Стеклопакеты вместо "Фальконье"
Последние три недели в здании Государственного Архива РФ на Большой Пироговской улице происходит замена исторических оконных заполнений на современные стеклопакеты. Окна, которые ведут в помещения хранений, заполнены стеклоблоками «Фальконье» – их то планомерно и уничтожают – варварским способом: с помощью молотка. Музей архитектуры им. А. В. Щусева обращался в дирекцию архива с просьбой сохранить стеклянные кирпичи и передать их в фонды, а также разрешить фотосъемку сохранившихся помещений с оригинальными окнами.
Сотрудников музея допустили только 30 октября 2019 года, при этом охрана при проверке документов реагировала достаточно строго. После завершения съемки, сотрудникам были переданы две небольших коробки и их вынос из здания архива сопровождался пропуском и письмом из дирекции.
Позднее выяснилось, что в свалке строительного мусора на территории архива находились мешки с целыми стеклоблоками. Некоторые посетители забирали их себе и спокойно выносили из здания. Сегодня рабочие начали уже продавать их по 300 рублей за шт. (из здания было вынесено три мешка «Фальконье»).
Эти события и действия руководства архива вызывают недоумение и огорчение.
Помимо всего прочего, стеклоблоки не обязательно уничтожать – ведь оконные проемы в хранениях достаточно глубокие и изнутри стоят дополнительные рамы, которые и можно было заменить современными. В результате мы получаем бардак, люди копаются на помойке архива, рабочие продают ценные кирпичи, обслуживание посетителей архиве происходит с нарушением норм – предметы не выносятся из хранения, и вся строительная пыль и уличная грязь оседает на документах и книгах.
Текст: Анна Константиновна Кистанова
Главный хранитель Дома Мельникова – филиала Музея архитектуры им. А.В.Щусева
Благодарим за предоставленные фотографии Анну Константиновну Кистанову и градозащитника Алису Иосифовну Александрову
Историческая справка: стекла «Фальконье»
Стеклоблоки «Фальконье» были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье (1845–1913) в 1880-е годы. Они были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже, после чего быстро распространились в европейской архитектуре. Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре. Блоки производили разных форм, с рельефом на поверхности, иногда разных цветов.
Качества этого строительного материала: малый вес, хорошая теплоизоляция, прочность и эстетическая привлекательность были оценены многими архитекторами ХХ века. Такой тип остекления не горит, не боится влаги, отлично моется и, главное – пропускает свет. На протяжении ХХ века полые стеклянные кирпичи использовали в общественных сооружениях самого разного назначения от театров до больниц, от особняков до доходных домов, от зданий промышленного назначения до архивов. Стекла «Фальконье» можно встретить на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в оформлении входных групп и декоративных панно, в эркерах и сводах.
Будучи собраны вместе в проеме, они выглядят как полупрозрачные соты снаружи, и орнаментальная светящаяся рельефная плоскость изнутри.
В Россию кирпичи «Фальконье» попали практически сразу после их изобретения. Уже в начале ХХ века их производство было налажено на нескольких отечественных стекольных заводах.
Справочник «Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского упоминает два стекольных завода производивших стеклянный кирпич «Фальконье» в России: Царевщинский стеклянно хрустальный завод в Саратовской губернии, основанный в 1898 году и Успенский стекольный завод во Владимирской губернии, основанный в 1850 году. Заводы, принадлежащие семье промышленников Франк на Северо-Западе России, также производили стекла «Фальконье».
Заводы ставили клейма на стеклоблоки, их иногда можно увидеть на кирпичах, выломанных из старых домов.
Стекла «Фальконье» были востребованы и в советской архитектуре, причем целые партии кирпичей после революции изготавливались по старым, еще дореволюционным формам на тех же заводах, что делали это в начале ХХ века.
Молодежь, увлеченная различными субкультурами, уже давно использует стекла «Фальконье», добытые правдами и неправдами, в качестве «реквизита» для своих развлечений. «Лунные камни», как их поэтично называют иногда в Интернете, пользуются спросом, и довольно часто можно их встретить на Авито, и антикварном рынке.
Текст Татьяны Княжицкой