Несколько слов о реставрации Морского собора в г. Кронштадте.

Морской собор до реставрации. Фото 2002.В процессе реставрации. 2012.К 1913 году было построено одно из самых выдающихся произведений русской архитектуры – Морской собор в г. Кронштадте. Он был задуман как храм-памятник героям Русского флота. Его автор, известный к тому времени петербургский зодчий Василий Косяков, именно этим храмом навсегда вошел в историю русского зодчества. В создании внутренней отделки собора кроме братьев архитектора, тоже зодчих, Владимира и Георгия, участвовали многие мастера и художественные ателье. Росписи, майолика, мозаика, скульптура, резьба по камню – весь арсенал художественных средств эпохи был использован в украшении фасадов и интерьеров.


Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Известно, что все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Сохранились две черно-белые фотографии, на которых смутно виднеется изображение на двух окнах на западной и южном фасадах храма. Эти подслеповатые снимки – единственный уцелевший источник наших знаний о том, какими были витражи в Кронштадтском соборе. Их было пять, два имели невероятные размеры – площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Все здесь было сделано с богатырским размахом, вкусом, любовью и щедростью.

 


Эскизы северного и южного окон в Морском соборе.Недолго пКартоны витражей для Морского собора.ростоял собор во всей своей красе. В 1929 году он был закрыт, а впоследствии переоборудован в кинотеатр, позже клуб с концертным залом. В 1970-е здесь обосновался филиал военно-морского музея. Музейная экспозиция не столько рассказывала о храме, сколько скрывала поруганную красоту.


Сейчас собор реставрируется, заново воссоздаются изувеченные интерьеры. Пока здесь идут работы и посторонних не пускают. 26 февраля на один день были открыты двери и собор принял первых посетителей. Громадный интерьер еще не предстал во всей своей эпической красе, любоваться им мы будем позже, но многое уже сделано, в том числе воссозданы четыре из пяти витражных окон, и они стоят внимания.

 


Два круглых окна, каждое диаметром 52 кв. м. на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России. Да и много ли существует современных витражей, которые «побили» этот рекорд? Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в наше время занимается петербургская мастерская Алексея Яковлева. Работе в материале предшествовало более трех этапов проектирования: форэскизы, эскизы, картоны 2х2 метра, в натуральную величину… Проекты прошли несколько просмотров, в том числе и у патриарха Кирилла, который лично принимал участие в их утверждении.

 


Алексей ЯковлевАлексей Яковлев в своей мастерской.Витражи выполняются в традиционной свинцово-паечной технике с росписью, также, как этот делали в средневековье первопроходцы витражного дела. К декабрю 2012 года установлены три окна, в марте 2012 все витражи будут на своих местах. Подготовительные эскизы и картоны были выполнены А. Яковлевым, Ю. Зениным, при участии В. Панасенко. Росписью и сборкой занимался большой коллектив – 16 человек из разных петербургских мастерских. Стекло для витражей закупали импортное: американского и германского производства.


Два круглых окна – южное и северное – решены в различной цветовой гамме. Южное, в которое бьет яркое дневное солнце, построено на сильных контрастах, имеет более интенсивную окраску, северное – решено в золотисто-голубых спокойных тонах….. По словам Алексея Яковлева главной трудностью было подобрать не столько цвет стекол, сколько их оттенки из-за различного освещения в помещении мастерской и в огромном пространстве собора. Те стекла, которые в небольшой комнате выглядели темными, на месте «звучали» совершенно иначе, в лучах проходящего света «зазвенели» глубоким насыщенным цветом.


Современные витражи установлены в подлинные металлические оконные рамы. Их конструкция, состоящая из трех связанных воедино переплетов, была сохранена без изменений. Снаружи витражи закрывают пластиковые стеклопакеты с матовым стеклом. Не обошлось и без загадок: в старых окнах было устроено по две открывающиеся форточки. Пока неясно, какое они имели назначение и, главное, как они открывались на огромной высоте, ведь даже от галереи под круглыми оконными проемами до них не достать.

 

 

 


Южное окно Морского собора.Северное окно Морского собора.Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя – решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи того времени.


Несмотря на все сложности, которые неизбежно возникают при осуществлении работ такого масштаба, витражи установлены. Поставленная задача выполнена петербургскими художниками, которые повторили грандиозную работу своих предшественников – неизвестных нам мастеров начала ХХ века.


Прошло уже целое столетие с момента постройки Кронштадтского собора. Менялись вкусы, предпочтения, оценки. Но впечатление, производимое этим храмом, не ослабело до сих пор.

 

 

 

Окончание восстановительных работ намечено на 2013 год. Свой столетний юбилей Кронштадтский Морской собор встретит таким, каким он был изначально: грандиозным, могучим и прекрасным.

Витраж «Распятие с предстоящими».

 

Фото А. Яковлева, Е. Бушнева, Т. Княжицкой.

В создании сюжета использованы материалы сайтов: 
http://www.fund-morskoysobor.ru/
http://www.kronstadt.ru/

08.03.2012, 8102 просмотра.