Княжицкая Т.В. О творчестве Казимира Моркунаса: к годовщине со дня смерти художника

Казимир Моркунас, фото 1970-хКазимир Моркунас. Это имя вошло во все советские энциклопедии и учебники для студентов художественных училищ и ВУЗов. В них это имя упоминается в связи с большими достижения литовских мастеров в области литого витража, которые оказали существенное влияние на все советское витражное искусство. Что стоит за этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним биографию Мастера.
Его полное имя на литовском Kazimieras Jono Morkũnas Моркунас Казимерас Йоно. Будущий художник родился 4 марта 1924 в литовском поселке Жежмаряй. В 1946-1951 гг. учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства у Стасиса Ушинскаса, затем в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе, с 1952 года там же преподавал.


Витраж «Утро», К. Моркунас, 1960, МоскваЕго ранние работы выполнены в традиционной свинцово-паечной технике из тонкого цветного и зеркального стекла ( «Утро», 1960, для Центральной аптеки в Москве, «Пирчюпис» (1961); «Эгле — королева ужей» для санатория в Друскининкай 1956–1960 г.)


Начиная с 1960 года Казимир Моркунас один из первых начал работать с литым цветным стеклом на цементной связке. Именно с этими работами к художнику пришла известность. А дальше – череда грандиозных работ для международных выставок, которые показали всему миру искусство страны победившего социализма.


В 1967 – витраж «Гимн труду» на международной выставке «Экспо-67» в Монреале (Канада). В 1970 – витраж «Советская молодежь» на международной выставке «Экспо-70» в Осака (Япония).


В 1973 году художник награжден Государственной Премией Литовской ССР, в 1985 году – Государственной премией СССР, тогда же ему было присвоено звание Народного художника страны – самая почетная награда в советское время для художника.


У нас в России, Казимир Моркунас известен исключительно по работам, созданным в советское время. Во все учебники вошли его витражи «Борьба» и «Встреча героев» для монумента Советской Армии-освободительницы в Крижкальнисе (1972) и «Непобеждённая Литва» для музея IX форта в Каунасе.

 

В издании «Moderne litauische Glasmalerei», вышедшем в 1980 году в Ленинграде на немецком языке опубликован собсвтенный рассказ художника о витражах (перевод В. М. Рудаковой):

«У нас, литовских живописцев по стеклу, нет особо больших достижений, однако наше поколение решает большую задачу, которая состоит в том, чтобы пройти путь от классических витражей к пластичным, объемным картинам на стекле. Было много дебатов в прессе, на совещаниях, пленумах, конгрессах, конференциях. Теперь никто больше не сомневается в том, что витражи необходимы, напротив сама жизнь, архитектура требуют оригинальных, эстетических, выразительных произведений.

Мне на долю выпало задание, создавать витражи для советских павильонов на EXPO – 67 в Монреале и на EXPO -70 в Осаке. Это была сложная работа, которая потребовала больших усилий. К сожалению, эти труды, эти картины на стекле, использованные в других архитектурных образованиях, не имели успеха.Когда мы говорим о синтезе живописи по стеклу и архитектуре, то необходимо сознавать, что тон здесь задает архитектор. Он определяет характер помещения и ищет художника, который исполнит его идеи.

По-моему, неправильно то мнение, что талантливое произведение могло бы спасти не очень удачное архитектурное решение. Скорее наоборот: незначительное произведение монументального искусства может достичь правильного благоприятного эффекта, если оно хорошо включилось в архитектуру, и соответствует характеру и стилю объекта. Мне представляется, что проблема комплексного решения будет приобретать все большее значение.При создании современных пластично-пространственных картин на стекле сегодня принимают участие инженеры-строители, технологи и мастера. И все-таки художник должен быть одновременно также и зодчим, и возвращаться к источнику техники изготовления, не забывая при этом, что он все-таки художник.

После долгих поисков я пришел к витражам из конусных стекол, соединенных с помощью тонких цементных швов. Конусное стекло имеет большую толщину, которая становится тонкой с краев. Это дает широкую палитру красок и рельефа. Несмотря на строгость сегодняшней архитектуры, я стараюсь в последние годы вернуться к пластическому рисунку, в котором я во многих случаев прибегаю к более тонкому стеклу и ввожу тональное моделирование.»


Витраж К. Моркунаса в парламенте Литвы, 2012С распадом СССР и обретением Литвой независимости имя Казимира Моркунаса, как и многих других деятелей отделившихся республик, перестало появляться на страницах российских журналов и книг. Последовавшие за тем двадцать с лишним лет художник по прежнему жил и работал в Литве. В его творчестве появились новые сюжеты, связанные с историей Литвы. Особое внимание мастер уделял теме Грюнвальдской битвы 1410 года. Это — одно из крупнейших сражений средневековой Европы, важнейшая победа в истории Польши и Литвы. Для литовцев это событие стало символом борьбы против захватчиков и источником национальной гордости. Разработка этой темы мастером в нескольких работах завершилась в 2012 году созданием грандиозного стеклянного полотна для второго здания литовского сейма в Вильнюсе.


Уместно будет вспомнить, что витраж «Праздник» К. Моркунаса, созданный при Советской власти в 1978 для здания правительства Литовской ССР (ныне первое здание Сейма) до сих пор является самым большим по площади витражом Литвы.


Не обошел своим вниманием художник и библейскую тему – эту квинтэссенцию духовной мудрости христианской части человечества, он создал циклы витражей для костелов в городах Вилкавишки и Утены.
Новые сюжеты, появившиеся в творчестве мастера в последнее двадцатилетие, сохранили авторскую художественную интерпретацию, тот узнаваемый почерк, который был выработан им еще в 1960-е, и который характерен для его работ советского периода.


Витражи Моркунаса в Грутас парке, ЛитваМастер ушел из жизни в 89 лет. Он был, как и многие великие художники, долгожителем. Марк Шагал, Пабло Пикассо, Фернан Леже умерли в преклонном возрасте. Как будто размышления о вечном давали этим людям дополнительные годы жизни. Их работы и по-прошествии времени не теряют своего значения, и новые поколения открывают в них созвучную своему времени мудрость. Так и работы Казимира Моркунаса, созданные на протяжении его долгой жизни, как в советское время, так и позже, по-прежнему актуальны и жизненны. Жаль, что некоторые из них по политическим соображениям свезены в Грутас-парк – своего рода музей отжившего быта советской эпохи. Здесь доживают свой век, подобно состарившимся ветеранам в инвалидной коляске, витражи Моркунаса из уничтоженного уже в наше время монумента в Крижкальнисе. Героические персонажи на сияющих полотнах нелепо выглядят здесь среди елок под крышей деревянного сарая. А ведь именно за них в 1973 году Казимир Моркунас был награжден Государственной премией Литовской ССР.


О его работах советского периода рассказывает статья Р. Юренайте 1982 года. Сегодня мы публикуем ее на интернет-портале «Витражи в России». Написанная при жизни мастера, как мы сегодня знаем, примерно на середине его творческой карьеры, она точно и достаточно полно описывает основные достижения К. Моркунаса к этому времени. Несмотря на присутствующие в статье идеологические штампы, характерные для советского времени, автор определил главное: витраж для литовского художника – это «искусство больших общечеловеческих тем». Два контрастирующих начала: драматизм и лиризм сталкиваются в его мироощущении и воплощаются в творчестве: в больших и малых стеклянных полотнах, где разворачивается эпопея о Человеке. При этом не так уж важно, к какой эпохе, строю или стране принадлежат герои Моркунаса, хотя иногда в изображениях встречаются детали, конкретизирующие их мир. Его персонажи – очищенная от случайности сущность человечества, символы главных переживаний каждого из нас.


22 января 2014 года не стало советского литовского художника. Его работы оказали огромное влияние на витражное искусство всего Советского Союза, или, говоря языком современной политической географии – значительной части континента Евразия, на искусство примерно полутора десятка государств, входивших некогда в СССР. Еще предстоит изучить наследие Мастера, определить меру его влияния, особенности творческой манеры и художественного языка, раскрыть тематику его работ и выявить технические новшества исполнения. Все это, конечно, будет сделано позже. А сегодня мы вспоминаем, восхищаемся и чтим память Великого Художника нашего времени.

 

Иллюстрации к статье подобраны из разных печатных изданий.

Фотография витража из здания литовского сейма с сайта: http://www3.lrs.lt/ru/images/vitrazas_I.jpg

Другие фотографии работ Казимира Моркунаса находятся в фотогалерее сайта «Витражи в России».

 

 Если вы хотите использовать этот текст в печатной или он-лайн публикации, предварительно ознакомьтесь с разделом о порядке использования информации с сайта «Витражи в России».

При любом использовании данного текста активная ссылка на первоисточник обязательна: Княжицкая Т. В. О творчестве Казимира Моркунаса: к годовщине со дня смерти художника. // Электронный ресурс: http://www.vitroart.ru/Sinfo/Snews/1028/.

19.01.2015, 3540 просмотров.