчиво добивается гармонии масштаба, колорита, ритма. К. Моркунас чурается попыток через витраж оживить, согреть красочными композициями невзрачные, монотонные интерьеры. Он ценит исторически сложившуюся традицию витража как произведения искусства важных тематических задач, благородного и даже роскошного как по материалу, таки по исполнению произведения, требующего соответствующего архитектурного пространства. Внимание к соблюдению гармонии между витражом и архитектурой отнюдь не означает однообразия в решениях. В творчестве К. Моркунаса нам открывается огромнейшая шкала способов взаимодействия этих искусств. Если в витражах для Министерства культуры Литовской ССР пластический язык подчинен языку архитектуры и ограничен функцией оконного декора, то витражи для санатория «Эгле» становятся неотъемлемой технической частью здания и творческие вклады художника и архитектора в создании пространства равноценны. Отдельные произведения, как, например, витражи для мемориала в Крижкальнисе, и силу своей идейно-художественной значимости доминируют в ансамбле, архитектура же выступает как своеобразный аккомпанемент, создающий благоприятные условии для эстетического переживания. Витраж для К. Моркунаса всегда средство создания эмоционально-духовного настроения в помещении, но в то же время его произведения имеют вполне конкретное утилитарное назначение. Его витражи дают или пропускают дневной свет, порой являясь при этом окном, изолирующим помещение от внешнего пространства; или же стеной, стеной-окном; свободно установленной в пространстве композицией, выполняющей функцию источника искусственного света. Принципы пластического языка К. Моркунаса складываются под воздействием трех сложных, органически переплетенных между собой задач: монументально-обобщенной трактовки темы, гармоничного сочетания с архитектурой и подчинения этим требованиям специфического языка витражной выразительности. В его творчестве символическое восприятие темы и поиски обобщенного образа героя предопределяют монументальное решение всех компонентов — композиции, цвета, рельефа, линии, ритма и специфических средств выразительности самого материала.

 

В творчестве К. Моркунаса зрелого периода мы никогда не встречаем центральной композиции и сопровождающих ее сценок фона. Все элементы одинаково важны и едины как по масштабу, так и по воплощению идеи. В конструктивности композиций К. Моркунаса, в рациональном их начале заметна тесная связь с творчеством его учителя — зачинателя литовского витража С. Ушинскаса. Со временем эти черты, слившись с витальной экспрессией, образовали самобытный почерк К. Моркунаса. В работах последних лет все сильнее акцентируется характерное для данной техники витража скульптурное начало. Большое внимание художник уделяет форме самих стеклоблоков, их величине, фактуре поверхностей, рельефной выпуклости, особому преломлению света в стекле. В отличие от творчества другого известного литовского витражиста А. Стошкуса, в работах К. Моркунаса акцентирование скульптурного начала не перерастает в создание самостоятельных декоративных скульптурных композиций из стекла. В витражах К. Моркунаса пластическое начало прежде всего служит усилению экспрессивного воздействии темы. За счет скульптурной экспрессии блоков значительно усиливаются насыщенные контрасты холодных п теплых тонов, локальных и ахроматических красок. Общая колористическая гамма остается такой же, какую мы встречали в его ранних работах, расширяется лишь диапазон оттенков, нюансы насыщенности и осветленности. В эпопее К. Моркунаса о человеке — герое наших дней — со всей полнотой и силой раскрываются мощные движения фигур, скульптурная и цветовая экспрессия, но все это строго подчинено четкости композиционного единства, ритмическому звучанию. Лаконичный линейный рисунок, четко и уверенно намечающий формы, позволяющий их легко прочитывать на большом расстоянии, в почерке К. Моркунаса представляет собой средство выразительности, равное колориту и скульптурному началу. В индивидуальном почерке художника синтезируются способности графика, скульптора и живописца, спаянные воедино его специфическим талантом. К. Моркунас, как и мастера прошлых эпох расцвета витража, умеет писать светом. Свет способен усилить одни краски и приглушить другие, растворить или выделить рисунок композиции…


Многообразие задач при создании крупных витражных композиций требует помимо художника и архитектора участия в работе над произведениями большого коллектива специалистов — инженеров, технологов, рабочих. К. Моркунас великолепно ориентируется в этой сложной системе, отлично трудится в коллективе. Он способен зажигать окружающих своими художественными идеями, замыслами. Последнее сыграло важную роль при создании колоссальной композиции, которой художник посвятил несколько последних лет, — витражей для мемориала Каунасского IX форта — бывшей политической тюрьмы в буржуазной Литве и концлагеря в годы фашистской оккупации. Вводным акцентом мемориала станет музей, исполненный в динамичных скульптурных формах. Его идейно-эмоциональный центр — громадный многоугольный в плане зал, все стены которого покрыты витражными композициями К. Моркунаса. Витражи призваны, по замыслу художника, воплотить ненависть к войне, насилию, трагизм человеческого страдания, несгибаемую волю героической личности борца за справедливость и свободу. Долгие, кропотливые поиски художника в области создания обобщенного образа здесь сочетаются с правдой конкретного типажа, психологической глубиной его характеристики. В то же время каждая сцена, деталь имеют символическое значение. Экспрессия движений фигур, обретающая невиданный размах, — главное выразительное средство в пластическом воплощении этой колоссальной человеческой трагедии. Движение красок фона от желтой к красной и от красной к синей органично сочетается с ритмом движений фигур из светлого стекла и усиливает их символический характер благодаря эмоциональному воздействию цвета на человека. Преломляясь в стеклоблоках с экспрессивным рельефом, вспыхивая в обширных пространствах витражного стекла звучными цветовыми аккордами, свет зальет все огромное помещение, отразится в плафоне и в черной гранитной поверхности пола, создавая атмосферу высокой одухотворенности, волнуя сердца и умы посетителей мемориала. По размаху использования витража для формирования пространства этот ансамбль К. Моркунаса мы можем сравнить с витражами знаменитого современного собора в Ковентри. К выполнению этой крупнейшей в своей творческой биографии задачи К. Моркунас приступил в период полного расцвета своего таланта и мастерства. В витражах мемориала Каунасского IX форта с большой эмоциональной силой воплотятся беззаветная преданность художника гражданским и глубоко человечным темам, индивидуальность его почерка, монументальность и экспрессия пластического языка, виртуозное владение сложной витражной техникой и великое умение добиваться гармонии во взаимодействие изобразительного искусства с архитектурой.

 



1. В советское время витраж находился в галерее витража и мозаики г. Каунаса. Сейчас это здание — бывший православный собор — снова действующий храм, а галерея мозаики и витража больше не существует. Витраж «Пирчюпис» ныне находится в мемориале «IX форт» в Каунасе.

 

 

Другие фотографии работ Казимира Моркунаса находятся в фотогалерее сайта «Витражи в России».

19.01.2015, 3044 просмотра.